|
|||
Петька на даче, Л.Н.АндреевСтр 1 из 3Следующая ⇒ "Петька на даче", Л.Н.Андреев 1) Два мира — две жизни. У мальчишек в парикмахерской есть одно-единственное развлечение: смотреть на близлежащий бульвар, где время от времени происходят драки и где можно увидеть всю грязь жизни, настоящее дно. Там деклассированные элементы – вульгарные мужчины и порочные женщины – пьют, целуются прямо на лавках, ругаются, устраивают потасовки. Естественно, что у Петьки складывается впечатление, что вся окружающая жизнь такая – некрасивая, унылая, беспросветная. Но, в отличие от Николки, Петька не испытывает удовольствия при виде всего этого безобразия. Он просто равнодушен ко всему. И не знает, что есть ДРУГАЯ ЖИЗНЬ, недоступная ему, неведомая… Однако, смутные желания попасть куда-то в другое место, увидеть нечто новое, иногда тревожат мальчишку. И вдруг в Петькиной унылой жизни происходит настоящее чудо! Богатые господа, у которых работает кухаркой его мать, пригласили Петьку пожить у них на даче. Просто так – отдохнуть! И вот для мальчишки открывается новый, необыкновенный, чудесный мир, невиданный ранее! Сначала Петька попадает на железную дорогу, едет в поезде. Не отходит от окна вагона, потрясённый обилием новых впечатлений. Леса, поля, реки, станции – всего этого никогда не видел маленький дикарь из большого города. Оказывается, мир очень велик и разнообразен, он не ограничивается убогой парикмахерской да ближним затрапезным бульваром с его серыми обитателями. А на даче чудесная природа вплотную приблизилась к Петьке. Гуляй, где хочешь, впитывай все прелести окрестных мест: ходи в лес, купайся в пруду, лови рыбу, исследуй развалины старого дворца, общайся с новым приятелем-гимназистом. Вроде бы, всё это так естественно для юного человека. Но Петька на протяжении всей его недлинной жизни был лишён таких простых радостей, и оттого не переставал дивиться тому, как, оказывается, чудесна и интересна окружающая действительность. Даже лес, полянки с цветами, высокое небо казались ему теперь живыми, имеющими душу. Вот оно – счастье! Недаром разгладились на лице морщинки, и глаза оживились, перестали быть сонными. Петька из маленького старичка вдруг превратился в мальчика – весёлого, живого, любопытного. Вот таким и должно быть детство у каждого! Но в несправедливо устроенном мире всякая сказка когда-нибудь заканчивается. Всё возвращается на круги своя. И чем эта сказка была чудеснее, тем горше возвращение в унылую реальность. Когда Петька осознал это – отчаянию его не было границ. Внезапно нахлынувшее горе переросло в истерику, но выхода всё равно не было. Свинцово-серая жизнь вновь неумолимо надвигалась на него. И вот «большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву». Петька даже внешне вернулся к своему «старческому» обличью. Но всё равно он стал другим! Он никогда в жизни не забудет эту счастливую летнюю дачу и, более того, будет думать: а почему это мир устроен так несправедливо? Господам – все блага жизни: веселье, танцы в саду, катание на лодке, вкусная еда. А простым людям вроде Петьки и его мамы – тяжёлый малооплачиваемый труд, беспросветная скука, вечная усталость и недоедание. Недаром Петькин товарищ по несчастью Николка слушал заворожённо рассказы о даче – о том, «чего не бывает, чего никто не видел никогда» и говорил странные слова: «Вот черти! Чтоб им повылазило!». Это о них, о господах, что присвоили себе единоличное право на достойную человеческую жизнь. В построенном на приёме контраста повествовании резко противопоставлены мир взрослых и мир детей, картины грязного, скучного города и загородного приволья. В описании парикмахерской и всего города ключевыми словами является повторяющееся выражение «одно и то же». Это помогает читателю почувствовать обыденность и скуку жизни горожан: дни, похожие один на другой, одни и те же зеркала в парикмахерской, один и тот же крик: «Мальчик, воды!» 2) Композцию можно назвать кольцевой, потому что действие начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. 3) Портреты Л. Андреев показывает и других мальчиков – подмастерья Николку и гимназиста Митю. Они оказываются милосерднее взрослых, ещё не очерствели душой. Именно они в системе персонажей являются главными. Дерзкий сирота Николка, несмотря на внешнюю грубость, опекает Петьку, с интересом выслушивает его, обучает азам профессии. Он « всегда становился добрее, оставаясь вдвоем, и объяснял «мальчику», что значит стричь под польку, бобриком или с пробором». Весёлый и живой Митя, живущий на даче, даёт возможность своему новому другу испытать все радости детства: порыбачить, искупаться в речке, полазить по крышам. Именно благодаря этим мальчикам робкий и тихий Петька познаёт вкус дружбы. 4) Позиция автора в этом произведении довольно проста и ясна: он говорит, что взрослые не имеют права отнимать у ребёнка детство, они должны окружать его любовью и нежностью, заботой и пониманием.
|
|||
|