|
|||||
Дополнительно ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Дополнительно Выделяют 2 модели развития науки: кумулятивную и антикуммулятивную (эволюцион-ная – революционная модели, количественное – качественное). Куммулятивистские взгляды предполагают количественный эволюционный рост науки и основываются на 2-х тезисах: 1) Новое знание всегда адекватнее описывает мир, чем старое; 2) В старом знании имеет значение лишь то, что не противоречит новому знанию. Чаще всего куммулятивизм оформляется на основе биологической модели развития, например, в работах Герберта Спенсера и Стивена Тулмина.
Главный недостаток куммулятивистских теорий в том, что они вообще отрицают качественные, революционные изменения в науке, считая, что последующие теории всегда обобщают предшествующие, включают их в себя в качестве частного случая. Антикуммулятивистские теории. 1) Теория научных революций Томаса Куна (конец 50-х гг. 20 в.) Впервые к науке подошел с идеей революции. Основным элементом развития научного знания является парадигма (дисциплинарная матрица), состоящая из 4-х элементов: 1) символические обобщения (законы, принципы, уравнения, константы); 2) концептуальные допущения, т.е. представления о том, что считать фактами, пример, мир состоит из атомов; 3) примеры решения задач; 4) ценностные установки. В развитии науки Кун выделяет 4 этапа: 1) допарадигмальный (пример, физика до Ньютона); 2) этап формирования парадигмы, итог которого – появление учебников, детально раскрывающих парадигмальную теорию; 3) этап нормальной науки (прирост знания в рамках парадигмы); 4) кризис старой парадигмы, революция в науке, раскол единого научного общества, поиск и оформление новой парадигмы. 2) Модель смены научно-исследовательских программ (НИПр) Имре Лакатоса. Лакатос был учеником Поппера и выступал с критикой его идеи фальсификационизма, т.к. согласно ему, в случае опровержения теории от нее следует отказаться, но в действительности этого не происходит, и Лакатос пытается проследить механизм постоянной модификации теории, ее приспособление к новым фактам. Единицей развития науки он считал НИПр, которые определяет как совокупность сменяющих друг друга теорий, объединенных фундаментальными идеями и методологическим сходством. В структуре НИПр 4 элемента: 1) «жесткое ядро» – фундаментальные положения, которые никогда не меняются в данной парадигме; 2) «защитный пояс» – следствия из «жесткого ядра», которые условно признают истинными; 3) «негативная эвристика» – то, что запрещено делать с программой; 4) «позитивная эвристика» – указание на направление развития программы. Для каждого объекта науки есть конкурирующие НИПр, отбор которых проходит по их прогностической силе. 3) Теория уникализма (Case Studies – изучение случаев). Цель данных исследований – рассмотрение поворотных моментов развития науки (открытий, изобретений) в их уникальности. Особенности метода: 1) Процессуальность рассмотрения – внимание уделяется формированию уникального события в науке; 2) Локальность – хронологический период исследуемого явления относительно небольшой (день, неделя); 3) Значительность события – интерес для этих ученых представляют революционные изменения в науке. Пример, открытие Менделеевым своей таблицы. 4) Эпистемологический анархизм Пола Фейерабенда. Пол Фейерабенд относится к постпозитивистам. В основе его подхода лежат 2 идеи: 1. Идея пролиферации (разрастания) – это требование поддерживать и развивать самые парадоксальные, фантастические концепции, т.к. только благодаря им формируются радикальные новации в науке. 2. Принцип несоизмеримости. Нельзя критиковать одну теорию с позиции другой, т.к. у каждой теории свои факты, принципы и логика, которые несоизмеримы. Фейерабенд призывает отделить науку от государства, т.к. она строит картину мира, рядоположенную с религиозной, мифологической, обыденной и т.д. картинами мира, а единственно верной картины мира не может быть в принципе. В отношении движущих сил развития науки существуют 2 мнения: 1) интернализм (развитие науки определяется ее внутренними резервами и потребностями). Эту идею обосновал К. Поппер в «Концепции трех миров»
2) экстернализм – наука развивается, благодаря непосредственному (внешнее стимулирование – гранды, премии и т.д.) и опосредованному (внутреннее стимулирование – личная заинтересованность, честолюбие) влиянию общества.
|
|||||
|