Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самодостаточность.. Общение с интересными людьми.. Исполнение желаний.



Самодостаточность.

Общественное мнение, конечно, значит очень много, однако главное – самоуважение. Когда вы в определённый момент после «курса самообразования» поймёте, что знаете больше, чем обыкновенные окружающие вас люди, вы сами почувствуете, насколько далеко вперёд вы продвинулись, а значит, вы сможете собой гордиться. Главное, не переусердствовать с завышенным мнением о себе, поскольку в зазнайстве и высокомерии нет ничего хорошего. Но поверьте, если вы станете умнее, образованнее и развитее, вы начнёте уважать себя, избавитесь от комплексов и получите множество новых знаний, эмоций и впечатлений.

Общение с интересными людьми.

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты» – идеально подходящая под ситуацию поговорка. Действительно, обычно люди общаются с себе подобными: высокоинтеллектуальному джентльмену едва ли будет интересно с безграмотным разгильдяем, как и наоборот. Если вы хотите, чтобы ваш круг общения состоял из интересных, любознательных и умеющих увлекательно и вдохновлённо рассказывать о чём-либо людей – станьте такими сами, чтобы соответствовать. Поможет здесь лишь самообразование. Вы не только начнёте проводить с новыми знакомыми много занимательных минут и часов, но и будете получать новую информацию, а благодаря уже имеющимся знаниям, она вам обязательно понравится.

Исполнение желаний.

Чтобы наши мечты воплощались в реальность, нельзя просто чего-то хотеть и ничего для этого не делать. Например, путешествия – довольно распространённая и поистине замечательная мечта многих людей. Чтобы не просто приехать в чужое государство и поглядеть на распространённые среди туристов достопримечательности, а по-настоящему оценить всю прелесть страны, нужно кое-что знать. Язык, особенности культуры, необычные сооружения/памятники/здания, о которых известно не каждому… Чем не самообразование: в школе/университете вы учили английский, а судьба привела вас в Германию, благодаря чему вы самостоятельно принялись изучать немецкий. Вам не просто будет интересно получить новый опыт и изучать новый язык, но и в будущем станет проще ориентироваться среди чужих улиц и спросить о чём-нибудь у прохожих. Примеров можно привести множество, но, возвращаясь к рассматриваемому – путешествиям – нельзя наслаждаться поездками по другим городам и странам, имея лишь минимальные знания. Чем шире ваши познания о посещаемых местах – тем интереснее и увлекательнее будет ваше путешествие. Так же можно сказать о любых мечтах: чем больше вы знаете о том, чего хотите, тем больше вероятность, что вы получите это и останетесь довольны.

 

Людям свойственна тяга к новым знаниям. Все начинается с детства. Для детей обучение – это способ существования. С возрастом, после того, как базовые и профессиональные знания уже получены, для самообразования нужна четкая и обоснованная причина, то есть мотивация.

Мотивация к самообразованию связана с потребностью принадлежности к социальной группе, с потребностью к признанию, с потребностью к самовыражению, она занимает третье место в списке потребностей человека и стоит сразу после физиологических потребностей и потребностей в безопасности (в соответствии с иерархической пирамидой А. Маслоу).

Мотивация может быть внешней и внутренней. Для самообразования внутренняя (личная) мотивация является приоритетной. Внутренняя мотивация к самообразованию может находиться на низком уровне в силу различных заблуждений. Одно из самых распространенных – заблуждение о том, что с возрастом снижается способность восприятия, что чем старше человек, тем менее он обучаем, тем жестче у него стереотипы и привычки. Особенно, если речь идет об обучении иностранным языкам.

Однако есть целый ряд исследований, которые опровергают это положение. Оказывается, обучение взрослой аудитории имеет неоспоримые преимущества.

Во-первых, большой опыт использования родного языка, навыки которого можно перенести на иностранный.

Во вторых, восприятие структуры иностранного языка облегчается, так как обучаемые владеют логическим и аналитическим мышлением, а также способностью к ассоциациям и обобщениям.

В-третьих, общие знания позволяют быстрее расширить словарный запас за счет уже известных из других областей интернациональных слов. К тому же взрослые люди могут использовать различные техники запоминания и свои собственные приемы обучения, которые они выработали раньше. Кроме того, взрослые люди обычно имеют хорошо развитую долговременную память, что тоже очень важно для процесса самообразования.

Теперь посмотрим, как можно влиять на мотивацию. Приоритет личной мотивации делает необходимым определение цели обучения, все подчинено этой цели, поэтому личностно-ориентированная система хорошо здесь работает. Личностно-ориентированная система (система, при которой главным действующим лицом является обучаемый) позволяет самому обучающемуся активно участвовать уже в процессе создания программы обучения.

Непосредственно в процессе обучения можно использовать все упомянутые выше преимущества взрослой аудитории. Так, при изучении иностранного языка, мы можем говорить о сознательном обучении, потому что обучаемые не воспринимают материал в виде готовых данных, а участвуют в интерактивном объяснении, используя логику. Известно, что прочность запоминания в форме логических структур выше, чем при получении фрагментарных разрозненных знаний. Применение логики облегчает понимание и снижает нагрузку на память.

При решении языковых задач важно дать возможность самостоятельно принимать решения, так как самостоятельно сделанный выбор способствует лучшему запоминанию. Для этой цели могут применяться игровые практики, в которых нет одного единственно правильного ответа, а есть несколько возможных подходов. Здесь мы имеем дело и с самореализацией, которая является основой для мотивации, а удовольствие от выполненного задания – сигнал для мотивации.

Важную роль играет наглядность, она работает безотказно при обучении и детей, и взрослых. С возрастом предметная наглядность (картинки) уступает место символической наглядности (схемы, символы). Сочетание обоих видов наглядности увеличивает эффективность обучения в несколько раз.

Наглядность, самостоятельность при определении способа решения задач и анализ разнообразных ситуаций тесно связаны с вниманием; мы можем одновременно задействовать разные виды внимания, а именно: зрительное внимание, слуховое, произвольное и непроизвольное.

Мы уже упоминали тот факт, что долговременная память у взрослых людей развита лучше, чем кратковременная, поэтому, используя приемы, позволяющие закрепить информацию на долгое время (это касается в первую очередь словарного запаса), мы повышаем мотивацию. К этим приемам следует отнести в первую очередь повторение материала через определенные промежутки времени, которые просчитаны с учетом работы памяти. Еще один вид памяти, комбинационная память, позволяет систематизировать знания, генерировать что-то новое и сопоставлять новое с уже известным.

Прочность запоминания связана так же и с интересом. С одной стороны, интерес и есть мотивация (легко учится то, что интересно), с другой стороны, нравится то, что хорошо получается. Эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей. Однако, даже эмоциональность должна проверяться целесообразностью: например, насколько реальны и жизненны ситуации, в которых отрабатываются полученные знания.

Таким образом, обучение должно быть и будет мотивирующим, если цели обучаемого учтены, применяемые приемы эффективны, а сам процесс обучения приятен.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.