Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Французское Просвещение. Идеи Вольтера



Французское Просвещение

Первый этап французского Просвещения выдвинул в качестве главных фигур Франсуа Мари де Аруэ, который был более известен под псевдонимом «Вольтер» (1689 – 1755 годы), и Шарля-Луи де Секонда, барона Ля Брэда и де Монтескье (1689 – 1755 годы). Ими была заложена база во французском Просвещении, они же оставались его предводителями вплоть до 1740-х годов, после которых появились новые представители просветителей.

Второй этап французского Просвещения связан с именем редактора книги «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» Дени Дидро (1713 – 1784 годы), идеологом «третьих сословий» Жаном Жаком Руссо (1712 – 1778 годы), философами и учеными, выступавших с материалистических позиций, среди которых можно выделить Этьена Боноде Кондильяка (1715 – 17180 годы), Жюльена Оффе де Ламетри (1709 – 1751 годы) Жаном Д”Аламбером (1717 – 1783 годы), Паулем Генрихом Дитрихом Гольбахом (1723 – 1789 годы) и Клодом Адрианом Гельвецием (1715 – 1771 годы).

Главным отличием этих людей от приверженцев предшествующего этапа было то, что последние придерживались позиций деизма, в то время как у представителей позднего этапа Просвещения наблюдались атеистические и материалистические идеи.

Идеи Вольтера

В качестве первого мыслителя, который употребил термин «просвещение» принято считать Вольтера, крупнейшего представителя раннего поколения в просветительской касте, который являлся признанным лидером Просвещения Франции. В его творчестве принято выделять необычайную многосторонность, он работал в таких жанрах, как: роман, драма, поэзия, памфлет и статья.

Правомерно ли присваивать Вольтеру статус «философ», исходя лишь из того, что он критиковал религию, насмехался над тем, что определял в качестве предрассудков и занимался монашеским просвещением? Необходимо отметить, что он не развивал никакие оригинальные философские идеи. Он интересовался философией исключительно с позиции практического приложения. В философском наследии, оставленном Вольтером располагаются философские статьи, под названием «Карманный философский словари».

В качестве основного творческого жанра творца выступали философские романы. Работы Вольтера также можно причислить к публицистической философии. Следует сказать, что в контексте любого литературного творческого жанра он характеризуется в качестве воинствующего публициста.

Важнейшей чертой в мировоззрении автора является антиклерикализм. Следует выделить ряд мыслей Вольтера касательно духовенства и церкви, которые впоследствии определили в качестве афоризмов.

1. Итогом религиозности является тоже самое, что и в азартных играх: если начинать в качестве дурака, то закончишь в качестве плута.

2. Если человек сотворен по образу и подобию Бога, то люди отплатили Богу тем же.

3. Самой утешительной и вместе с тем устрашающей идеей является духовный догмат бессмертия.

4. Христианство является сетью, которая дольше семнадцати веков благодаря мошенникам опутывала дураков, а также кинжалом, которым в течении четырнадцати веков люди с фанатизмом уничтожали своих сородичей.

Истоками официальной религии, согласно Вольтеру, являются паттерны невежества, фанатизма и обмана, которые распространяются церковниками с корыстным умыслом. Автор полагал, что Христианство основано на сплетении «очень низкой лжи, которая придумана подлецами и сволочами». Можно отметить, что критиковал он религию совсем не в философском ключе.

Борясь с церковью, духовенством и религией «откровений», он при не являлся при этом атеистом. Критикуя властвующую религию, которая апеллирует к откровениям и волшебству, им при этом неоднократно признавалось, что вера в Бога необходима: «Бог необходим также, как и законы. Эти вещи являются уздой».

В некотором роде, в качестве религиозной «узды» можно считать единственное средство, сдерживающее преступления и беззаконие власти по отношению к населению. При этом, для социальных низов, бедных и неимущих, религиозная «узда» необходима для внушения им мыслей о непозволительности для состоятельных граждан стремления влезть в частные владения. Согласно мнению Вольтера, в отсутствии религии, низшие слои общества могут стать лишь «ордой разбойников». Религия, таким образом, позволяет контролировать и управлять массами.

Рассуждения Вольтера касательно религии имеют двойственные корни. Являясь непримиримым врагом церквей и христианства, он также негативно высказывается по отношению к атеизму, для него эти вещи являются одинаково неприемлемыми. Мнение мыслителя касательно атеистического направления сводится к тому, что абсурдным является отсутствие веры в Бога, но и вера в него является невозможной.

Так, критикуя атеизм, Вольтер был приверженцем «деизма».

Определение 1

Деизм (от латинского – Бог) – направление, в котором Бог является создателем мира, наделяет его законами, но далее остается безучастным в его развитии.

Бог, согласно Вольтеру, не создает мир из пустоты. Бог – это только перводвигатель и законодатель всего сущего. После выполнения своей функции он более не участвует в общественной и природной жизни.

Знаменитое высказывание мыслителя «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать» отражает позицию, согласно которой общественная нравственность без воли Божьей существовать не может. Существование Зла на свете объясняется действием естественных законов, а не тем, что Бог создал мир таким. Поскольку Бог не участвует в текущих событиях, он не может отвечать за происходящее в настоящем. Причиной морального зла является человеческое незнание и злая воля, следовательно, Бог также не несет за это ответственности.

Вольтер является одним из создателей философии истории. Согласно его взглядам, история человечества движется в рамках прогрессирования культурных и научных сфер, однако развитие может останавливаться и чередоваться с периодами регресса. Однако при этом, человеческая история свидетельствует о существовании прогресса.

Вольтером отвергалось деление человечества на «историческое» и «неисторическое». Согласно его воззрениям, любым народом, в условиях мудрого правления и при сопутствующих условиях может быть создана высокоразвитая цивилизация. Согласно мнению мыслителя, общественный строй разделяется законодательными системами, которую придумывают законодатели. Так, вся историческая деятельность человечества руководствуется чьей-то позицией.

Исходя из того, что Вольтер являлся идеологом в просвещенном абсолютизме, он хотел донести Просветительские идеи до Европейских монархов. Он, находясь на служении у И. Фридриха, вел переписку с Екатериной II. Имя Вольтера связывают с распространением в России «вольтерьянства» – идей свободы, иронии и напыщенности у общепризнанных властителей.

Вольтер трактовал социальное неравенство в качестве вечного закона жизни, поскольку достаточно низко оценивал умственные способности основной массы общества: «Когда рассуждать пытаются глупцы – это конец».

Свои замечания, оставленные при изучении работы Руссо «О причинах неравенства между людьми», высказывания последнего об идеях социального равенства он называл «философией нищего, который хочет, чтобы бедняки грабили богачей». Согласно позиции Вольтера, равенство является самой естественной вещью, которое при этом также может быть химерой. Мыслитель полагал, что усовершенствование общества возможно и необходимо реализовывать путем разумных доводов.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.