|
|||
Французское Просвещение: социально-философские взгляды ВольтераСтр 1 из 2Следующая ⇒ Французское Просвещение: социально-философские взгляды Вольтера Не смотря на то, что мысли о Просвещении изначально получили зарождение в Англии конца XVII века, эти идеи получили самое полное развитие именно во Франции, благодаря которой просветителей начали называть «повелителями мыслей», а согласно высказываниям Ф. Энгельса, «просвещение голов было необходимо из-за надвигающейся революции». Так, философские идеи о Просвещении в наиболее полной мере отражали положение и сущность идей в массовом общественном сознании, способствуя их формированию. Специфика Просвещения Франции Кроме общей идеологии, которая была присуща Просвещению, в общем, Просвещение Франции можно охарактеризовать в качестве политического радикализма и антиклерикализма. Помимо советских трактатов, европейская историко-философская литература по философии Просвещения изучалась, и в настоящее время иногда изучается преимущественно в качестве идеологического обоснования Великой Французской революции, имея для этого значимые причины. Многие десятилетия французскими просветителями беспощадно критиковались все традиционные общественные институты: монархия, сословная структура общества, церковь, сложившаяся воспитательная система. В сущности, ими велась идеологическая подготовка радикального слома социальной структуры, которая была унаследована феодальным прошлым. Ими были провозглашены новейшие социальные идеалы, в качестве одного из которых выступала свобода. В качестве главной идеологической опоры в системе общественных отношений феодалов Франции выступала католическая церковь. ПО отношению к религии, французскими просветителями были выдвинуты различные идеи: некоторая их часть придерживалась деизма (Руссо, Вольтером), другая категория являлась приверженцами атеистических воззрений (Ламетри, Гольбах). Однако все они были причислены к антиклерикалам (от греч. αντί – против и лат. clericalis – церковный) и выказывали активное сопротивление идеям, сформированным католической церковью и ее структуры. Противостояние церкви и религии определялась просветителями, как центральная задача и основное звено всех форм деятельности идеологических и политических структур. Карлом Марксом в труде «К критике гегелевской философии права» было отмечено, что критика религии является предпосылкой для любых других форм критики. Уничтожение сложившихся общественных устоев является невозможным, если нетронутыми остаются его духовные основы, в качестве которых выступало христианство. Так, противостояние католической церкви трансформировалось в религиозное противостояние, которое порождало эмоции ненависти у просветителей.
|
|||
|