Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Legatissimo -требует большей связности между звуками, подчеркивая напевность звучания штриха. Обозначается словом legatissimo.



Штрихи, исполняемые мягкой атакой звука: Non legato (итал. – не связно). Атака мягкая, звук выдерживается приблизительно 3/4 написанной длительности (1/4 приходится на паузу, поэтому между звуками при игре прослушиваются легкие паузы), окончание без участия языка. Обозначается точками, стоящими над нотами, объединенными лигой.

Portato (итал. portare – нести). Прием скользящего перехода от одного звука к другому, мягкого подчеркивания как-бы непрерывно тянущегося звука. Длительность звука предельная. Обозначается знаками тире над или под нотами, объединенными лигой.

Штрих, исполняемый фрикативной атакой звука:

Frullato (итал. frullare – свистящий, вращаться). Специфический штрих духовиков, имитирующий тремоло струнных инструментов. Начало звука выполняется путем простой атаки, окончание звука может быть как с участием, так и без участия языка. Тремолирующее ведение звука осуществляется двумя способами: посредством кончика языка («тр», «фр»), или с помощью язычка, находящегося у основания языка («хр», «кр»). Находящийся в определенном напряжении язык, как пружина, пропуская воздух в инструмент, постоянно вращается под нёбом. Обозначается словом «frullato».

Штрихи, исполняемые комбинированной атакой звука: Двойное стаккато (применяется, на флейте, корнете, трубе, валторне, тромбоне и фаготе). Основанием для его применения служит, как правило, скорость исполнения. Двойное чередование образуется путем последовательного повторения твердой и вспомогательной атак («ту-ку»). В нотной записи специального обозначения не имеет.

Тройное стаккато. Образуется двукратным применением твердой атаки в чередовании с одним приемом вспомогательной («ту-ту-ку» или «ту-ку-ту»). Специального обозначения не имеет. Применяется исполнителями, когда необходимо в быстром темпе исполнить тройное чередование звуков (триоли, секстоли и т.д.).

Штрихи, не связанные с атакой языка (кроме первого звука): Legato (итал. – связно) Прием мягкого, плавного соединения звуков. Исполняется путем изменения силы напряженности губных мышц и интенсивности струи воздуха. Язык участвует в формировании струи воздуха и регулирует её направление. Обозначается лигой.

Legatissimo -требует большей связности между звуками, подчеркивая напевность звучания штриха. Обозначается словом legatissimo.

Маркированное legato.Плавность соединения звуков под лигой нарушается резкой активизацией выдоха, имитирующей атаку. Толчок воздуха заменяет работу языка. Обозначается знаками акцента, объединенными лигой.

 Glissando (итал. – скользя)

Специфический прием игры, основанный на последовательном заполнении интервала промежуточными звуками. Достигается с помощью действий губ (в пределах небольшого интервала), либо при одновременном взаимодействии амбушюра с аппликатурными действиями пальцев (при широких интервалах), путём неполного нажатия вентилей или неполного прикрытия звуковых отверстий инструмента. На тромбоне легко воспроизводится с помощью кулисы. Обозначается волнистой линией от ноты к ноте, заменяющей лигу и коротким словом gliss.

Исполнению штрихов следует уделять большое внимание, поскольку они помогают играющему отобразить художественное содержание произведений. Выразительное значение штрихов состоит в том, что они заключают в себе массу оттенков. Будучи тесно связанными с характером исполняемой музыки, Г штрихи могут по-разному исполняться и производить различное впечатление. Степень продолжительности, остроты, мягкости и других особенностей звучания в каждом случае может быть различна. Следует отметить, что штрихи, как и динамические оттенки, не всегда полностью фиксируются в нотном тексте, поэтому они нередко требуют уточнений со стороны играющего и должны производиться умело, в полном соответствии со стилем каждого произведения.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.