Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мультиклапан



 

СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ

ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Из-за повышения экологических требований к автомобилю все чаще на смену бензиновому топливу приходит газовое топливо. Газ, используемый как автомобильное топливо, применяется в сжиженном состоянии при давлении 1,6 МПа (пропано-бутановая смесь) – сжиженный нефтяной газ (СНГ) и сжатом состоянии при давлении 20 МПа (метан) – сжатый природный газ (СПГ). Сравнительная характеристика газового и бензинового топлива приведена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Характеристики топлив

Компоненты Метан СН4 Пропан С3 Н8 Бутан С4 Н10 Бензин С8 Н17(АИ-93)
Молекулярная масса, кг/моль
Октановое число 93 (теоретич.)
Теплота сгорания объемная, МДж/м 3
Теоретически необходимое количество воздуха для сго- рания 1 кг топлива, кг 17,2 15,8 15,6 14,9
Максимальная скорость рас- пространения фронта пламе- ни, м/с 0,77 0,810 0,825 0,850
Предел воспламенения объемный, % 5,0 2,4 1,8 1.5
Плотность газовой фазы при нормальных условиях, кг/м3 0.717 2,019 2,703 5,18

 

Особенностью сжиженного нефтяного газа (СНГ) является образование газообразной и жидкой фазы в процессе наполнения баллона. Первые порции сжиженного газа быстро испаряются, заполняя весь объём баллона. Испарение сжиженного газа в баллоне продолжается до тех пор, пока образовавшиеся пары сжиженного газа не достигнут насыщения. К концу заполнения баллона сжиженный газ в жидком состоянии заполняет лишь 80-85% объема. Плотность жидкой фазы СНГ составляет 560-600 кг/м3 при 00 С и нормальном атмосферном давлении. Плотность паровой фазы при тех же условиях колеблется от 2,0 до 2,7 кг/м3 . Сжиженный нефтяной газ тяжелей воздуха в 1,5-2 раза, что указывает на свойство этих газов скапливаться внизу, на поверхности земли или в различных углублениях, образуя взрывоопасную смесь с воздухом (в количестве 1,8-9,5%). Для обнаружения газа в воздухе при утечке из газовой системы в газ вводят в определенной концентрации специальные вещества – одоранты.Сжатый природный газ метан благодаря низкой плотности в два раза легче воздуха и в случае утечки устремляется вверх, что обеспечивает большую безопасность при эксплуатации автотранспорта.

Преимуществом СНГ по сравнению с СПГ являются большая концентрация тепловой энергии в единице объема, значительно меньшее рабочее давление в баллонах и газовой арматуре, их меньшая масса и стоимость. Один баллон ГСН рассчитан на 500 км пробега, а баллон СПГ – только на 100 км. СНГ и СПГ обладают значительно лучшей антидетонационной стойкостью, чем бензины, так как октановое число у них больше ста. Газ превосходит бензин по теплотворной способности, однако в смеси с воздухом его энергетические показатели снижаются, что является одной из причин уменьшения мощности газобаллонных автомобилей на ГСН до 7% и на СПГ до 20% по сравнению с бензиновым двигателем и ухудшения тягово-динамических и эксплуатационных характеристик. Высокие октановые числа требуют увеличение угла опережения зажигания. Раннее зажигание может привести к перегреву деталей двигателя.

При эксплуатации газобаллонных автомобилей наблюдаются случаи прогорания днищ поршня и клапанов при слишком раннем зажигании и работе одновременно на бедных смесях.

Газообразные углеводородные топлива относятся к наиболее чистым в

экологическом отношении моторным топливам. Выбросы токсичных веществ с отработавшими газами газобаллонных автомобилей по сравнению с бензиновыми значительно ниже. Стандартами предусматривается две марки сжиженных нефтяных газов: ПБА – пропан-бутан автомобильный, применяемый при температуре от +450 до −200 С; ПА – пропан автомобильный, применяемый зимой при температуре от –200 до −350 С.

 

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО КОМПЛЕКТА ГБО

 

Все газобаллонные установки, предназначенные для работы на сжиженном нефтяном газе, принципиально похожи, отличаются лишь технической реализацией отдельных узлов. Основными элементами комплекта ГБО являются (рисунок 1):

- баллон автомобильный газовый (1);

- мультиклапан (блок арматуры) (2);

- система вентиляции блока арматуры (3);

- выносное заправочное устройство ВЗУ (4);

- клапан электромагнитный газовый (газовый клапан) (5);

- редуктор-испаритель (6);

- трубопроводы высокого давления (7);

- дозатор газа (8);

- трубопроводы низкого давления (9);

- смеситель (10);

- блок (пульт) управления (11);

- клапан электромагнитный бензиновый (бензоклапан) (12);

 

Первое поколение ГБО имеет механические системы с вакуумным управлением, в которых газ подается в двигатель через впускной (воздушный) коллектор посредством разряжения, создаваемого двигателем. Недостатком этих систем было нарушение стабильности подачи газовоздушной смеси, неустойчивый холостой ход, частые ручные регулировки.

Рисунок 1 − Схема газобаллонной установки первого поколения,

работающей на сжиженном нефтяном газе

 

Второе поколение ГБО для автомобилей с карбюраторами и инжекторной системой питания сохраняет те же схемы установки газового оборудования (рисунок 2). Отличие – в управлении электронным блоком управления электромеханическим шаговым дозатором подачи газа, которое частично компенсирует неточность работы редуктора. Дозатор подачи газа должен поддерживать постоянное стехиометрическое соотношение топливовоздушной смеси.

Так же как и на системах первого поколения, для установки на автомобиль с

инжекторной системой питания дополнительно устанавливают реле отключе-

ния топливного насоса и эмулятор работы форсунок. Электрический редуктор и электронное дозирующее устройство опираются на сигналы датчика содержания кислорода в выпускном коллекторе двигателя, датчика положения дроссельной заслонки и датчика частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Рисунок 2 − Упрощенная схема второго поколения ГБО, работающего на сжиженном нефтяном газе

Третье поколение ГБО обеспечивает распределенный синхронный (нефазированный) впрыск газа с дозатором-распределителем, который управляется электронным блоком. Газ подается во впускной коллектор с помощью механических форсунок, которые открываются за счет избыточного давления в магистрали подачи газа. При такой схеме подачи газа впускной коллектор заполнен воздухом, а не газовоздушной смесью, как в случае работы обычного редукторного оборудования, вследствие чего практически исключены тяжелые последствия от «хлопков» во впускном коллекторе при нарушении состава рабочей смеси особенно в переходных режимах. Кроме того, при использовании такой системы динамические характеристики автомобиля при работе на газе еще более приближаются к тем же параметрам автомобиля, работающего на бензине, достигается пониженный расход газа по сравнению с системами предыдущих поколений.

Четвертое поколение ГБО – системы распределенного последовательного(фазированного) впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые управляются более совершенным электронным блоком. Как и в системе предыдущего поколения ГБО, газовые форсунки устанавливаются на коллекторе непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра, но управляются блоком ЭБУ каждая в отдельности, используя для расчета длительности впрыска газа информацию от штатного бензинового контроллера, корректируя ее информацией дополнительных датчиков давления газа и воздуха во впускном коллекторе, чем достигается высочайшая точность состава газовоздушной смеси. Автоматически сохраняется стратегия топливоподачи распределенного впрыска (попарно параллельный впрыск, фазированный впрыск или любой другой, использованный в штатном бензиновом алгоритме), исключена возможность сжечь нейтрализатор, т.к. не требуется отключение или эмулирование штатных датчиков – они при работе на газе работают в штатном режиме.

Пятое поколение ГБО. Основное отличие систем пятого поколения состоит в том, что в этих системах осуществляется распределённый впрыск жидкой фазы пропан-бутановой смеси. Таким образом, отпадает необходимость в наиболее уязвимом узле газового оборудования – в редукторе. Все остальное аналогично системам четвертого поколения. Впрыск газа производится элек-тромагнитными форсунками, которые управляются самообучаемым электронным блоком управления подачи газа совместно с штатным блоком управления двигателем автомобиля. Жидкая фаза пропан-бутановой смеси постоянно циркулирует внутри системы через рампу газовых форсунок с клапаном обратного давления обратно в баллон во избежание образования паровых пробок. Для этого в баллоне находится газовый насос, который и обеспечивает циркуляцию жидкой фазы газа из баллона и обратно. Система ГБО впрыска жидкого газа предназначена для инжекторных автомобилей с катализатором и совместима с экологическими требованиями Евро 3 и Евро 4. Основным преимуществом систем ГБО пятого поколения является отсутствие потери мощности и отсутствие повышенного расхода при работе на газе. К тому же, ввиду отсутствия необходимости испарять газ перед подачей в двигатель запуск на газе возможен при любых отрицательных температурах. К недостаткам систем ГБО пятого поколения можно отнести высокую чувствительность к загрязнениям газа.

РАБОТА КОМПЛЕКТА ГБО

При заправке газом наконечник заправочного шланга подсоединяется к ВЗУ. Газ через открытый заправочный вентиль на мультиклапане заполняет баллон под давлением максимум 1,6 МПа (16 атм). Заправка производится до уровня 0,8-0,9 полного литража баллона. При достижения этих показателей подачу газа прекращает отсечной клапан на мультеклапане. Попадая в баллон, жидкий газ начинает испаряться, по окончании заправки в свободном от него пространстве образуется паровая подушка, необходимая для компенсации увеличения объема жидкости (и как следствие – давления) при изменении температуры. В момент отсоединения заправочного пистолета выброс газа из заправочного устройства предотвращает обратный запорный клапан. При работе двигателя на газовом топливе газ через открытый расходный вентиль мультиклапана и газовый электромагнитный клапан поступает в редуктор-испаритель, где происходит снижение давления до близкого к атмосферному и переход газа от жидкого состояния к газообразному. При расширении газапроисходит поглащение тепла (охлаждение), для компенсации тепловых потерь и замерзания редуктора в него подается горячая жидкости из системы охлаждения двигателя, которая циркулирует в полости испарителя газового редуктора. Из редуктора газ, проходя через дозатор, регулирующий количество поступающего в двигатель газа в зависимости от разрежения во впускном коллекторе, поступает в смеситель. Смеситель располагается над карбюратором в корпусе воздушного фильтра или в карбюраторе до дроссельных заслонок. У двигателей с впрыском топлива смеситель располагают в патрубке подвода воздуха перед дроссельной заслонкой. В смесителе газ смешивается с воздухом, и газовоздушная смесь всасывается в цилиндры двигателя. При работе двигателя на газе бензоклапан, расположенный между бензонасосом и поплавковой камерой карбюратора, закрыт. При работе на бензине газовый клапан закрыт, бензоклапан открыт. В автомобилях с впрыском дополнительных бензоклапонов не ставят, а снимают электрическое питание с топливных форсунок, при этом топливный насос не отключается. На мощные двигатели с большой степенью сжатия устанавливают дополнительный электронный блок и специальную аппаратуру для точной дозировки газа.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГБО

Мультиклапан

Мультиклапан представляет собой блок запорно-предохранительной арматуры, установленной на баллоне. Он предназначен для автоматического контроля уровня и прекращения заправки и подачи ГСН в магистраль. Мультиклапан обеспечивает герметичность баллона в случае аварийного обрыва трубок, а при повышении давления в баллоне выше рабочего (1,6 МПа) стравливает газ, предотвращая взрыв баллона. Основными элементами мультиклапана являются (рисунок 3):

- корпус мультиклапана (блока арматуры) (3);

- заправочный штуцер, соединяющий магистраль от ВЗУ с полостью баллона; оснащен шариковым обратным клапаном (4);

- заправочный вентиль, перекрывающий поступление газа в баллон (5);

- расходный штуцер жидкой фазы (6), соединяющий полость баллона с магистралью, идущей в подкапотное пространство; оснащен шариковым ско-ростным клапаном, отключающим баллон при обрыве магистрали;

- расходный вентель жидкой фазы, перекрывающий выход газа из баллона (7);

- предохранительный клапан, настроенный на давление 2,5 МПа (2);

- ограничитель степени заполнения баллона газом (80%), управляемый поплавком, расположенным в баллоне.

Дополнительно блок арматуры (мультиклапан) может быть оснащен:

- клапаном или вентилем отбора паровой фазы (1);

- клапаном сброса паровой фазы;

- указателем уровня топлива.

Мультиклапан помещён в вентиляционную коробку с крышкой, которая через вентиляционные шланги соединяется с атмосферой. При закрытой крышке система полностью исключает попадание газа в салон автомобиля при нарушении герметичности элементов блока арматуры (мультиклапана).

Мультиклапан представляет собой блок запорно-предохранительной ар-

матуры, установленной на баллоне. Он предназначен для автоматического кон-

троля уровня и прекращения заправки и подачи ГСН в магистраль. Мультикла-

пан обеспечивает герметичность баллона в случае аварийного обрыва трубок, а

при повышении давления в баллоне выше рабочего (1,6 МПа) стравливает газ,

предотвращая взрыв баллона. Основными элементами мультиклапана являются

(рисунок 3):

- корпус мультиклапана (блока арматуры) (3);

- заправочный штуцер, соединяющий магистраль от ВЗУ с полостью бал-

лона; оснащен шариковым обратным клапаном (4);

- заправочный вентиль, перекрывающий поступление газа в баллон (5);

- расходный штуцер жидкой фазы (6), соединяющий полость баллона с

магистралью, идущей в подкапотное пространство; оснащен шариковым ско-

ростным клапаном, отключающим баллон при обрыве магистрали;

- расходный вентель жидкой фазы, перекрывающий выход газа из баллона

(7);

- предохранительный клапан, настроенный на давление 2,5 МПа (2);

- ограничитель степени заполнения баллона газом (80%), управляемый по-

плавком, расположенным в баллоне.

Дополнительно блок арматуры (мультиклапан) может быть оснащен:

- клапаном или вентилем отбора паровой фазы (1);

- клапаном сброса паровой фазы;

- указателем уровня топлива.

Мультиклапан помещён в вентиляционную коробку с крышкой, которая через вентиляционные шланги соединяется с атмосферой. При закрытой крышке система полностью исключает попадание газа в салон автомобиля при нарушении герметичности элементов блока арматуры (мультиклапана).

Рисунок 3 − Схема мультиклапана



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.