Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Поэтический синтаксис»



            «Поэтический синтаксис»

2. Внимательно рассмотрите таблицу «Поэтический синтаксис». Почитайте определения основных терминов.

Поэтический синтаксис – это система специальных средств построения речи, способствующих усилению ее образной выразительности.

Инверсия - необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. «Белеет парус одинокий В тумане моря голубом...» (М. Ю. Лермонтов)

Антитеза - противопоставление образов и понятий. «Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой...» (А. С. Пушкин)

Градация - это последовательное усиление или ослабление смысловой окраски слов, входящих в группу однородных членов. «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь...» (М. А. Волошин), «Все грани чувств, все грани правды / Стерты в мирах, в годах, в часах...» (А. Белый)

Параллелизм - развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. «День – как трава расстилаюся. Ночь – слезами умываюся.» (Н. А. Некрасов)

Многосоюзие (полисиндетон) - повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры. «И блеск, и шум, и говор волн» (А.С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) – построения предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов. «Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет.» (А.С. Пушкин).

Перенос (анжанбеман) - несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей. «Над вороным утесом – Белой зари рукав. Ногу – уже с заносом Бега – с трудом вкопав В землю, смеясь, что первой Встала, в зари венце – Макс! мне было – так верно Ждать на твоем крыльце!» (М. И. Цветаева)

Риторический вопрос - фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи. «Знаете ли вы украинскую ночь?..» (Н. В. Гоголь), «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..» (М. Ю. Лермонтов)

 

Риторическое обращение - фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится, передается торжественность, приподнятость и другие оттенки настроения. «Татьяна! Милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью...» (А. С. Пушкин), «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!» (А. С. Пушкин)

Риторическое восклицание – фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторическое восклицание отличается эмоциональностью, произносится с торжественностью, приподнятостью, воодушевлением. Служит для усиления выразительности речи. «...я так люблю Татьяну милую мою!» (А. С. Пушкин)

Повтор - основная разновидность стилистических фигур прибавления.

Анафора - повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах. «Как ни гнетет рука судьбины, Как ни томит людей обман, Как ни браздят чело морщины...» (Ф. И. Тютчев)

Эпифора - фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. «Степям и дорогам Не кончен счет; Камням и порогам Не найден счет...» (Э. Багрицкий)

Анадиплосис - это такое построение текста, при котором окончание одной фразы повторяется в начале следующей фразы. Прием помогает добиться большей связанности и плавности текста. «Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.» (К. Бальмонт)

 

5. Определите тип восклицания в следующих стихотворениях. Обоснуйте свой выбор:

А. ФЕТ «КАК НЕЖИШЬ ТЫ, СЕРЕБРЯНАЯ НОЧЬ…»

Как нежишь ты, серебряная ночь,

В душе расцвет немой и тайной силы!

О! окрыли и дай мне превозмочь

Весь этот тлен, бездушный и унылый.

Какая ночь! алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре.

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля и теплится, как море.

Мой дух, о ночь! как падший серафим,

Признал родство с нетленной жизнью звездной,

И, окрылен дыханием твоим,

Готов лететь над этой тайной бездной.

В данном стихотворении автор использует риторическое восклицание. Оно усиливает выражение восторженных, радостных и удивлённых чувств автора, их воздействие на читателя. «В душе расцвет немой и тайной силы!» - автор передаёт свои чувства, как становится сильнее его душа. Он наполняется энергией от прекрасной ночи –. «Какая ночь!», « Мой дух, о ночь!» - восторгается серебрянной ночью. Очень заметны читателю возвышенные чувства автора благодаря риторическому восклицанию.

 

А. А. ФЕТ. «КАКАЯ НОЧЬ! КАК ВОЗДУХ ЧИСТ...»

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнет нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Полночный свет, ты тот же день:

Белей лишь блеск, чернее тень,

Лишь тоньше запах сочных трав,

Лишь ум светлей, мирнее нрав,

Да вместо страсти хочет грудь

Вот этим воздухом вздохнуть.

В данном стихотворении используется риторическое восклицание, так как фигура, в которой выражено восклицание, содержится утверждение. «Какая ночь!» - автор утверждает, какая прекрасная ночь, восторгается этим. «Как тишиною грудь полна!» - автор удивляется спокойствию и тишине в своем сердце. Тем самым он утверждает, как спокойно ему на душе этой ночью.

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно-жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное. . . Как полно сладострастия и неги малороссийское лето!». (Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки») Прочитав данные три предложения, мы уже чувствуем восхищение и восторг автора от летнего малороссийского денька. Всё это благодаря риторическому восклицанию.

«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога! . . А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!..».(Н.В. Гоголь. «Мертвые души»)

В данном открывке используется риторическое восклицание, поскольку восклицательные предложения утверждают мнение автора, его чувства. «И как чудна она сама, эта дорога!...А ночь! Небесные силы! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!» - автор восторгается увиденным: дорогой, небом, воздухом. Он впитывает это всё в себя, всю красоту окружающего его мира.

6. Определите функцию вопросительных предложений в следующих стихотворениях:

А. А. ФЕТ «В ЛУННОМ СИЯНИИ»

Выйдем с тобой побродить

В лунном сиянии!

Долго ли душу томить

В темном молчании!

Пруд, как блестящая сталь,

Травы в рыдании,

Мельница, речка и даль

В лунном сиянии.

Можно ль тужить и не жить

Нам в обаянии?

Выйдем тихонько бродить

В лунном сиянии!

В данном стихотворении функция вопросительного предложения – это усиление чувств, которые хочет передать автор. Для этого используется риторический вопрос – «Можно ль тужить и не жить нам в обаянии?».Он не требует ответа, лишь подчеркивает чувства и позволяет читателю лучше понять содержание стихотворения.

В. А. ЖУКОВСКИЙ «ВЕСЕННЕЕ ЧУВСТВО»

Легкий, легкий ветерок,

Что так сладко, тихо веешь?

Что играешь, что светлеешь,

Очарованный поток?

Чем опять душа полна?

Что опять в ней пробудилось?

Что с тобой к ней возвратилось,

Перелетная весна?

Я смотрю на небеса...

Облака, летя, сияют

И, сияя, улетают

За далекие леса.

Иль опять от вышины

Весть знакомая несется?

Или снова раздается

Милый голос старины?

Или там, куда летит

Птичка, странник поднебесный,

Все еще сей неизвестный

Край желанного сокрыт?..

Кто ж к неведомым брегам

Путь неведомый укажет?

Ах! найдется ль, кто мне скажет:

Очарованное Там?

В данном стихотворении функция вопроса – заострить внимание читателя, усилить чувства, передаваемые автором. Это риторический вопрос, который не требует ответа. Он утверждает увиденное и услышанное автором, подчёркивает важные моменты.

«Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца? Русь! чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами?» (Н. В. Гоголь. «Мертвые души»).

В данном отрывке из произведения функция вопроса - способность ярче и красочней передать чувства и эмоции автора. Для этого используется риторический вопрос, он не требует ответа, он позволяет полно передать некую связь между героем и якобы «собеседником», к которому он обраащется, то есть к Руси. Понятное дело, что человек не может разговаривать со всей Русью. Однако он может задать ей вопросы, в которых будут переданы все его чувства к ней, вся тревога.

7. Найдите примеры использования синтаксических фигур в произведениях, включенных в учебные хрестоматии по литературному чтению для начальной школы (УМК — на выбор). Определите функцию этих фигур в тексте.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.