![]()
|
||||||||||||||||
Критерии оценивания выполнения практических заданий. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Критерии оценивания выполнения практических заданий. Оценка «5»(отлично) ставится, если студент ответил на вопросы в полном объеме, записи выполнены аккуратно, сделан вывод. Оценка «4» (хорошо) ставится, если студент ответил на вопросы в полном объеме, записи выполнены аккуратно, но вывод носит формальных характер; Оценка «3»(удовлетворительно) ставится, если студент дал ответы на ¾ части вопросов или в ответах на вопросы допущены существенные ошибки. Оценка «2»(неудовлетворительно) ставится, если студент дал ответы на 3 вопроса, при этом ответы носят формальных характер, работа выполнении не аккуратно. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность. Существуют и другие определения предмета «экономики», но общепризнанным в последние годы считается следующее. Экономика– это наука об оптимальном, эффективном использовании редких, ограниченных экономических ресурсов с целью удовлетворения безграничных и постоянно меняющихся потребностей людей, фирмы и общества в целом. Основные этапы развития экономической науки. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта(впервые дал анализ разделению труда), Платона(отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля(сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли). Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти, заложивший основы трудовой теории стоимости. Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством. Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства. Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство. Монетаризм (М. Фридман) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования. Неолиберализм (Ф. фон Хайек) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.
Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг. Любая хозяйственная деятельность важна для жизни общества; экономическая сфера связана с производством материальных благ (продуктов и услуг), обеспечивающих возможность материального воспроизводства жизни. У экономической науки есть множество функций:
Наука исследует экономическую сферу жизни общества, экономическую практику. В экономике как хозяйстве действуют как закономерные, так и стихийные процессы, и экономическая наука пытается предсказать конкретные события. Конечно, мало кто возьмется с точностью определить будущую цену на нефть или точную дату наступления банковского кризиса, однако современные научные методы и выявление закономерностей способны дать возможность сделать прогноз, который сбудется с определенной долей вероятности. В основе экономики лежит благо– товар или услуга, удовлетворяющие человеческие потребности. По отношению друг к другу блага могут являться субститутами (заменителями) и комплементами (дополнителями). Когда при увеличении цены на один товар или услугу потребление второго увеличиваются, то такие товары/услуги являются субститутами. Например, кофе и чай, сок и газированная вода, табуретки и стулья, свинина и говядина. Товары/услуги являются комплементами по отношению друг к другу, если они потребляются одновременно и дополняют друг друга. Товарами-комлементами являются клавиатура и мышь, автомобиль и шины, посудомоечная машина и моющие средства.
|
||||||||||||||||
|