|
|||
Дарованный свыше Учитель…» ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Дарованный свыше Учитель…» Среди персонажей романа Дмитрия Коржова «Город между морем и небом» появится моряк-радист Маслов, есть у поэта Коржова стихотворение, посвящённое писателю Виталию Маслову: В далёкой Сёмже упокоен / Державший небо на плечах. О Виталии Семёновиче Маслове (1935 - 2001) – Человеке с большой буквы напишет Д. В. Коржов, по его собственному признанию, свою лучшую на сегодня книгу – «Несмиренный живописец» (2018). «Подобает быти живописцу смирену…» – полтыщи лет назад это писано, однако не до смирения нам. С такого авторского предуведомления начинается книга. Герой книги был живописцем – Большим, Несмиренным. Жанр книги обозначен как роман-биография. В ней много документального: по первому образованию Коржов – историк, он умеет и любит работать с первоисточниками. В ней много поэтического, возвышенного, страстного: все-таки Коржов – поэт, поэзия в нём бурлит, прорывается, оставляет след в его прозе. Много в книге личного, откровенного, ведь речь в ней идёт не о ком-нибудь – о близком, дорогом человеке: Дарованный свыше Учитель, Испытанный светлый талант – Он звал меня бережно – «Митя», Как матушка в детстве звала. Начинается и заканчивается книга Сёмжей – далёкой поморской деревней на краю земли. Но это Живая деревня, Сёмжа – в наших душах. Навсегда. Так перекликаются названия первой и последней главок книги. И стоит Сёмжа у предельной черты, на границе – между небом и землёй, берегом и морем, приливом и отливом, жизнью и смертью. И опять: Небо, Море… Маслов соприроден своей деревне. Слово-то какое составлено – соприроден! Ещё не раз прозвучит оно в книге. Герой книги предстаёт перед нами непримиримым, резким, упрямым и в то же время душевным, пронзительным, чутким ко всему живому и искреннему. Много в книге самого Виталия Маслова – его произведения, его воспоминания, его дневниковые записи. К примеру, вот он, мальчик, вдали от родной деревни рыдает в телефонной кабине, слыша мамин голос, – и расплываются страницы, комок застревает в горле… Сёмжа, Каменка, Мезень – родные масловские места, они стали родными и для Коржова, пропущены через его сердце, через его боль: Каменка – это горечь. Пустота и ужас запустения; Мезень – удивительный, абсолютно поэтический город. Отъезд Виталия Маслова из родной Сёмжи всю жизнь воспринимается им как неоплатный долг перед сверстниками, которые остались, этот долг, по признанию писателя, никогда ему не отработать. Отсюда, видимо, истоки созданного Масловым Дома Памяти в Сёмже. А потом морские будни, морская романтика и вечное преодоление, вечное мужество. Арктика, полярные моря – это и закалка характера, и закалка таланта. Именно тогда родились первые масловские рассказы. И долгие годы на легендарном ледоколе «Ленин». Вместе с ним входит в жизнь В.С. Маслова, становится – не сразу, трудно – родным для него Мурманск. Да вот не появится этот город на страницах масловских книг. И его «ледокольный» роман «Искупление» всё ещё не опубликован. «Любовь побеждает всё» – так называется одна из главок книги «Несмиренный живописец». И это востину так. Речь идёт в ней о жене, о детях, о далёком, всегда желанном для моряка – вечного скитальца – береге. И из всего этого прорастает, крепнет его главная тема как писателя: Я с радостью развязал горло моим дорогим людям, чтобы они заговорили… И они заговорили – жители поморской деревни Крутая Дресва: они – эти простые, искренние, настоящие люди, которые сделали Маслова настоящим, искренним, честным писателем. Большую роль в становлении Маслова как художника слова сыграл Фёдор Абрамов, который так подписал свою книгу: Виталию Маслову – побратиму и земляку, в которого верю. С таким напутствием, с таким духовным завещанием, с такой эстафетой нельзя было не состояться, не занять своё незаёмное место в славной когорте писателей-деревенщиков. И ещё были знаковые и значимые фигуры в судьбе Виталия Маслова – Виктор Конецкий и Семён Шуртаков, их роли в становлении Маслова-писателя отводится немало место в книге. Важная тема, в раскрытии которой сильно ощущается личностное, неравнодушное отношение автора – Дмитрия Коржова, это тема, обозначенная в названии одной из главок, – «Без поэзии в прозе нельзя». Виталий Маслов всю жизнь писал стихи, но они практически неизвестны читателю. Имя ему сделала проза. Об этом рассуждает Коржов, и, наверное, в большей степени о себе, о своём творческом двуединстве – поэта и прозаика: Поэзия – обжигает. Проза – греет; Проза – земля. Поэзия – воздух. И вывод:для хорошей прозы необходима хорошая поэтическая школа – так считал Маслов, так считает Коржов. Глубокий анализ творчества героя книги сквозь призму его биографии, осмысление судьбы человеческой через становление писательское – всё это есть в книге. И ещё о важном – о том, как В.С. Маслов со товарищи возродил в России День славянской письменности, проявив немалое мужество, упорство, хорошую истовость и дерзость. Многие пытались, а сумел Маслов. Это очень показательно и красноречиво характеризует героя книги «Несмиренный живописец». А чего стоит уникальная в своём роде история установки памятника первоучителям славянским Кириллу и Мефодию в Мурманске! Следующая глава книги не случайно названа «Почти брусиловский прорыв». Она о Славянском ходе, задуманном и осуществлённом Виталием Масловым. В этой «новой форме общения со страной» участвовал и продолжает участвовать Дмитрий Коржов. Эта глава и последующие особенно дороги автору, ведь это уже не история, это сама жизнь, прожитая рядом с Масловым и проживаемая после него. Виталий Семенович Маслов мечтал – ни много, ни мало – о духовном единении славян, о создании Союза славянских православных государств. Не он первый, не он и последний. В.С. Маслов был убеждён: нужно ставить перед собой высокие благородные цели и всегда работать на будущее. Виталий Маслов предстаёт в книге и как наставник молодых писателей, которых он пестовал так же искренне, истово и несмиренно, как он делал всё в своей жизни. Литературная жизнь Кольского края представлена в книге зримо, прочувствованно, ведь это и жизнь самого автора Дмитрия Коржова – неравнодушного, страстного, несмиренного. И, конечно, в книге нашла адекватное отражение горечь утраты. Подробно, последовательно описывается последний год земной жизни Виталия Семёновича Маслова, его смерть, переходящая в бессмертие. Здесь появляется неожиданное сопоставление Маслова и Достоевского, приводятся рассуждения о необходимости возвращения империи как «неоспоримого центра славянского и православного мира». Такая она – эта книга. Такой он – её герой. Такой он – её автор. Неуёмный, несмиренный живописец.
|
|||
|