Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Макаренко Антон Семенович 26 страница



Ребенок - тиран и эксплуататор.

Ребенок - наглец.

Ребенок - гражданин.

Ребенок - выразитель благодарности.

Ребенок с самограничением.

Ребенок культурный.

Ребенок - тщеславие.

Ребенок - зависть.

Ребенок - франт.

Ребенок - товарищ.

Ребенок - актер.

Ребенок - властитель (еда).

Ребенок за столом.

Ребенок - капризы.

Ребенок - сноб.

Ребенок - мещанин.

Ребенок - хозяин.

Ребенок - труженик.

Ребенок - самодур.

Ребенок - больной.

Ребенок - вор и грабитель.

Ребенок - сирота.

Ребенок - свидетель драм.

Ребенок - судья.

Ребенок - рыцарь и джентельмен.

Ребенок - предмет воспитания.

Ребенок - загадка воспитания.

Ребенок - предмет излишней чувствительности.

Ребенок - вундеркинд.

Ребенок - гордость (продукция).

Ребенок - спекулянт.

О с т а л о с ь :

Кино, театр. Прогулки. Преподование уроков. Половое воспитание. Товарищи. Чтение. Спорт. Правда, ложь.

Аскетизм, любовь, требовательность, трудовое воспитание.

7. ГРУППЫ ТЕМ

Семья хозяина и семья-коллектив. Семья и другие семьи. Семья и другие коллективы. Семья как общественная ячейка и как производственная ячейка.

44. Мерка измерения успешности.

71. Дети - наши наследники.

84-94. Дети вождей.

75. Советское утверждение семьи.

75. Детей будет воспитывать государство.

77. В нашем браке нет материальных соображений.

Полезное влияние волевого напряжения. Коммунистические элементы семьи. Переход на социалистические формы. Элементы семейных отношений. Семья в нужде семья в излишке. Перспективы семейные и личные.

54. К девяти годам все готово...

62. Расчленение цели воспитания.

22. Дело не в количестве платьев, а в отношении к ним.

Ворчат на Советскую власть.

23. Мещанский идеал для заработков.

31. Трудность домашней работы...

Простая философия распределения.. "Вырастешь - будешь зарабатывать". Ни одного года жизни не отложить.

23. Не хотят менять на богатую чужую семью...

Это к главе об эгоизме.

Деньги в семье...

35. Не просить. Уметь тратить.

41. Деньги должны быть общие.

42. Разумное равенство.

43. Отличие от буржуазной семьи.

Трагедия единственного ребенка. Большая и малая семьи. Старшие и младшие братья.

14. Миллион терзаний. Перекармливают.

81. Преимущества большой семьи.

Конфликты взрослых. Алиментщики. Семья как упражнение для будущего гражданина.

12. Воспитывать семьянина - уступчивость и гармония.

Каковы сыновья, такие будут семьянины.

39. Дети при алиментах.

40. Конфликты...

Воспитание скрепляет брачные узы. Утверждение семьи. Деловая связь родителей.

77. Прочность семьи в детях.

94а. В детях - счастье.

8. ТЕМАТИКА ВОСЬМОЙ, ДЕВЯТОЙ, ДЕСЯТОЙ И ОДИННАДЦАТОЙ ГЛАВ

Общие наметки о конце книги

Главы и их обьем

Глава 8. Любовь и долг - 3 печатных листа. Глава 9. Труд и забота. Отношение к вещи - 2 Глава 10. Эстетика и джентельменство - 2 Глава 11. Заключение - 1/2

7, 5 печатных листа

Всего: 22,5 печатных листа Список и характер материалов

Глава 8

4. Забота детей о родителях. 5. Сохранять культурные силы отцов братская связь между труящимися. Не замечают труда матери. Мать крепостная...#6 Два естества у юноши. Воспитывать чувство благодарности чувство долга. Принести жертву тому, кого любит. 7. Умерить эгоизм. Равенство в пище... Дети должны отказываться от лакомого куска. Поделиться с ребенком, а не отдавать все ребенку. Ориентировка на интересы других... 9. Развитие зависти. Надо, чтобы у родителей была лучшая одежда. 10. Личная жадность... Надела платье матери и изорвала. 12. Так уступи, чтобы другой не заметил... 33. Аанализ чувства благодарности. 34. Нет благодарности и к государству. 35. Не зоологическое, а социальное чувство. 43. Ребенку можно пожертвовать, но у него не должно быть представления об этом праве. 55. "Кошке не дадим". 80. На такую любовь способна и корова. "Такая любовь мешает жить". 87. "Диалектика чувств" Дзержинского... 121. Любовь и долг. 156. Мать. 157-159. Тамарочка.

Материалы повести

157. Вера Игнатьевна Коробова. Муж с особым значением. Павлуша, 13 лет... Тамара 16 лет. Дети учатся... Шелковый халатик. Туфли розовые и коричневые. Платье и обувь матери. Починка туфель вечером. "Ты купила себе на платье". Рабочий-большевик.

5. Одежда, стирка, мытье посуды, туфли. Левка. У дочери лучшая постель. Мама не имеет прав на жизнь.

"На службе комсомолка, а дома наглец". "То было при царизме". "Родители теперь живут для детей. Вы можете купить то и другое, а если не хотите, то только из жадности. Наконец, вы уже старые, и вам не надо". "Зачем ты себе пошила? Лучше бы мне, я молодая". "Она от меня ничего не скрывает". Билеты в театр. Сантименты: дети должны заботиться о родителях. Сохранить культурные силы родителей. Помочь друг другу. 6. "Он не просил родить на свет". "Воспитание тирана и эксплуататора собственной матери". Должны или не должны иметь чувства благодарности.

Глава 9

24. Развитие бережливости. Стены, обои, вещи, платья. Пол, щетки... Неряха никогда не будет богатым. 26. Личное имущество - только незначительная часть. Квартиры, паразиты. Вагоны... Метро. "Маленький и не понимает". 27. Требовать хорошего качества. Все хорошее зависит от труда. Работы в детстве. 28. Р. Берлин и ее хозяйство... Глебка. Белье и платье. Отвращение к грязи. Не загрязнять вещи. Умение видеть... 29. Значение мелочей. Ставить на место. Мелкие работы. 30. Барское отношение к труду. Разделение труда. "На наш век дураков хватит". Легче всего эксплуатировать в домашней работе. 31. Уважение к труду работницы. Особое значение: домработница. 32. Труд не ради денег. "Беззаботное детство". 63. Отношение к физическому труду. 65. Человек, не приспособленный к труду. 66. История двух товарищей. 67-69. Вопросы о кадрах. 115. Игра, привычка к "глазению". Книги и кино - глазение. 116. Восторги по поводу плохо сделанного. 117. Не ломать игрушки. 118. Наташа не умеет играть. 139. Игра в воровство. 154. Наташа и домработница.

Глава 10

3 и 3 bis. Платье выходное и невыходное. Стремление одеть только лучшее. Девушгке 17 лет. Не размазывать на тарелках - воспитание чувства меры. Красота и удобство одежды. Дети родительского тщеславия. Ребенок игрушка. Бант О. Эстетика старого студенчества. 18. Парижские моды. Модели Покена. Эллочка. Должны ли наши девушки походить на парижских кокоток? 20. Долой фетишизм моды... "Мы должны красиво жить". Не пошла на школьный вечер. 21. Форма в школе. Разница одежд. Вред для коллектива. "Разве мы виноваты, что у них много детей?" 22. Шелк до 18 лет запретить - чувство товарищества. Все уже было! - ведет к апатии. Дело не в количестве платьев, а в отношении к ним. Из-за платья нельзя ворчать на Советскую власть. 42. Прекрасное лицо...

46. Проявление "сильных чувств". 47. Страстные поцелуи на улице. Несдержанность. Красота чувства... Тормоза. Встреча матери с сыном. 48. Владеть своими чувствами. 5051. У него кашель. 78. "Она меня посылает к черту". 95. Спорт, сварливость, агрессия. Отношение родителей друг к другу. 96. Семья Филинского. 97-100. Переутомленные нервы. В кухне: форма общения с людьми. Вагоновожатые. 102. Торговки. 103. Привычка мещанского бытия. 106. "Я очень нервный человек". 107. Даже собственные дети их не любят. 108. Не позволять себе раздражаться. 109. Раздражительность - потеря авторитета. 110. Не говорите с детьми, когда они раздражены. 112. Раздражительность не эстетична. 113. Ссора из-за нервов. 114. Гнев - совсем другое...

Глава 11

77. Семейное счастье связано с детьми. 89. Диалектика новой этики. 90. Нечто противоположное мещанству. 91. Диалектика мещанства.

Написать о значении школы.

9. ТЕМНИК. НАЧАТ 123 ЯНВАРЯ 1939 Г.

Тема N 1. Дружба в школе

Предложена Галей для сценария.

Основные действующие лица: ученики 10 класса, ученица помоложе и ее отец или отчим... Начинается со случая, когда юноша спасает девушку во время пожара или несчастного случая. Галя предлагает, чтобы после спасения юноша скрылся. Его отец - врач, хирург - рассказывает сыну о девочке, привезенной в больницу, которую никто не навещает из родных. Потом начинается дружба, скрепленная школьным коллективом. Разоблачение врага происходит общими силами. Конец не вполне ясен. Какое-то значение должно иметь преподование учебный процесс.

К этой теме отчасти подходит история Лены Пихоцкой.

Тема N 2. Ошибка школьников

Предложена Левой для сценария.

Школьники замечают у противоположного здания, имеющего общественное значение, таинственные фигуры. Начинается выслеживание и преследование. Влюбленный ждет девушку. Они тоже попадают под подозрение. Все оказывается ошибкой, но на этой ошибке сбивается, формируется коллектив.

Тема N 3. Образцы поведения

Годится к "Книге для родителей"

Воспитание правильных представлений о чести, гуманности, добре, зле, правде, взаимности, общественной зависимости, дружбе и любви. Градация: соклассник, товарищ, друг, любимый. Роль личных способностей при социализме. Интернационализм и патриотизм. Овладение культурой. (Навеяно письмом Савина, Москва.)

Конкуренция и соревнование. Честолюбие и подхалимтсво.

Оговор учительницы - тычет пальцами в голову. Целок разбирательство (Левин)

Клинья в брюки. Драчливость (Родникова О.).

Тема N 4. Порочность и чистота

По моему письму Разумовой.

Женщин наших он обвиняет в порочности. Разумова пишет: разве мы порочны? Мы трудолюбивы, честны, любим ласку, немного фантазерки.

Вопрос о порочности, свободе любви, ответственности и мудрости. Тезис: в любви нет порока. Нет порока в желании разнообразия, свежих поцелуев, нет порока в искренности. Но есть много идиотов, которые не умеют организовать любовь, которые умеют отравить любовь, надоедать, жадничают, спешат, не хотят отвечать за свою любовь, не хотят проверить, подождать. Надо отвечать за детей. Здесь вопрос решается и культурой личности...

Этих вопросов касается в своих письмах и Тамара Иванова.

Тема N 5. Борьба с собой

Из письма Кузнецова (по поводу "Книги для родителей").

Мать - студийка. Днем на репетиции, вечером в театре. Нужда, оскаленные зубы и в то же время жадность на радости. Сын ей мешает, над сыном она почти издевается. И у него развивается злоба, беспросветность, слабость воли. Какой-нибудь важный взрыв, и у него начинается борьба с самим собой. Он начинает с того, что принимает на себя все домашнее хозяйство. Он научается стирать, мыть полы, штопать, ходить на базар. Он еще суров и зол, но он воскресает как личность. Здесь возможны интересные фабульные концы.

Тема N 6. Озлобленность

По письму Селенского.

В центре темв тип: умный, рассудочный, обозленный, острый. Дайте условия, потому что бытие определяет сознание. Бытие опнимается им очень просто: полное материальное благополучие. Он учитель и пишет: нельзя воспитывать, если дети пишут на клочках. Вместе с рассудочностью у него озлобленный глаз: детей нужно дрессировать, как мустангов, как обезьян; народ дикий и был диким. Меньшинство всегда хотело внушить народу, что у него есть все условия. Как развязать тему? Трагически - гибелью этой одинокой злости или комически - тяжелой взрывной перестройкой.

Тема N 7. Вожатый

Письмо Гринберга#1.

Положение вожатого в школе. Он ничего не знает, он сам во всем "плавает", а его заставляют воспитывать. Учителя же, получившее ввысшее педагогическое образование, после урока идут в канцелярию. Вожатый начинает ненавидеть учителей, даже переходит на другую сторону. Вожатый не может разрешить многих вопросов; он не знает, как это сделать; вопросы дружбы и любви для него непосильны. Лучшая пионерка плюнула учителю в лицо - что делать? Гринберг все-таки думает, что кто-то должен написать книгу для вожатых.

Тема N 8. Распущенность

По письму Кострюковой. "Книга для родителей".

Очень груб. Очень способен. День нельзя оставить дома. Даже свинину продавал, и взрослые покупали. Сегодня одно нравится, завтра другое. Дружит с более старшими. Обращались за помощью. Сказали, что нужно его судить, а мать лишить материнства. Отдельная кровать, отдельный стол, купили фотоаппарат. Директор постарается от него отделаться. В роно. В Наркомпросе не приняли.

Письмо Галайской. Ругает, плюет, бьет няньку, мать. Товарищеские суды взрослых плохо влияют. Хулиганство. Выкрутил директору палец... Пьянство в школе. В уборных курят, в учительской накурено. Выбросили диван из окна (427-я школа). Карты нельзя вешать. Нагоняет высокий процент успеваемости. Повтори урок.

Тиба. (Табу?) Пьет. Варенье. Груб. Проблема почистить ботинки отцу (письмо Турченко).

Отношение к государственному имуществу (письмо Ларионовой).

Полное разложение (письмо Клюевой).

Тема N 9. "Честность"

"Книга для родителей"

Мальчику в магазине дали сдали на 1 рубль больше. Радость. Бежит к сестре, сообщает товарищам. Целая куча радостей и огорчений, коллизий, советов, моральных сентенций.

Тема N 10.

По письму Моргулис.

Человек 24 лет, который решительно отказывается работать. В семье все работают, кроме нее. Она всех терроризирует. Спит до часу. Это и для повести и для комедии. Можно пятистопным ямбом. Всех интересует вопрос: что с такими паразитами делать?

Тема N 11. Профессор педагогики

Письмо Иванова.

Они готовят педагогов при помощи цитат. Боятся целесообразности, дела, живой мысли, педологии, наказания, детей, учителей. Письмо Денисова.

Тема N 12. Доласкали

Письмо Ковалихиной.

История девочки Нины изложена почти полностью. Можно великолепно провести двойную тему: как девочку все ласкали и любили, и как она развращалась все больше и больше, оставаясь в то же время доброй и уступчивой. В особенности хорошо рассказано в письме, как после квартирного воровства, чтобы "переменить обстановку", девочку отправили в... санаторий. История может получиться весьма поучительной, учавствуют родители, учителя, комсомольцы, рвачи и даже милиция.

Тема N 13. Хлюпик

Письмо из Стопани

Как из способноого, очень способного человека, приучившегося все брать соображением, а не трудом, получается "хлюпик".

Тема N 14. Воспитательная тяжба

Отец и мать разных воспитательных методов. Он за режим, она за любовь. Расходятся. Налаживается порядок. Жена возвращается, и начинается прежнее.

Тема N 15. Солидарность у детей.

Письмо Родниковой О.

Драчливость и уступчивость. Этика взрослых и этика ребят. В то же время списывание и подсказывание. Ссора и дружба так близко стоят друг к другу, что часто разбиваются друг о друга. Солидарность в таком случае имеет какие-то формы. Откуда они идут логически? Сколько здесь традиции, психологии, физиологии, инстинкта, рефлекса, борьбы! Как вести себя родителям и педагогам? Где синтез, образец, пример? Где переключение и организация?

Тема N 16. Двуликий.

Письмо Бакута.

Мальчик 15 лет, результат воспитания. Он талантлив, любит стихи и хорошо их пишет. Патриот... Но учится плохо, отрицает труд, паразит. Если в нем нет двурушничества, то спрашивается, как это технически совмещается? Разобрать эту технику и картину и составляет тему.

Тема N 17. Любовь, холодность и сын

Письмо Маревичевой.

Муж. Любимый. Явно не любит, хамит, хоть и с высшим образованием. Но из принципа, для сына, живет с женой, изменяет, прекращает фактически половую жизнь с ней. Жена нечаянно увлекается другим и однажды отдается ему. Муж о чем-то догадывается. Она ему благородно все рассказывает. Расхождение. Возникает вопрос о сыне. У матери единственно благородная драма: где сыну будет лучше? А он устраивает ей командировку, куда она не может взять сына. Это нарочно - мать бросила сына - суд оставляет его у отца. Тогда только мать понимает, где должен был оставаться сын.

Тема N 18. Выбор профессии

Письмо Чернышова.

Он выбирает тот институт, который выбрала Маруся. Споры по этому случаю. Тема N 19. Вечеринка

Письмо Подопригоры

Новогодний вечер учителей. Решил директор пригласить и 10 класс. Некоторые педагоги запротестовали. Их ужас увеличился после того, как на столе появились напитки, в том числе и водка (в полном смысле этого слова). Проблема страшная. Директор говорит: "Все равно пить будут. Я хочу посмотреть, как они пьют". Я вспомнил, как я учил пить коммунаров#2. Проблема очень интересная.

Тема N 20.

Выписки из записных книжек

3. Я не люблю, я вам служу. 248. Любовь - талант, искусство, дар. 3а. Ребенок, рожденный от какого-то 249. Мое несовершенство перед лицом рабфаковца. любви. 4. Их нужно связать чем-нибудь, мо- 250. Подстриженный месяц. рально, что ли. 251. Душа, как ледяная горка. 5. Не могут ли они подождать со 253. Хочу думать по шаблону. своими страданиями? 254. Любовь - это глаза жизни. 8. Когда мне этим заниматься? 255. Ангелам и летчикам легче любить. 16. Должен быть порядок. 256. Ты ходишь по Москве. 21. Бархат на платье. 257. Лишние в душе предметы. 24. Привыкла и надоела. 258. Жаль, что я не акробатка. 26. Ситуация. 259. Веселье не очень сложное. 34. По ошибке разрешилась от бреме- 260. Сказка Г. ни сыном. 265. Влюбленность в себя - это жалкое 56. Бедра мускулистые. чувство. 62. Почему не откладывал. 268. Откровенность - неряшливость. 66. Бабы каются. 269. Человек не умеет даже умереть 67. Он презирает женщин. красиво. 71. Пыль - среда. 270. Памятники нужно ставить при 121. Катар желудка. жизни. 123. Жизнь - биологический 271. Не люблю мертвых. 125. Кочегар и дети. 285. Любовь - это не парад. 129. Ножки и рожа. 288. Любовь - это комплекс. 131. Слишком живой человек. 290. 1-3. Море и небо. 139. Он любит этот мир. 294. Туча и туман. 150. О счастье говорят только в 295. Все в мире движется любовью. опере. 297. Приеду в Харьков... 151. Партийка. 302. Прекрасная беспечность. 152. Шоколад. 304. Выливают кефир. 153. Платье солдатского сукна. 306. Молодой человек и женщина в 159. Любовь и административная за- санатории. бота. 313. У нее глаза 27 миллиметров. 160. Эссен#3. 322. Ее бедра. 164. Дама в курортном декольте. 329. Остатки роскошной блондинки. 176. Коварство и любовь. 343. Жена работает, а он нет. 192. Аж камыши гудят. 364. Любить глупости или не любить? 201. Развенчать любовь. 367. Грудастые дамы. 202. Она жидкая. 369. Пикник. 212. Красоту нельзя монополизиро- 394. Над красивыми губами заплаканные вать. глаза. 225. Лицо. 438. Тренева. 227. Деньги в подарок. 439. Ее внешность. 230. История симпатии и любви. 466. Мужья испортили. 232. Для утонченных душ ничего не 501. Лица. осталось. 526. Трамвай. 242. Типы женщин. Они хороши, пока 529. В Наркомпросе она казалась их изучаешь. красивой... 243. Россыпи чувств. 543. В любви все специалисты... 245. О настоящей любви не мечтай. 569. Гусиная кожа. 247. Просвечиваем друг через друга. 571. Поцеловал девушку.

572. Безобразное лицо.

602. Счастье...

613. В чем может быть счастье. 622. История водки и селедки. 1104. Влюбленные в компании. 624. От красивой женщине к 1105. Ада... попадье. 1110. Духовная валюта. 630. Реорганизация рая. 1113. Почему любовь должна выпирать. 633. Будьте жадными. 1122. Барышни второго разряда. 676. История Колеса. 1147. Две жены на похоронах. 688. Семья Езерова. 1150. Пример - супруг. 704. Склока в быту. 1177. Вася Клюшник женился... 752. Китайский халатик. 1193. Яблоко на диване. 793. Мария Абрамовна, бал. 1194. Глаза холодно-суетливые... 823. Симпатия начальника. 1201. Я видел Ваши ноги. 841. Лицо женщины. 1207. Встретились на разных лестницах 870. Новенькая. эсколатора. 904. Характер Лили. 1211. Любовник мечтал о свидании, но 914. Ему ничего не хотелось. не вышло. 933. Постройка аистов. Интимный 1215. Женя Барская. Пушкин. 1216. Муж, бабушка, сын... 934. Характер отражается на 1228. Свободный севооборот. квартире. 1231. О. В. Перовская. 940. Иван Михайлович женится. 1235. Женитьба студентов. 942. Восторг Глебки. 1242. Температура и печка. 952. Гольцевы. 1246. Влюблен в сестру товарища. 971. 19 чулок из Парижа. 1250. Любовь экономистки на ревизии. 974. Я тебя не заслужила. 1251. Ревность и жертва. 976. Все ненужное само делается. 1257. Авдеенко и Катя. 979. Женится Иван Михайлович. 1266. Пятистопный ямб. 982. Он лежит в больнице и не 1268. Сестра Голодного. верит. Как отдельные новеллы для моего 994. История Н. Д. Соколовой. "декамерона", безусловно готовые 998. Рассказ Жагинян. сюжеты: 1001. Демьян Бедный. 1. Любовь экономистки на ревизии. 1006. Любви Асейкина. 2. Свободный севооборот. 1027. Философия любви. 3. Яблоко на диване. 1028. Она получила радость - 4. Любовь старика. приветствие. 5. Женитьба Ивана Михайловича. 1030. У вас автономное лицо. 6. Бал Марии Абрамовны. 1033. Люди, которые долго жили. 7. История Колеса. 1034. Какое значение имеет 8. От красивой женщины к селедке. беспокойство... 9. Поцеловал девушку. 1046. Неудачные покупки. 10. Колька и сестра . 1057. Любовь человека в 45 лет. 11. Эссен. 1064. Утро. 12. Ада и Авдеенко. 1074. Она старенькая. 13. Любовник мечтал, но не вышло. 1076. От противного к противному. 14. Выливают кефир. 1080. Шубки. 15. Любовь и административная работа. 1088. Если бы она кого-нибудь 16. Любовь и статистика. 1090. Она смеется и плачет. 17. История Н. Д. Соколовой. 1091. Ревность. Эти нужно организовать и еще найти. 1092. Платья обтягивают бедра. 1095. Любовь-дружба.

Тема N 21. Нервы

По рассказу Валентинова.

Сын. Учился плохо. Везде его выгоняли. Был он в санатории, в колонии, у какого-то дяди, переменил несколько школ. Много читает, но не дочитывает до конца. Ломает вещи. Ему 14 лет, но он хорош собой. Дик, скучное выражение, никого не любит. Убегает. Отец определил его на какой-то завод, но и оттуда убежал. Отец пришел ко мне небритый, в грязном пиджаке. Я его стал расспрашивать. Дома у него грязь и беспорядок. Никто ни за кем не убирает, никто никого не любит. Все суровы и раздражительны. Отец только о том и думает, чтобы передать сына куда-то. А сын от часытх передач и так обалдел.

Я ему сказал: год отдыха, порядок, домашняя работа, прогулки с отцом, кино... Помогать матери, никаких увещеваний ("Как тебе не стыдно!"). Никаких попреков и лишних нравоучений. Побольше деловых разговоров.

- Так он молчит!

- Разговаривать! Вы должны быть его другом.

МАТЕРИАЛЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ С Г. С. МАКАРЕНКО

Перенесено в файл SALKO-T5.TEZ Мак и Салько о сем воспит.

МАТЕРИАЛЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ С Г. С. МАКАРЕНКО

Перенесено в файл SALKO-T5.TEZ Мак и Салько о сем воспит.

МАТЕРИАЛЫ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ С Г. С. МАКАРЕНКО

Перенесено в файл SALKO-T5.TEZ Мак и Салько о сем воспит.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Из книги "Беспризорность и борьба с ней"

Дети, попавшие на улицу, обычно живут там недолго - до первой возможности попасть с детский дом, такая возможность всегда есть, потому что об этом заботятся специальные учреждения. Но есть дети, которые не только не ждут удобного часа, чтобы попасть в детский дом, а даже избегают его, а когда и попадают туда, то при первой возможности убегают...

Из детского дома они убегают потому, что квалификацию, к которой они стремятся, не так-то легко и быстро можно получить. Чтобы получить квалификацию, нужна дисциплина и напряжение, к которым эти дети почти не способны. К тому же сам характер такого "кадровика" настолько тяжелый для коллектива, да и для него самого, что уже с первого дня пребывания в детском доме требуется аккуратность, вежливость, часто там не разрешают курить, преследуют за мат, не разрешают драться, играть в карты. Кадровому беспризорному с его привычным уличным опытом очень тяжело приспособиться к новому быту детского дома. К тому же "кадровик" большей частью неграмотный, и его сажают на школьную лавку, а в "кадровике" всегда существует убеждение, внушенное нашей мещанской стихией, что человеку не так нужна школа как ремесло. Школу "кадровик" решительно отвергает - и снова кеонфликты. Усложняет обстановку и дурная привычка "кадровика" быть не очень разборчивым в вопросах обладания и пользования, а также в вопросах распределения...

Из тех, кто убежал, некоторые живут в детском доме больше, некоторые меньше, кое-кто убегает с первого же дня. Часть же по разным причинам оседает надолго и навсегеда: детский дом с его мастерскими понравился ему, или повстречал он там давних приятелей, или серьезно приложил силы и принудил себя привыкнуть к коллективу, или попал к доброму педагогу, который знает, как обращаться с человеком, или увлекся чем-то, или просто надоело ему бродить к грязище и кормить вшей. Тогда и на улицу не так тянет, и легче вырабатываются новые, товарищеские связи.

Было бы ошибкой думать, что "кадровик", который задержался в детском доме, уже целиком исправился и можно по-настоящему обрадоваться этому. Нужно признать, что все эти "кадровики" большей частью такие, что очень трудно их сдвинуть, подчинить какому-нибудь влиянию. Чем старше они возрастом, тем крепче у них система морального опыта, привычных представлений о свете, о достойном и похвальном, о ценном и неценном. Изменить эту систему чрезвычайно трудно.

Очень часто случается, что обстоятельства заставляют парня подчиниться дисциплине детского дома, а педагогам даже начинает казаться, что мальчик на пути к полному перевоспитанию, но неожиданный пустяк вдруг выводит его из колеи и начинается давнишняя "буза" - провинности, кражи и, сверх того, хулиганство. Преимущественно же воспитанние детского дома всю свою карьеру в детском доме делает очень мучительно, задевая и оскорбляя около себя все живое...

Понятно, гораздо хуже обстоит дело с теми подростками, которые так и не победили в себе стремления к "уличной воле". Проскитавший некоторое время по детским домам и нигде не найдя для себя приемлимой жизни, каждый раз меняя детский дом на всю ту же улицу и постепенно укрепляя тягу к ней, привычки, свою уверенность в собственной "непоправимости", ненависть к порядочной рабочей жизни, ко всем ее представлениям, со временем такой подросток превращается в квалифицированного бродягу и хулигана.

Органы народного образования и в этом случае еще пытаются помочь ему. Очень много в этом деле помогают органы ГПУ как в РСФСР, так и в УССР. Опыт коммун ГПУ, сравнительно еще молодых, показывает, что даже этих детей ни в коем случае нельзя считать за безнадежных. Во всяком случае, намерения борьбы с ними или исправления их с помощью домов заключения или даже специальных детских закрытых домов, так называемых реформаториев, менее полезны, чем открытые рабочие коммуны.

Коммуны эти отличаются от учреждений народного образования тем, что при них организовано настоящее производство, например, в Москве#1 - фабрика коньков, где для воспитанников введена более строгая дисциплина, нежели в детском доме. Постепенно расширяя свое производство, привлекая к его интересам детей, приучая их иметь собственный бюджет и карманные деньги, такая коммуна одновременно бдительно следит за поведением коммунара, за организацией его быта, дает ему новые культурные и политические наставления. Наряду с созданием крепкого ядра юношей расширяется и самоуправление, в дальнейшем дисциплина становится традицией целого коллектива, и поэтому "врастание" новых коммунаров происходит уже легче, и они скорее приходят к нормальному специальному самосознанию.

В конце концов только очень небольшая часть беспризорных остается вне советского общества и попадает в допры#2 или на Соловки. Нельзя сказать, что так получается потому, что их сама природа назначила быть отбросами общества. Природа ничего не определяет в поведении человека - все определяют люди и материальные обстоятельства. Правда, что мы еще не всецело овладели всеми влияними и средствами, которые имеются в нашем распоряжении, мы еще не умеем охватить все наше детство и юношество так, чтобы в человеческом составе у нас были наименьшие потери. Очень часто материальные и людские средства мы не умеем использовать как следует, и маловато у нас людей, которые овладели делом борьбы с беспризорностью, несмотря на, казалось бы, очень большой опыт. Речь идет о том, что для дела воспитания беспризорных неообходимы очень большие усилия. Работа с беспризорными очень тяжелая и неблагодарная, и мало есть желающих отдаться ей целиком. Много работников сразу бросают эту работу и идут на другую спокойную и лучше оплачиваемую.

Только благодаря этому мы не можем похвалиться победой над всеми наследиями беспризорности: некоторая часть детей все же в конце концов попадает в допры. Однако нужно оговориться. Хоть такое мрачное положение познает и большинство беспризорных, т.е. уличных детей, и очень редко до этого доходят дети из семьи, тем не менее главные причины преступлений и гибели некоторой части нашего юношества не надо выискивать лишь в плохом влиянии улицы. Как уже считается, в большинстве на улицу попадют дети, которых распавшаяся семья подготовила к улице и к дальнейшей преступной карьере.

Совершенно отдельно надо рассматривать историю беспризорной девочки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.