|
|||
Структура психики.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Структура психики.
Важное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности. Психологическая характеристика сознания человека включает: 1)ощущение себя познающим субъектом 2)способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность 3)контролировать свое поведение и управлять им 4) способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо.Человек способен изучать и познавать этот мир. Человек может формулировать эти знания с помощью слов, понятий, символов. Он может передать свои знания другому человеку и будущим поколениям людей. Человек может хранить эти знания и работать со ними как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, тяжелая болезнь…) такая способность теряется. Мысленное представление и воображение действительности – важная психологическая характеристика сознания. Она тесно связана с волей. Сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения. Еще одна характеристика сознания - представление действительности, отсутствующей в данный момент или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазии). В данном случае человек сознательно отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании. Сознание тесно связано с речью. Сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств: 1)осмысленность представляемого, т.е. наделенность его определенным смыслом. 2)в сознании отражаются не все, а только основные характеристики предметов, событий, явлений. 3)способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Человек с помощью языка передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (как животные), сколько о том, что знает, видит, понимает, представляет… Сознание человека немыслимо без языка и речи. Язык и речь формируют два пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значением слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значение слов можно найти в толковых словарях. Смыслом слова называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которое данное слово вызывает в сознании конкретного человека. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство (живопись, скульптура, музыка…).
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Для того чтобы людям вместе заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть обозначена, т.е. определена и выражена в слове. Точно также возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. Речь вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становиться средством мышления (обобщения). Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, в начале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов представлений и чувств. В начале своего развития сознание человека направлено на внешний мир. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Мышление человека развивалось, все больше проникало в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и превращаются в понятия. Слово – понятие и есть единица сознания. В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться. Расширяется сфера осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начинавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.
|
|||
|