Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анализ произведения.



3.Анализ произведения.

– Какие темы освещает А.Экзюпери в своем произведении?

Ученики:

– взаимоотношения между детьми и взрослыми

– тему дружбы и преданности

– долга и справедливости

– смысла жизни

Учитель: Какова идея произведения?

Ученики: Показать, что имеет в жизни настоящую ценность. А это забота, преданность, дружба, любовь и доброта…

Учитель: Какова же главная проблема сказки – повести?

Ученики: Это проблема взаимоотношения между детьми и взрослыми

Учитель: Давайте вспомним, кому посвящена эта сказка. (Чтение вслух).

– Какая фраза заставила вас задуматься и почему? (“Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее нашли бы общий язык со своими детьми).

- Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают детей. Да и зачастую дети не понимают взрослых. Взрослый человек живет разумом, а ребенок душой и интуицией, которую, взрослея, к сожалению, утрачивает.

– Сегодня, я хочу вместе с вами мысленно вернуться в детство. Ведь, наверное, каждому взрослому в трудные минуты жизни этого хотелось и не один раз.

Но дети еще не знают или взрослые уже забыли, что такое забота, нужность, милосердие, дружба, понимание и любовь…

И сегодня на уроке мы поговорим о пути познания этих важных жизненных ценностей, которые так нужны детям и которые необходимо вспомнить взрослым.

Итак, путь…

– Как понять высказывание: у каждого человека свой путь?

Ученики: Значит, у каждого своя дорога в жизни.

– Кем мечтал стать маленький Антуан? (Художником).

– Почему вы так решили? (Подтверждение словами из текста глава 1)

– Поняли ли его взрослые? Почему? (“Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”).

– Прочитайте, что взрослые посоветовали после того, как мальчик, уточнив рисунок, объяснил его суть? (“Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием”).

– К чему привел совет взрослых? (Ребенок утратил веру в себя).

- Важна ли поддержка взрослого?

- Что вселяет в ребенка поддержка взрослого?

А каким вы себе представляете маленького принца? Нарисуйте его портрет словами. (2 глава)

Жил - был на маленькой планете величиной с дом Маленький принц, необыкновенный мальчик с золотыми волосами. Он пришел на Землю с другой планеты, астероида Б–612. Маленький принц каждый день чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели планетой. У него было правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Печальна и однообразна была жизнь Маленького принца на этой планете. Долгое время у него было лишь одно развлечение – любоваться закатом. Маленький принц — это ребёнок, который всё видит не так, как взрослые: Маленький принц, ребёнок, который познаёт мир, ему всё интересно, он стремится узнать как можно больше о мире, людях, жизни, природе. Он очень любознательный, общительный, вежливый, ответственный. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».

– Что еще вы знаете о Маленьком принце? (Маленький принц очень одинок. Он живет на маленькой планетке астероид Б-612. Там росла прекрасная Роза, за которой Маленький принц стал ухаживать. Он полюбил этот капризный цветок. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам).

– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.)

 - Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна, поэтому они не заслуживают хорошего названия своему дому. Это собирательные образы нечестивцев. Портреты их типичны, поэтому автору достаточно для полноты картины назвать цифры.

- Вы должны поработать самостоятельно и ответить на несколько вопросов. Ответьте на них письменно.

Учитель:

1.С кем встречается Маленький принц?

2.Что ценно для обитателя планеты?

Для короля- власть

Для честолюбца- тщеславие

Для пьяницы - употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика- верность своему слову, работа

Для географа – накопление знаний

3. Можно ли считать эту ценность настоящей?

- Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

4.Принимает или отвергает Маленький принц ценность обитателя планеты?

- Посетив эти шесть планет, Маленький принц отвергает ложные представления о счастье, о долге, о могуществе.

Итак, Маленький принц, встречал порочных людей, не выдержавших искушения властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний. «Нищие духом» они не пекутся о своей душе, не раскаиваются в плохом. Никто не вспоминает ни об одном добром деле, не ищет спасения. Судьба их печальна, но никто не взывает о помощи, не видит в Маленьком принце доброго посланника судьбы, спасителя.

-1) На первом астероиде Маленький принц познакомился со старым королем, который был один на всей планете и считал, что правит всем. В каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов. Король хочет назначить Маленького принца министром юстиции – а судить некого.

2) На второй планете жил честолюбец, который хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам. Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек.

3) Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия.

4) Деловой человек на своей планете занят бессмысленным подсчетом звезд.

5) На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор. Маленькому принцу он понравился за то, что верен был своему слову.

6) Обитающий на шестой планете географ сначала кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нем, потому что тот никогда «не выходит из кабинета» и обо всем интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя «важным лицом и ему некогда разгуливать». Но именно географ, размышляющий о вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.

- В своей сказке писатель ставит важную проблему ценностей.

Ценности – это значимые, важные предметы, явления или понятия для человека.

- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах?

- Маленький принц знакомится с человеческими пороками в высшей степени их проявления. Но детская душа, чистая и невинная, не понимает их и не принимает.

- Мы, вслед за Маленьким принцем, видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы:

   Зачем власть, если нет подчиненных;

   Зачем слава, если нет поклонников;

   Зачем жить, если стремишься к забвению;

   Зачем богатство, если его некуда деть;

   Зачем работа, если она бессмысленна;

   Зачем наука, если она не основана на фактах?

   Зачем? Зачем? Зачем?

- Ребята, представьте, что вы вместо принца отправились путешествовать каждый по своей планете

-Что бы вы изменили на ней? Что бы вы сделали полезного, доброго, важного?

-Продолжите фразу «Если я Маленький принц, то….»

- Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля. Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».

- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?

 - Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.

- С кем встречается Маленький принц на Земле?

- Змея.( Согласно мифологии Змея символ мудрости или бессмертия)

- Цветок.( Символ красоты)

- Лис.( Символ мудрости и знания жизни)

Встреча Лиса с Маленьким принцем (слайд 15)

- Маленький принц, увидев сад с многочисленными розами, упал в траву и заплакал? Почему?

 - Он разочаровался в своей розе. Значит, Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая.

- Кто появляется перед принцем в тяжелую минуту разочарования?

 - Лис.

- Встреча с Лисом была важной для Маленького принца. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией.

-Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?

- Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других..." Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.

Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".

- Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово «приручил»?

-  «Приручить» - создать узы: человек нуждается в нас так же, как мы в нем. Запишите лексическое значение слова.

- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?

- Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».

- Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом?

- Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.

-Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе?

 - Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе.

– Конечно, “слова только мешают понимать друг друга”. Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

– Он постоянно приходил к выводу, что “эти взрослые все-таки очень странные люди”. Почему?

– Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких.

- А как вы думаете, почему это происходит?

 - Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!!

-  А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:

“У каждого человека свои звезды”.

- Да, несмотря на то, что у каждого человека свои мечты, планы, свое понимание жизни, “все люди вокруг нас везде и всюду стремятся к одному и тому же…” – к своим звездам. Стремятся быть понятыми, счастливыми, нужными, Любимыми!!!

– А Маленький принц нашел свой путь к звездам?

- Нашел, он понял, что для него важнее всего чувство ответственности, заботы, дружбы, поэтому он и мечтал вернуться к своей розе.

- Правильно. Наш герой многому научил детей и предоставил возможность взрослым вспомнить о жизненных ценностях. И все мы, взрослые и дети, счастливы, что “ знали его когда-то”.

4.Домашнее задание:

 -Домашнее задание на выбор:

-написать письмо Маленькому принцу,

-письменное размышление «Для меня детство – это…»

Фото выполненных работ присылаем не позднее 21.05.2020(четверг) до 18.00.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.