Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Carl & Stephanie Simonton 15 страница



Кроме этого, для любых изменений необходимо время, у нас нет точных научных данных о том, сколько времени нуж­но, чтобы изменения на психологическом уровне преврати­лись в физиологические сдвиги, ведущие к выздоровлению. Поэтому пациенты должны понимать, что любые изменения, которые будут происходить в их организме в ближайшие месяцы — и положительные, и отрицательные — представля­ют собой важную информацию для выбора пути к здоровью.

Рецидив болезни

Если человек заранее готов к возможности возвращения бо­лезни, это помогает значительно снизить страх рецидива. С самого начала нашей работы с пациентами мы вместе ис­следуем их самые худшие ожидания относительно возвра­щения болезни и разрабатываем план действий на тот слу­чай, если это случится. Мы рассказываем им о том, что обычно происходит, когда пациенту сообщают, что его болезнь вер­нулась. В таких случаях человек обычно переживает расте­рянность и смятение, ему начинает казаться, что «все конче­но». Многие говорят, что в этот момент «почва уходит из-под ног», и это ощущение может держаться в течение недели, а то и месяца, в зависимости от той эмоциональной поддержки, которую больной получает от окружающих. За это время пациент может пересмотреть свое отношение к данному ме­тоду лечения и даже вовсе от него отказаться. Мы настоя­тельно рекомендуем нашим больным в этот период не ждать от себя слишком многого. Им нужны силы, чтобы просто это пережить.

Мы просим, чтобы они постарались запомнить две вещи. Во-первых, в этот период надо непременно обратиться к ко­му-нибудь из окружающих — к домашним, друзьям или вра­чам, — чтобы те поддержали их своей любовью, своим пони­манием, даже в тяжелые моменты перепадов их настроения. Эта поддержка даст пациенту силы справиться с охватив­шим его отчаянием. Во-вторых, мы просим не делать серьез­ных выводов относительно того, чем в конце концов закон­чится их заболевание Если пациент придет к выводу, что в будущем его ждут такие же страдания, как сейчас, он может на эмоциональном уровне отказаться от борьбы, а это будет способствовать ухудшению физического состояния. Во вре­мя рецидива мы убеждаем рассматривать этот болезненный и страшный период как временное явление. Потрясение и растерянность непременно пройдут, и, когда это произойдет, они смогут начать спокойно и взвешенно оценивать проис­ходящее и думать о будущем.

Как только пациенты сообщают, что этот наиболее тяжелый период позади и они полны сил и решимости взглянуть на то, что происходит, мы начинаем вместе анализировать ситуацию. Мы рассматриваем рецидив не как поражение, а как имеющий важное психологическое значение сигнал организма. Он мо­жет означать следующее:

1. Пациент не смог справиться со стоящими перед ним эмоциональными проблемами и бессознательно принял решение сдаться. Рецидив служит сигналом того, что ему необходимо обратиться за помощью к психотерапевту, для того чтобы разрешить эти про­блемы.

2. Пациент еще не научился удовлетворять свои эмо­циональные потребности иначе, чем с помощью болез­ни. В данном случае важно пересмотреть «преимуще­ства» заболевания и постараться найти новые способы удовлетворения потребностей.

3. Возможно, пациент пытается произвести слишком много изменений в своей жизни одновременно. Это само по себе может стать источником сильного физиологи­ческого стресса, и организм хочет показать ему, что необходимо снизить темп и предъявляемые к себе тре­бования.

4. Пациент сделал какие-то важные изменения, но за­тем расслабился и впал в состояние благодушия. Мно­гие из наших больных рассказывали, что, как только непосредственная угроза миновала, им становилось трудно продолжать следовать по пути изменений. И это легко понять: человеку свойственно быстро реагировать на непосредственную опасность, но труд­но поддерживать новый тип поведения, если он не во­шел в привычку. Привычка приобретается только в результате регулярной практики и самодисциплины.

5. Пациенты не прислушались к своим эмоциональным потребностям. Их поведение продолжает быть направ­лено на саморазрушение, и организм напоминает им о

необходимости обратить внимание в первую очередь на эмоциональные потребности и здоровье.

Этот список, безусловно, далеко не исчерпывает всех воз­можных вариантов, и, для того чтобы выяснить значение каж­дого конкретного рецидива, может быть очень полезна по­мощь психотерапевта. Однако без активного участия самого пациента вряд ли удастся полностью разобраться в процес­сах, происходящих у него в душе.

Очень большую пользу в этом может оказать беседа с Внутренним Наставником (этот метод был подробно описан в главе 15). Мы рекомендуем пациентам хотя бы раз в день во время сеанса визуализации обращаться к своему внутрен­нему источнику мудрости и спрашивать его: «Какое значение имеет этот рецидив? Что он хочет мне сказать?»

Еще одно полезное упражнение в этой ситуации — поста­раться исследовать период, предшествовавший возвращению болезни. Какие события или изменения произошли у вас за это время? Что нового было в вашем поведении или дея­тельности? В ответе на эти вопросы большую помощь может оказать объективное мнение друзей или родственников, рабо­та с психотерапевтом. При анализе значения рецидива неред­ко выясняются очень важные вещи, полезные с точки зрения борьбы человека за свое здоровье. Это самое время для того, чтобы попробовать оценить свои усилия, направленные на возвращение здоровья, и подумать о том, не стоит ли в них кое-что изменить.

Смерть

Вероятно, из всех жизненных проблем самой эмоционально тяжелой и пугающей является проблема смерти. Смерть вы­зывает у человека такой страх, что в нашем обществе эта тема, по существу, является запретной. Не имея возможнос­ти открыто обсуждать — или даже просто признавать — смерть, мы тем самым способствуем усилению ее власти над нами, подкрепляем неопределенность своего отношения к ней. Как мы уже отмечали, большинство онкологических боль-

ных не столько боятся самой смерти, сколько того, что с этим связано. Их пугает перспектива медленного умира­ния, которое истощит родных и друзей как эмоционально, так и материально. Они с ужасом думают о предстоящих месяцах в больнице, вдалеке от близких, о бессмысленном, одиноком и полном страданий существовании. В их семьях нередко стараются избегать даже упоминаний о смерти. Когда больной только пытается заговорить о ней, он чаще всего слышит: «Не говори так! Ты не умрешь!» И поскольку человек не может обсудить проблему смерти даже с самыми близкими людьми, его страхи, не находя выхода, продолжают копиться и расти (в следующей главе мы подробнее оста­новимся на том, насколько важно открыто говорить о смер­ти).

По словам одного из ведущих специалистов по вопросам смерти и умирания Элизабет Кублер-Росс, несмотря на все­общее стремление избежать разговоров о смерти и дети, и взрослые всегда инстинктивно чувствуют, когда смерть не­минуема. Кроме того, Кублер-Росс заметила (и мы, исходя из собственного опыта, можем это подтвердить), что доволь­но часто люди не дают себе разрешения умереть. Они про­должают держаться за жизнь, потому что кто-то из близких или даже борющихся за их жизнь медиков не может сми­риться с их смертью. Эти люди испытывают двойную на­грузку — с одной стороны, они знают, что умирают, а с другой - чувствуют, что нельзя показывать вида окружаю­щим.

В самом начале своей работы нам пришлось пережить не­сколько тяжелых ситуаций, болезненных как для нас самих, так и для наших пациентов. Это заставило нас пересмотреть свое отношение к смерти и показало необходимость открыто говорить с пациентами об их праве отвечать не только за свою жизнь, но и за смерть.

У некоторых из наших первых пациентов возникло ощу­щение, что мы дали им ключ к стопроцентному выздоровле­нию. Они думали: «Конечно! Я готов с этим справиться!», а затем, как выяснилось позже, чувствовали себя виноватыми

в том, что им этого не удалось. Эти пациенты приезжали в Форт-Уорт примерно 3-4 раза в год, проходили недельные курсы психотерапии, а затем возвращались домой. Мы под­держивали с ними связь и иногда во время своих поездок по стране навещали их. В какой-то момент они вдруг пере­ставали нам звонить, а через некоторое время приходило сообщение от кого-нибудь из их близких, что они сконча­лись.

Поскольку мы принимали в этих людях большое участие, нас удивляло и обижало то, что их последние дни проходи­ли без нас. В конце концов нам передавали их слова: «Ска­жите Карлу и Стефани, что, несмотря ни на что, их метод работает» или: «Передайте им, что это не их вина». И тогда нам стало ясно: наши пациенты чувствовали, что, поскольку мы стремились помочь им выздороветь, они были обязаны оставаться жить, чтобы доказать правильность нашего мето­да. Смерть таким образом для них означала, что они подве­ли и себя, и нас. Со временем мы поняли, что раз пациенты могут влиять на течение своей болезни, направляя его к здоровью и жизни, то следует признать, что они могут — и имеют полное право — если захотят, направлять его в сто­рону смерти.

Как начать говорить о смерти

Теперь в рамках нашей программы мы стараемся освободить своих пациентов от этого чувства вины и помочь им разо­браться со своими страхами и представлениями о смерти. Когда люди могут открыто взглянуть на возможность смер­тельного исхода, это не только снижает уровень их тревоги, но, по-видимому, и уменьшает физическую боль, связанную со смертью. Более того, теперь редко кто из наших пациентов умирает мучительной и болезненной смертью. У очень мно­гих из них активность снижается только за неделю или две до смерти, и многие из них умирают в окружении близких дома или в больнице, куда поступают буквально за несколько дней до конца. Мы объясняем это изменение «качества» смерти

возможностью честно и открыто взглянуть на связанные с ней страхи и признать ее приближение, когда человек чув­ствует, что смерть уже недалеко.

Мы начинаем разговор о смерти и возможности рецидива болезни на групповых занятиях в течение первой недели курса лечения. Мы говорим о том, что, возможно, в будущем кто-то из больных решит, что пришло его время умирать, и просим их сообщать нам о таком решении, заверяя, что будем поддер­живать и заботиться о них в период умирания не меньше, чем поддерживали и заботились во время их борьбы за жизнь. Они имеют полное право перестать бороться и отказаться от жизни.

Мы обращаем внимание наших пациентов и еще на одну очень важную вещь: вне зависимости от того, умрут они от рака или нет, им уже удалось улучшить качество своей жиз­ни — или качество своего умирания — и проявить неверо­ятную силу и мужество.

Из историй пациентов

Приведенные ниже факты показывают весь спектр пережи­ваний, которые испытывали наши пациенты в связи с пробле­мой смерти.

Фредерик

В главе 16 мы уже рассказывали о Фредерике, который начал работать с нами, когда летальный исход казался неминуем. В начале он принялся за работу с большим энтузиазмом и за первую неделю, проведенную в нашем центре, достиг больших успехов в изменении своего эмоционального состояния. Но к концу недели стало ясно, что многие его трудности так и остались неразрешенными, и мы ожидали, что, когда он вер­нется домой, ему будет тяжело и психологически, и физи­чески.

Он позвонил нам через два дня после приезда домой и продолжал звонить каждые два дня. Фредерик находился в

подавленном и тревожном состоянии, его здоровье постоян­но ухудшалось. Четвертый разговор состоялся у нас при­мерно на десятый день после его возвращения домой. Фре­дерик был очень слаб и близок к смерти. Он ничего не ел и переживал эмоциональное истощение и подавленность. По­стоянно требуя от себя каких-то значительных психологи­ческих свершений, он еще больше способствовал ухудше­нию своего состояния. Мы предложили ему на некоторое время прекратить борьбу, попробовать просто плыть по те­чению и посмотреть, что будет. Мы, конечно, понимали, что если он ослабит борьбу, это может ускорить приближение смерти, но он и без того уже ускоренно двигался в этом направлении.

В течение следующих трех дней Фредерик находился в полубессознательном состоянии и почти все время спал. Поз­же он рассказывал, что понимал тогда, что смерть очень близ­ка, но несмотря на это был спокойнее, чем раньше. В этом состоянии Фредерик пережил нечто, похожее на сон, когда он должен был сделать сознательный выбор между жизнью и смертью. Он выбрал жизнь и тут же пришел в себя, повер­нулся к жене и впервые за три дня заговорил с ней нормаль­ным голосом. Он попросил ее включить магнитофонную за­пись упражнения на расслабление и визуализацию и сразу же начал его выполнять. На следующий день он чувствовал себя немного лучше и начал есть Мы продолжали поддерживать с ним постоянную связь по телефону. Фредерик стал намно­го активнее, начал ходить в церковь, плавать в домашнем бассейне.

Через четыре месяца после того, как он побывал на гра­ни смерти, Фредерик возобновил свою медицинскую прак­тику. Но несколько недель спустя, когда ему позвонили из страховой компании и сообщили, что перестают выплачи­вать страховку по инвалидности, он очень расстроился. Этот телефонный разговор и связанные с ним переживания, по-видимому, послужили толчком для рецидива. Здоровье Фредерика быстро ухудшалось, злокачественные новообра-

9  Зле № 103

зования появились вновь, и очень скоро после этого он скончался.

Ким

Этой женщине было чуть меньше 40 лет, и у нее был рак молочной железы с множественными метастазами. Она с большим энтузиазмом отнеслась к нашей совместной работе и добилась хороших результатов в разрешении важных для нее эмоциональных проблем. В течение года состояние ее здоровья улучшалось, но вдруг болезнь вспыхнула с новой силой. Во время очередного посещения нашего центра она вновь обратилась к решению имевших отношение к ее бо­лезни психологических проблем.

Вернувшись после этого домой, она почувствовала, что не в состоянии мобилизовать необходимую для борьбы с заболеванием энергию. Дни стояли ветреные и холодные, и ей было трудно заставить себя выйти на улицу и заняться физическими упражнениями. Она перестала общаться с боль­шей частью своих друзей. Болезнь прогрессировала, и вмес­те с ней росло ее отчаянье. Однажды Ким позвонила нам и сказала, что у нее не осталось ни капли веры. Она забыла, что значит «быть здоровой», как же она может представ­лять себе, что она «становится здоровой»? Так же как и Фредерику, мы посоветовали Ким попробовать перестать бороться и посмотреть, что будет, если просто плыть по те­чению. Ким сказала тогда, что после наших слов почувство­вала большое облегчение.

Во время того же телефонного разговора мы открыто обсудили вероятность смерти в том случае, если она пе­рестанет бороться. На следующий день у нее было много дел — она сделала все, что полагалось по хозяйству, сварила обед и пообедала в кругу семьи. После обеда, сказав, что у нее болит голова, она поднялась к себе в комнату и легла отдохнуть. Через некоторое время кто-то из родственников заглянул к ней и увидел, что она тихо умерла во время сна.

Селеста

Во время нашей работы с 32-летней Селестой мы, пожалуй, ближе всего смогли соприкоснуться с процессом умирания. Наша совместная работа длилась два с половиной года, с того самого момента, как у Селесты была обнаружена запу­щенная лейомиосаркома. За это время Селеста пережила несколько периодов эмоциональных подъемов и спадов, ре­миссий и рецидивов болезни.

Примерно год тому назад у нее обнаружили метастазы в легких. Селеста позвонила нам и сообщила, что у нее сильные боли и скоро она умрет. Оставив все попытки повлиять на течение болезни, она стала готовиться к смер­ти. Несколько дней Селеста пролежала в постели, прини­мая обезболивающие, а ее друзья приходили к ней про­щаться.

Но через некоторое время Селеста вдруг увидела, что происходящее не совсем совпадает с той величественной кар­тиной смерти, которую она себе рисовала. Она лежит в по­лусознательном состоянии, принимает наркотики, которые не снимают боли, но из-за которых ей трудно соображать, ее мучает запор. Внезапно она поняла, что ей очень не хотелось бы, чтобы ее четырехлетний сын стал свидетелем такой смерти. Селеста вспоминает, что сказала себе тогда: «Нет, черт возьми, так умирать я не хочу!», прекратила принимать все лекар­ства, встала с постелии, вернулась к своим делам и начала подумывать о том, чтобы слетать на неделю в Мексику. Через несколько дней она уже сидела в самолете, практиче­ски не испытывая боли.

После возвращения домой на протяжении четырех меся­цев Селеста была в достаточно хорошем физическом состо­янии. Затем болезнь вспыхнула вновь. За некоторое время до этого скоропостижно скончался ее отец. Она тяжело переживала эту потерю и все выпавшие на ее долю хлопоты по поводу наследства. Почти сразу вслед за этим пришло сообщение, что у ее матери тоже обнаружили рак.

Недавно Селеста снова позвонила нам, чтобы сообщить, что опять готова умереть. Она добавила, что все еще верит в то, что могла бы выздороветь, но у нее просто не осталось на это сил. Она поблагодарила нас за совместную работу и сказала, что те эмоциональные изменения, которые произо­шли в ней за это время, позволяют ей теперь умереть спо­койно. После того как мы поделились своими чувствами и попрощались, она закончила разговор словами: «Но я хочу, чтобы вы знали, что если произойдет какое-нибудь чудо, я все-таки буду ему рада и с удовольствием снова поправ­люсь» .

Увидеть свою жизнь и смерть

Все три человека, о которых мы только что рассказали, на­учились пониманию того, что могут бороться за жизнь или оставить эту борьбу и начать двигаться по направлению к смерти. Очень важно, что каждый из них открыто рассмат­ривал возможность своей смерти и, по-видимому, сам решал, когда был готов умереть.

Чтобы вам было легче сформулировать свои представле­ния о смерти и умирании, мы приводим ниже упражнение по визуализации (можно было бы назвать его «направляемой фантазией» ), которое даст возможность более широко взгля­нуть на жизнь и ее закономерное завершение. Это упражне­ние — не «репетиция» смерти, оно скорее направлено на то, чтобы провести «общий обзор жизни» и человек мог уви­деть то важное, что он еще может осуществить. Оно помо­жет вам отказаться от старых предрассудков, представлений и поведения и будет способствовать формированию новых установок и чувств, новых способов отношения к жизни.

Это упражнение используется в психотерапии не только в связи с угрожающими жизни человека болезнями, и поэто­му мы приглашаем вас выполнить его, даже если вы не боль­ны раком. Оно поможет вам выяснить, является ли для вас рецидив заболевания синонимом смерти, есть ли у вас опре-

I

деленное представление о том, как вы умрете, как, по-вашему, будут реагировать на вашу смерть друзья и близкие и что произойдет после смерти с вашим сознанием.

Поскольку понятие смерти для многих людей связано с определенными религиозными представлениями, мы ста­рались составить инструкции таким образом, чтобы они не предполагали и не навязывали никаких конкретных религиозных установок. Постарайтесь перевести наши ука­зания на язык своей веры. Как и всегда при визуализа­ции, можно попросить кого-нибудь медленно прочитать эти инструкции вслух или заранее записать текст на магнито­фон.

1. Выберите тихую комнату, сядьте поудобнее и начни­те с упражнения на расслабление.

2. Когда вы почувствуете, что полностью расслаби­лись, представьте себе, что врач сообщает вам, что у вас рецидив ракового заболевания (если у вас нет рака, представьте себе, что вам говорят, что вы умира­ете). Представьте все чувства и мысли, которые это сообщение у вас вызовет. Куда вы пойдете? С кем будете говорить? Что скажете? Не торопитесь, поста­райтесь представить себе все это в мельчайших под­робностях.

3. Теперь представьте себе, что вы постепенно умирае­те. Мысленно нарисуйте подробную картину ухудше­ния вашего здоровья. Постарайтесь сосредоточиться на всех подробностях процесса умирания. Осознайте, что вы потеряете, когда умрете. Дайте себе возмож­ность в течение нескольких минут пережить все эти

чувства и тщательно в них разобраться. i

4. Представьте людей, окружающих ваше смертное ложе.

Постарайтесь увидеть, как они будут реагировать на то, что теряют вас. Что они говорят, что чувствуют? Не спешите, подробно представьте себе все, что происхо­дит, включая момент вашей смерти.

5. Теперь вообразите, что присутствуете на своих похо­ронах или на церемонии прощания. Кого вы там види­те? Что чувствуют пришедшие люди? И снова не спе­шите, дайте себе возможность пережить все в подробностях.

6. Представьте себя мертвым. Что происходит с ва­шим сознанием? Пусть оно попадет туда, где, по вашей вере, находится сознание после смерти. Оставайтесь там какое-то время и все прочувствуйте.

7. Дайте возможность вашему сознанию отправиться во вселенную и встретить там то, что, как вы считаете, является источником или первопричиной вселенной. В присутствии этого источника оглянитесь на прожи­тую жизнь и вспомните ее во всех подробностях. Не спешите. Чем, из того, что было сделано, вы остались довольны? Что сделали не так? Какие обиды носили в себе в течение жизни? Какие из них живы в вас до сих пор? (Попытайтесь провести такой обзор своей жизни и задать себе эти вопросы вне зависимости от того, что, по вашим представлением, происходит с сознанием пос­ле смерти.)

8. У вас теперь есть возможность вернуться на землю в новом теле и начать жизнь заново. Выберите ли вы тех же родителей или найдете новых? Какими каче­ствами они будут обладать? Будут ли у вас братья и сестры? Это те же самые братья и сестры или другие? Какую профессию вы выберете? Что самое главное из того, чего вы хотите добиться в этой новой жизни? Что будет для вас важно? Тщательно обдумайте все новые возможности.

9.  Осознайте, что этот процесс смерти и перерожде­ния в вашей жизни непрерывен. Каждый раз, когда вы меняете что-то в своих представлениях и чувствах, вы умираете и вновь рождаетесь. Теперь, пережив смерть и новое рождение в своем воображении, вы можете

увидеть, жизни.

как это происходит и в вашей реальной

10. Спокойно и не торопясь возвращайтесь обратно в настоящий момент времени. Будьте готовы снова вер­нуться к обычной жизни.

Последствия мысленного переживания процесса умирания и перерождения

Вряд ли стоит говорить о том, что люди реагируют на приве­денное выше упражнение по-разному, но есть в их реакциях и кое-что общее. Часто пациенты сообщают, что их пережива­ния собственной смерти оказались не столь болезненными и тяжелыми, как они предполагали раньше. Нередко во время этого упражнения им в голову приходят очень важные и глубокие мысли относительно того, что бы они могли сказать своим близким для облегчения им неизбежной боли и горечи утраты. Мысленно представляя свои похороны, человек обыч­но с облегчением убеждается, что жизнь его друзей и близ­ких продолжается, несмотря ни на что. К тому же ему неред­ко удается составить представление о том, какими бы он хотел видеть свои похороны.

Обычно и для больных, и для всех других людей, выпол­нявших это упражнение, наиболее полезной оказывается та его часть, в которой они оглядываются на прожитое. Это помогает человеку понять, каких изменений в своей жизни он хотел бы добиться. Мы всегда стараемся обратить внима­ние наших пациентов на то, что у них еще есть время, чтобы, воспользовавшись полученными во время подобной визуа­лизации знаниями, кое-что изменить в своей жизни. Тогда им не придется жалеть о том, о чем они сожалели во время воображаемой смерти. Представляя себе человека, которым бы они хотели стать, если бы получили возможность родить­ся заново, люди на самом деле решают, что бы им хотелось в себе изменить. Мы стараемся, чтобы наши пациенты попыта-

лись найти способ, чтобы стать таким человеком сейчас, в этой жизни.

С помощью этого упражнения мы надеемся показать, что путь к здоровью на самом деле является процессом пере­рождения. Разбираясь в том, что в вас происходит, исследуя возможности воздействия на состояние своего организма, вы тем самым способствуете отмиранию старых, неконструк­тивных представлений и создаете условия для рождения новых, положительных установок, новой жизни, даете себе возможность стать тем человеком, которым действительно хотели бы быть

ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ

В нашем центре в Форт-Уорте существует правило: все паци­енты, которые собираются принимать участие в нашей про­грамме, должны приезжать вместе с мужем или женой, а если их нет — то с самым близким членом своей семьи. Иногда мы работаем с детьми пациентов или их братьями и сестрами. Это правило продиктовано двумя очень важными обстоя­тельствами. Во-первых, когда мы просим пациентов изменить свое отношение к болезни, начать регулярные сеансы визуа­лизации, заниматься физическими упражнениями и т. д., под­держка мужа, жены и всей семьи часто определяет, насколько пациент сможет со всем этим справиться

Другая, не менее существенная, причина состоит в том, что супруги и семьи больных часто нуждаются в поддержке не меньше, чем сами больные. Трудно придумать ситуацию, в которой бы человек чувствовал себя менее растерянным, обес­кураженным и так же не находил в себе достаточно понима­ния и сострадания, как когда он видит, что кто-то, кого он любит, болеет угрожающей жизни болезнью. И в то же время этот опыт, как ничто другое, способен обогатить ваши чув­ства, дать возможность глубоко пережить ощущение человеч­ности. В какие-то дни вы можете испытывать радость чистой любви и близости, а в другие — чувствовать невыразимую досаду и злость.

Понимание чувств больного и своих собственных

Главное, о чем мы бы хотели сказать в этой главе, — это необходимость понимать и принимать весь калейдоскоп воз­никающих чувств. Как для вас, так и для близкого вам чело-

века это будет время, заряженное эмоциями, и не все из них будут казаться вам «достойными» и «приемлемыми». Вы мо­жете почувствовать в себе злость, поймать себя на мысли, что «уж лучше бы он умер!» или испытать острое желание убе­жать куда-нибудь подальше. Очень важно и очень трудно научиться не осуждать себя за эти чувства. Попробуйте вме­сто этого принять то, что вы их переживаете, как факт и постараться не обвинять себя за это.

Когда люди сталкиваются с такой грозной болезнью, как рак, их чувства не могут быть «приличными» или «неприлич­ными», «зрелыми» или «незрелыми». Это просто чувства. Поэтому совершенно бесполезно говорить себе, что вы «дол­жны» чувствовать. Ваша задача заключается в том, чтобы научиться реагировать на эти чувства так, чтобы это приноси­ло наибольшую пользу вам и любимому вами человеку. Пер­вый шаг в этом направлении — осознавать свои чувства и чувства больного и понимать, что эти эмоции необходимы и уместны в борьбе с возможной смертью.

Все знают, что к больному необходимо относиться с пони­манием, терпением и состраданием. Постарайтесь применить те же принципы и в отношении к самому себе. Так же как вы принимаете страх, отчаянье и боль близкого человека, поста­райтесь принять и свой страх, свое отчаянье и свою боль. Невозможно переживать болезнь и смерть любимого челове­ка и при этом не думать о том, что и вы сами когда-нибудь будете умирать. Примите себя такими, какие вы есть, не суди­те себя строго.

Люди по-разному переживают кризисные ситуации. Ваша реакция на известие, что у близкого человека — рак, скорее всего будет похожа на то, как вы реагировали на тяжелые ситуации в прошлом. В этой главе мы бы хотели поддержать родственников онкологических больных и предложить им способы, которые помогли бы им справиться с некоторыми трудностями. Мы далеки от мысли описывать идеальную картину того, как семья «должна» вести себя в этой ситуа­ции, или намерений вызвать у кого-то чувство вины за то, что в предыдущий раз, когда кто-то болел, им все было

сделано «неправильно». С нашей стороны было бы по мень­шей мере неразумно предполагать, что в условиях большого потрясения вы сможете полностью изменить привычные для себя способы реагирования на кризисные ситуации. Мы стре­мимся лишь помочь родным больного понять и оценить труд­ности, с которыми им приходится сталкиваться, и предлагаем некоторые способы их преодоления.

Как достичь отношений искренности и поддержки

Когда люди узнают, что они больны раком или каким-то дру­гим угрожающим их жизни заболеванием, то у них могут возникать сильные колебания настроения. Страх сменяется гневом, жалостью к себе, ощущением, что они не в состоянии повлиять на собственную жизнь, и эти скачки настроения уже сами по себе могут пугать больного. Вначале, видя такую эмоциональную неуравновешенность любимого человека, окружающие тоже начинают испытывать страх, и вы, возмож­но, заметите, что стараетесь избегать общения с больным, по­скольку оно может приносить боль и растерянность.

Несмотря на всю тяжесть этих переживаний, очень важно в первые несколько недель после постановки диагноза зало­жить фундамент искренних и честных отношений. Нужно, чтобы больной ощутил, что ему разрешают выражать свои чувства и даже поощряют это. И вы, и все остальные члены семьи должны быть готовы к тому, чтобы выслушивать эти излияния, даже если что-то в вас этому сопротивляется. Если больной будет лишен возможности обсуждать то, что его так тревожит в настоящий момент — страх, боль, смерть, то у него возникнет ощущение одиночества. Ведь когда человек не может высказать то, что является для него самым главным, тогда он действительно одинок.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.