|
|||
Carl & Stephanie Simonton 11 страницаболезни, или постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы были здоровы. Выберите какой-то момент своей жизни, когда вы чувствовали себя максимально здоровым. Постарайтесь вспомнить это ощущение и перенесите его на настоящее. Достижение поставленных целей Постановка целей — очень существенный этап работы с воображением (мы подробнее обсудим его в главе 14). Если вам трудно представить себя здоровым и занятым какими-то интересными и приятными делами, это может свидетельствовать о ваших сомнениях в возможности поправиться. Постарайтесь вообразить, что вы достигаете поставленных целей и это доставляет вам удовольствие. Рисунки и их интерпретации Мы попросили вас изобразить увиденные во время визуализации образы по одной простой причине. Рисунок фиксирует представления, свойственные вам в определенный момент времени, поэтому позже вы сможете проследить за тем, как они развиваются. Мы обычно просим своих пациентов делать такой рисунок раз в три месяца, а потом о нем рассказывать. Сравнивая символы, изображенные во время первого сеанса, с теми, что были нарисованы позже, мы можем судить о том, как развивается отношение наших пациентов к раку, как изменяются их представления. Ниже мы приводим три истории болезни, показывающие, как со временем менялись визуализации и представления отдельных пациентов. Бетти Впервые у Бетти обнаружили рак молочной железы в 1973 г., когда ей было 35 лет. Ей сразу же сделали операцию и удалили одну молочную железу. Через некоторое время у нее был обнаружен рак второй молочной железы, и ее тоже удалили. Когда мы стали работать с Бетти в Форт-Уорте, ее лечили с помощью химиотерапии. Глядя на первый рисунок Бетти, сделанный в начале нашей работы (рис. 2), можно было не сомневаться, что лейкоциты победят. Вид у них был весьма свирепый, с острыми страшными зубами. Бетти сделала пометку «как пираньи» — знаменитые своей прожорливостью рыбы южноамериканских рек. Как подсказывал наш опыт, такие острые зубы обычно свидетельствуют о сильной злобе и враждебности, и действи- Рис. 2. Первая визуализация Бетти. Хорошо видны ее гнев и враждебность. тельно, во время первого сеанса в поведении Бетти очевидно присутствовали эти качества. На протяжении некоторого времени эти чувства работали в ее пользу: сила, символически выраженная в ее рыбах, не оставляла сомнений в победе лейкоцитов. Но в ее рисунке есть два элемента, которые вызвали у нас некоторое сомнение. Во-первых, раковые клетки нарисованы довольно большими. Или это рак изображен как однородная масса? Лучше, когда пациенты могут различать отдельные раковые клетки. Тем, кто не выделяет отдельных клеток, часто трудно увидеть, что проблема или трудность, с которой они столкнулись, состоит из нескольких моментов. Они воспринимают ее как единое целое, и это целое действует на них подавляюще. Второе, что смутило нас в визуализации Бетти, — это изображение химиотерапии в виде заостренных стрел. Этот символ часто встречается в визуализациях пациентов и нередко отражает страх перед лечением и представление пациента, что лечение пагубно влияет не только на раковые, но и на здоровые клетки. И хотя многие больные действительно испытывают побочное действие химиотерапии, оно может быть значительно уменьшено, если представлять его себе в несколько другом виде, скажем, в виде «лекарственной мази», которая целенаправленно втирается в каждую раковую клет- КУ- На втором рисунке Бетти, сделанном шесть месяцев спустя (рис. 3), пираньи (лейкоциты) все еще присутствовали, но их зубы стали несколько меньше, хотя и продолжали оставаться достаточно опасными для рака. Зато теперь у рыб появились явно выраженные глаза, что свидетельствует об их бдительности и целенаправленности действий. В ходе этой встречи в Бетти было значительно меньше злобы, и она рассказала группе, как все последнее время работала с этой проблемой. Теперь раковые клетки выглядели маленькими и были похожи на виноград, обвивавший нормальные клетки. Бетти связывала этот образ с сильным страхом, который последнее Puc. 3. Визуализация Бетти шесть месяцев спустя время испытывала (мы обратили внимание, что вьющиеся, переплетенные символы и проекции в форме пальцев обычно отражают страх). Во время работы с Бетти нам стало ясно, что кроме осознаваемого страха смерти, причем смерти в одиночестве, в ней жил страх от ее выздоровления и того, что ей снова придется решать проблемы, временно отодвинутые болезнью на второй план. Бетти где-то усвоила неверные представления о предраковых клетках и на этом рисунке изобразила их в виде штопоров. Кое-где даже кажется, что они нападают на лейкоциты. Она решила, что предраковые клетки способны внедряться в нормальные клетки, что с медицинской точки зрения — неверно. Сейчас Бетти вполне здорова и физически, и душевно, и занимается с психологом-консультантом в своем родном городе Дженифер У 30-летней Дженифер был обнаружен рак яичников. Глядя на нее, можно было сразу понять, что это — застенчивая Рис. 4. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, первый рисунок. женщина, которой трудно настоять на своем и удовлетворить свои эмоциональные потребности. Когда ее попросили нарисовать то, что она представляла себе во время визуализации, Дженифер сделала два рисунка. На первом (рис. 4) рак был изображен в виде ледяной глыбы, а лейкоциты — в виде солнца, лучи которого растапливают этот лед. Химиотерапия выглядела как белый порошок, который засыпал рак, рядом с которым Дженифер сделала пометку «раковое чудовище». Очевидно, слово «чудовище» отражало ее страх перед раком и одновременно его силу и свирепость. Образ химиотерапии был весьма слаб: порошок едва ли может что-то поделать с чудовищем. И хотя солнце (лейкоциты) способно растопить глыбу льда, оно все же является слабым образом, которому не хватает определенной направленности — оно как бы светит вообще и заодно растапливает рак. Ее второй рисунок (рис. 5) свидетельствовал об ощущении еще большей беспомощности. Рак был изображен в виде бревен, застрявших в ходе лесосплава, а один-единственный человечек, символизировавший лейкоциты, пытался устранить этот завал. Бревна удастся спустить только в том случае, если этот человечек сможет разобрать завал, но даже и тогда они останутся не измененными, то есть раковыми клетками, плавающими в ее организме. Имея в арсенале всего один такой лейкоцит, Дженифер вряд ли справится с образовавшимся завалом. Рисунок говорил и об отсутствии твердости и силы — то есть той энергии, которая могла бы устранить завал накопившихся в ее жизни проблем (люди, изображающие всего один лейкоцит, обычно ощущают, что если им предстоит что-то совершить, то делать это им придется в одиночестве, без посторонней помощи, и это еще больше усиливает чувство беспомощности и безнадежности). Образ химиотерапии на этом рисунке тоже не отличался силой — это был яд, который потихоньку капал на рак, опять-таки обозначенный «раковое чудовище», и, по всей видимости, не наносил ему серьезного вреда. Само чудовище выглядело достаточно человекообразно — у него были глаза и рот, что предполагало ум и бдительность, с помощью которых оно могло защитить себя. Судя по обоим рисункам, Дженифер находилась в состоянии полного замешательства, ее образы постоянно менялись, и она не верила в то, что химиотерапия или ее соб- Рис. 5. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, второй рисунок. Рис. 6. Мысленные образы Дженифер полгода спустя. ственная естественная защита смогут существенно повлиять на рак. Через шесть месяцев в визуализации Дженифер (рис. 6) произошли значительные положительные изменения. Ее лейкоциты теперь выглядели как злые акулы с острыми зубами. Для Дженифер проявление каких-то признаков злобы и агрессии — а акулы, бесспорно, агрессивны — было большим шагом вперед. Раковые клетки тоже были гораздо меньше и менее зловредны. К сожалению, между акулами и раковыми клетками не происходило никакого взаимодействия, более того, судя по рисунку, акулы, казалось, направляют свою агрессивность на химиотерапию (которая удивительным образом напоминала «раковые бревна» с первого рисунка). Эти образы соответствовали тому, что происходило в ее реальной жизни: Дженифер была явно враждебно настроена против химиотерапии. Хотя акулы символизировали ту ее часть, которая могла бы помочь ей поправиться, эту агрессивную силу следовало бы обратить не на лечение, а на действительный источник ее неприятностей. Несмотря на злость, которую она испытывала к химиотерапии, образ лечения был не очень сильным — она ассоциировала его с таблетками «Алка-зельцер», которые никак нельзя назвать сильным лекарственным препаратом, что свидетельствовало о слабой вере в результаты лечения. Хотя таблетки и растворялись у нее в крови, здесь снова не было показано никакого взаимодействия между химиотерапией и раком. По сравнению с первым рисунком Дженифер очевидно делала некоторые успехи, но вновь обретенная твердость и энергия в тот момент все еще не были направлены на главный источник проблем. Однако за последние два года она значительно продвинулась вперед. Гленн Гленну было 50 лет, и он работал психологом в клинике. У него был рак почки с метастазами в легкие, но уже в течение четырех лет болезнь не прогрессировала. Поскольку при этом виде рака химиотерапию не назначали, он не получал никакого лечения. На своем первом рисунке Гленн изобразил рак, окруженный лейкоцитами. Под их воздействием рак постепенно уменьшался, пока от него не оставалась одна-единственная клетка (рис. 7). Во время релаксации и работы с воображением Гленн никак не мог уничтожить эту последнюю клетку, но во время бега трусцой ему удавалось представить себе, как Рис 7 Первоначальная визуализация Глепна эту последнюю раковую клетку поглощает гигантский лейкоцит Хотя на рисунке и было показано, что в конце концов ему удавалось уничтожить рак, образы Гленна все таки выглядели недостаточно сильными Казалось, что лейкоциты располагались лишь по периметру рака, между ними и раком не видно было активного взаимодействия, лишь поверхност ное соприкосновение (такое стремление быть на поверхности часто свидетельствует о нежелании пациента подробно проанализировать причины возникновения рака) Кроме того, Рис 8 Визуализация Гленна спустя полгода уничтожение последней раковой клетки требовало от Гленна неимоверных усилий — для того, чтобы это произошло, ему непременно надо было бегать В последней раковой клетке было что то почти магическое, почти что нежелание расставаться с болезнью и указание на то, что для избавления от болезни потребуется невероятно большой лейкоцит и какое-то сверхзначимое событие Шесть месяцев спустя его рисунок (рис 8) говорил уже о наличии большего взаимодействия между лейкоцитами и раком, но относительные размеры опухоли и этих лейкоцитов не предполагали абсолютного перевеса в силе со стороны защитной системы организма Внезапно, откуда ни возьмись, появлялся огромный лейкоцит, который разбивал опухоль, и ее осколки подбирали обычные лейкоциты Рисунок снова показывал, что должно произойти что то экстраординарное, что, пока не произойдет чуда, рак будет оставаться цел и невредим. Мы в этом видели нежелание Гленна разбираться в составляющих главную проблему мелких обстоятельствах. Он, скорее, предпочитал выжидать, пока не произойдет нечто, что все объяснит и все решит. Как это происходило и в визуализациях Гленна, его опухоль не уменьшается, хотя общее самочувствие остается неплохим, он продолжает преподавать в университете и бегать трусцой. Чарльз Чарльз был успешным предпринимателем, у которого в 62 года, после выхода на пенсию, развилась множественная миело-ма. Поскольку заболевание было выявлено лишь на основании лабораторных анализов, а у самого Чарльза не наблюдалось никаких болезненных симптомов, его лечащий врач решил подождать с химиотерапией. С тех пор прошло три года, и обследование показывает, что болезнь значительно отступила, хотя он так и не получал никакой химиотерапии Еще до участия в нашей программе Чарльз в течение нескольких лет посещал частного психотерапевта, и одна из проблем, над которой они работали, состояла в том, что он испытывал трудности в выражении гнева. Рисунки, которые Чарльз выполнил с промежутком в год, очень похожи друг на друга (рис. 9 и 10). На обоих лейкоциты (акулы или крупные рыбы) очевидно сильнее рака, что отражает положительные ожидания пациента. Самое главное отличие рисунков заключалось в их размере: первый занимал почти весь лист, а второй — небольшую его часть. Это говорит о том, насколько меньше места занимает теперь рак в жизни Чарльза — анализы крови свидетельствуют, что рак уменьшается, физическое состояние пациента продолжает оставаться отличным, и в свои 62 года он регулярно обыгрывает авторов этой книги в теннис. Еще одним положительным знаком было то, что на первом рисунке рак был в большой степени отгорожен от внешнего мира организованными рядами лейкоцитов, иными словами,
Рис. 9. Первоначальный мысленный образ Чарльза. Ot^J ^ ^ Рыс. /0. Мысленный образ Чарльза спустя год. был изолирован, подобно тому, как Чарльз изолировал свои жизненные трудности. На втором рисунке такой ограниченности гораздо меньше. Мы связали эти образы с меньшим стремлением Чарльза эмоционально защищаться и его большей готовностью открыто рассматривать встающие перед ним проблемы. Об одной из таких проблем можно догадаться, глядя на второй рисунок: там у его акул или рыб нет пасти — их основного оружия. В то время, когда был сделан первый рисунок, Чарльз переживал сильную горечь и боль по поводу смерти близкого друга, и его злоба выразилась в острых, агрессивных зубах. Ко времени выполнения второго рисунка он стал снова сдерживать свой гнев по поводу жизненных проблем, и нам пришлось еще раз вместе с ним работать над этой трудностью. Визуализация как способ описания человеческого «я» Интерпретируя рисунки наших пациентов, мы стремимся принимать во внимание все существенные жизненные проблемы, стоящие перед ними в данный момент. Мы стараемся понять рисунок исходя из того, что знаем о личности больного и его жизненной ситуации. Поэтому если для Бетти можно считать достижением, когда ей удается ослабить свой гнев и враждебность, выраженную в рыбах-пираньях, то для Дженифер, наоборот, прогрессом будет, если она изобразит естественную защиту своего организма в виде акул. В первом случае гнев и враждебность Бетти заставляли ее отвергать одобрение и признание окружающих, которого ей так недоставало и которое она, будем надеяться, все-таки получит. А для такого пассивного человека, как Дженифер, та энергия, которую иногда может нести с собой гнев, была совершенно необходима, хотя ей все еще предстоит научиться пользоваться этой энергией себе во благо. Иногда работу с воображением можно использовать не только для выяснения представлений пациентов относитель- но рака, но и как способ описания более широкой психологической ситуации, в которой они находятся. Интерпретируя их визуализации, мы рассматриваем символ рака как ту часть личности человека, которая либо сама ищет смерти, либо хочет его убить, а лейкоциты — как ту его часть, которая стремится к жизни или поможет ему выжить. Болезнь становится физическим выражением схватки, которую ведут между собой две части человеческого «я»: та, которая отрицает и разрушает, и та, которая поддерживает и утверждает жизнь. Символическое соотношение сил между раком и естественной защитой организма — это не только показатель живущих в человеке представлений о болезни, оно говорит и о том, хочет ли он жить или умереть. Наши пациенты выполняют подобные рисунки каждые три месяца, когда в очередной раз приезжают в Форт-Уорт. И хотя они полностью осведомлены о том, для чего эти рисунки нужны, это не влияет на их визуализации, которые остаются источником информации о внутренних психологических процессах. Мы рекомендуем им использовать работу с воображением (включая свое отношение к самой этой работе и изменения мыслительных образов в ее процессе) в качестве важного способа познания своего психологического состояния. Когда наши пациенты начинают спрашивать себя: «Почему ко мне сейчас приходят именно эти образы? Какие изменения в моих представлениях они символизируют? Почему в данный момент я вижу вещи именно в этом свете?», то это означает, что они принимают участие в процессе формирования своих установок и в немалой степени им управляют. Попробуйте использовать упражнение на релаксацию и визуализацию для исследования и других жизненных проблем. Конечно, в первые недели и месяцы главное внимание нужно уделять тому, чтобы поправиться — без этого вам будет трудно сосредоточиться на других проблемах. Но, по мере того как здоровье начнет к вам возвращаться, постарайтесь найти способ применить данный подход к более ши- рокому спектру жизненных проблем. Как мы уже не раз повторяли, мысленное представление положительного результата является основным принципом самореализующегося предсказания. Оно поможет вам добиться желаемых результатов во множестве областей. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЗАТАЕННЫХ ОБИД I й Психологические процессы, помогающие освободиться от неприятных чувств, выразить отрицательные эмоции и простить былые обиды (реальные или вымышленные) могут стать важным элементом профилактики заболеваний Онкологические больные нередко носят в душе обиды и другие болезненные переживания, связывающие их с прошлым и не нашедшие своего выхода (как мы видели, часто развитию рака предшествует пережитое в детстве чувство одиночества или отверженности). Чтобы наши пациенты могли поправиться, им нередко бывает необходимо научиться освобождаться от своего прошлого Мы ощущаем стресс не только в тот момент, когда переживаем определенное событие, способствующее формированию отрицательных эмоций, но и каждый раз, когда вспоминаем об этом событии. Как показывают наши собственные исследования и работы других ученых, подобный «отсроченный» стресс и связанное с ним напряжение могут оказывать сильное отрицательное воздействие на естественные защитные системы организма. Затаенная обида — не то же самое, что гнев или злоба. Чувство гнева обычно бывает однократной, хорошо нам знакомой не слишком продолжительной эмоцией, тогда как затаенная обида — это продолжительный процесс, оказывающий на человека постоянное стрессовое воздействие. Предположим, что вы едете по улице, и вдруг, откуда ни возьмись, выскакивает машина, битком набитая подростками, и чуть не врезается в ваш автомобиль Вы переживаете стресс — возникает сильное сердцебиение, учащенное дыхание, в кровь выбрасывается адреналин и т. д. В конце 7 Зак N> 101 концов это событие вызывает у вас две основные эмоции: страх, а затем гнев по поводу неосторожности водителя машины. В этой реакции нет ничего ненормального. Но вот событие закончилось, и наши действия (реакции) приобретают особое значение. Первое, что приходит в голову, — догнать этих ребят и разобраться, почему они так ездят. Если они извинятся или объяснят, в чем дело — возможно, у них случилось что-то серьезное или они опаздывали на работу — вероятно, ваш гнев постепенно остынет. Однако чаще всего такое выяснение отношений ни к чему хорошему не приводит. Если мы не имеем возможности тут же отреагировать на какое-то внешнее событие, наш гнев может обратиться на всех остальных молодых людей в других машинах (или вообще на всех водителей). Злость, пережитая во время первоначального события, сохранится, и если это чувство не найдет выхода, оно может остаться в нас в виде своего рода затаенной обиды и станет источником постоянного стресса. У многих людей на душе лежат обиды, копившиеся годами. Нередко во взрослом человеке живет горечь детских переживаний, и какое-то болезненное событие он помнит всю жизнь в мельчайших подробностях. Это может быть воспоминание, которое он связывает с нелюбовью родителей, с неприятием его другими детьми или учителями, с каким-то конкретным проявлением жестокости родителей и бесконечным числом других болезненных переживаний. Люди, в которых живет такая обида, часто мысленно воссоздают травматичное событие или события, и подчас это происходит в течение многих лет, даже если их обидчика уже нет в живых. В самом начале такие чувства могут быть абсолютно оправданы, но в дальнейшем, продолжая их носить «в себе», человек обязан будет оплачивать это повышенным физиологическим и эмоциональным напряжением. Если такие чувства присутствуют и у вас, то прежде всего вам придется признать, что не кто иной, как вы сами являетесь основным источником стресса. Наш опыт работы с затаенными обидами Одно дело — поверить в необходимость освобождаться от обид, прощать их, и совсем другое — научиться это делать. Различные духовные наставники и представители разнообразных философских школ во все времена говорили о необходимости прощения. Вряд ли бы они уделяли столько внимания этой проблеме, если бы прощать было легко. Но с другой стороны, они бы не предлагали этого, если бы это было невозможно. В книге Эмметта Фокса «Нагорная проповедь»* предлагается конкретный практический метод, помогающий человеку прощать (он будет подробно описан ниже). На первый взгляд он кажется очень простым. Суть его в том, чтобы представить себе человека, на которого вы держите обиду, и вообразить, что с ним случается что-то хорошее. Сначала у нас возникло сомнение в правомерности такого способа, поскольку, как нам показалось, здесь есть некоторое пренебрежение теми чувствами, которые вы к данному человеку испытываете. Мы же считаем, что, для того чтобы человек мог удовлетворить свои эмоциональные потребности, ему совершенно необходимо признать важность собственных чувств. Однако, несмотря на эти сомнения, мы решили попробовать этот метод на себе. Прежде всего оказалось, что очень трудно представить себе, что с человеком, к которому ты испытываешь враждебность и неприязнь, происходит что-то хорошее. Но постепенно мы начинали по-новому видеть свои отношения с «обидчиком» и по-иному оценивать его поведение. Мы, например, продолжали критически относиться к тому, как этот человек повел себя в определенной ситуации, но использование предложенного метода помогало нам лучше оценить всю ситуацию и то, что часть ответственности за нее лежала и на нас тоже. * Fox E. Sermon on the Mount. New York: Harper & Row, 1938 По мере того как мы снова и снова мысленно повторяли этот процесс, особенно когда стали воссоздавать стрессовую ситуацию, нам стало легче представлять себе, что с этим человеком происходит что-то хорошее, и в результате мы начали лучше к нему относиться. Кроме того, в ситуациях, когда нам приходилось вступать с этим человеком в непосредственное общение, мы не чувствовали прежнего напряжения и неприязни. Работая с затаенной обидой этим методом, мы смогли освободиться от стресса, который иначе еще долго продолжал бы жить в нашей душе. Оказалось, что не отрицая своей первоначальной реакции гнева и боли, можно по-иному понять и оценить ситуацию, и это во многом облегчает жизнь. У нас не осталось сомнений в преимуществах такого метода. Формирование мысленных образов для преодоления обиды Используемый нами метод для преодоления обид описан ниже. Однако, прежде чем вы начнете его использовать, необходимо наметить подходящую цель. Определить ее не так уж сложно — если вы до сих пор переживаете какую-то старую боль, вновь и вновь возвращаетесь к вызвавшему ее эпизоду, повторяете в уме, что вам следовало тогда сказать или сделать, вспоминаете возмутительное поведение своего «обидчика», значит, в вас живут не нашедшие выхода чувства, и вы можете поработать с ними с помощью метода Эмметта Фокса. Вот как это делается: 1. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Стопы поставьте на пол. 2. Если вы чувствуете, что напряжены или вам трудно сосредоточиться, воспользуйтесь методикой расслабления, описанной в главе 11. 3. Мысленно представьте себе человека, к которому вы испытываете неприязнь. 4. Представьте, что с этим человеком происходит что-то хорошее, например он добивается внимания, любви или получает много денег. Пусть с ним случится что-то, что он сам рассматривал бы как благо. 5. Постарайтесь осознать свою реакцию на это. Если вам трудно представить, что с этим человеком происходит что-то хорошее — это вполне естественно. Постепенно, по мере того, как вы будете повторять данное упражнение, вам будет все легче и легче это сделать. 6. Подумайте о роли, которую, возможно, вы сыграли в той стрессовой ситуации. Попробуйте по-иному увидеть событие и поведение того человека. Представьте себе, как ситуация может выглядеть с его точки зрения. 7. Обратите внимание — чем больше вы расслаблены, тем меньше чувство обиды. Обещайте себе, что вы постараетесь сохранить в себе новое понимание той ситуации. 8. Теперь вы можете открыть глаза и вернуться к обычным делам. Это упражнение обычно занимает менее пяти минут. Постарайтесь выполнять его каждый раз, когда чувствуете, что ваши мысли снова вернулись к неприятному, вызвавшему гнев эпизоду. Возможно, иногда вам месяцами не придется выполнять это упражнение, а иногда вы будете делать его по нескольку раз в день. Можно попробовать применять этот метод и сразу же после неприятного события. Так, например, в той ситуации с молодыми ребятами, можно представить себе, как они добираются до места, куда так спешат, хорошо там проводят время, как добиваются успехов в учебе, в спорте и т. д. Возможно, вы даже вспомните свою молодость и те необдуманные поступки, которые сами совершали, и, может быть, проникнитесь пониманием того напряжения, в котором живут молодые люди. Опыт наших пациентов В течение последних нескольких лет мы часто замечали, что, после того как наши пациенты освобождаются от обид на других людей, последним человеком, которого они прощают, являются они сами. Они прощают себе собственное участие в каком-то событии и те неприятности и стресс, которые за этим последовали. Это может оказаться особенно важным для онкологических больных, поскольку им часто бывает трудно вырваться из замкнутого круга, в котором они считают себя то жертвой, то виновником болезни и причиной страданий для своей семьи. Чтобы вам стало понятнее, как это происходит, ниже мы приводим три примера из нашей практики. Эдит У 53-летней Эдит был рак молочной железы, который распространился в костную ткань и кишечник. В детстве, будучи единственным ребенком в семье, обожавшим своего отца, Эдит всегда казалось, что мать требует от него слишком большого внимания к себе и поэтому у отца не остается времени на нее. Она злилась, ревновала, боролась за отцовскую любовь. Когда Эдит было уже за 40 лет, отец умер от рака. Она очень глубоко переживала потерю отца, а кроме того, оказалась в положении, когда вся забота о матери легла на нее. Мать к этому времени была уже в весьма преклонном возрасте и жила в доме для престарелых. Она сердилась на Эдит, если та ежедневно ее не навещала, но даже когда дочь приходила к ней каждый день, мать вызывала у нее чувство вины и собственной неполноценности. Эдит пришлось столкнуться не только с неудобствами и эмоциональными переживаниями, связанными с необходимостью опекать мать, но и с более ранним, не нашедшим своего выхода чувством затаенной обиды. Вскоре после смерти отца у нее развился рак молочной железы. Когда Эдит осознала свои негативные эмоции по отношению к матери, мы предложили ей представить себе, что с той происходит что-то хорошее. Через несколько недель, в течение которых Эдит выполняла это упражнение, ей удалось глубоко понять одиночество своей матери, особенно усилившееся с тех пор, как та овдовела, и увидеть, что материнские жалобы и требования не были направлены против нее лично, а отражали общий страх и отчаяние. Эдит осознала также, что со смертью отца она сама потеряла ощущение безопасности и уверенности. Поняв все это, Эдит смогла сознательно выбирать, ехать или не ехать сегодня к матери, не чувствуя при этом вины, когда решала ее не навещать. Одновременно она обнаружила, что если не принимать в штыки все замечания матери, она начинала себя вести гораздо мягче. К своему удивлению Эдит увидела, что решение проблем, связанных с матерью, совершенно неожиданным образом существенно улучшило ее отношения с собственными детьми.
|
|||
|