Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Carl & Stephanie Simonton 11 страница



болезни, или постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы были здоровы. Выберите какой-то момент своей жиз­ни, когда вы чувствовали себя максимально здоровым. По­старайтесь вспомнить это ощущение и перенесите его на на­стоящее.

Достижение поставленных целей

Постановка целей — очень существенный этап работы с во­ображением (мы подробнее обсудим его в главе 14). Если вам трудно представить себя здоровым и занятым какими-то интересными и приятными делами, это может свидетель­ствовать о ваших сомнениях в возможности поправиться. Постарайтесь вообразить, что вы достигаете поставленных целей и это доставляет вам удовольствие.

Рисунки и их интерпретации

Мы попросили вас изобразить увиденные во время визуали­зации образы по одной простой причине. Рисунок фиксиру­ет представления, свойственные вам в определенный момент времени, поэтому позже вы сможете проследить за тем, как они развиваются. Мы обычно просим своих пациентов де­лать такой рисунок раз в три месяца, а потом о нем расска­зывать. Сравнивая символы, изображенные во время перво­го сеанса, с теми, что были нарисованы позже, мы можем судить о том, как развивается отношение наших пациентов к раку, как изменяются их представления. Ниже мы приводим три истории болезни, показывающие, как со временем меня­лись визуализации и представления отдельных пациентов.

Бетти

Впервые у Бетти обнаружили рак молочной железы в 1973 г., когда ей было 35 лет. Ей сразу же сделали операцию и удалили одну молочную железу. Через некоторое время у нее был обнаружен рак второй молочной железы, и ее тоже удалили. Когда мы стали работать с Бетти в Форт-Уорте, ее лечили с помощью химиотерапии.

Глядя на первый рисунок Бетти, сделанный в начале на­шей работы (рис. 2), можно было не сомневаться, что лейко­циты победят. Вид у них был весьма свирепый, с острыми страшными зубами. Бетти сделала пометку «как пираньи» — знаменитые своей прожорливостью рыбы южноамериканских рек. Как подсказывал наш опыт, такие острые зубы обычно свидетельствуют о сильной злобе и враждебности, и действи-

Рис. 2. Первая визуализация Бетти. Хорошо видны ее гнев и враждебность.

тельно, во время первого сеанса в поведении Бетти очевидно присутствовали эти качества. На протяжении некоторого вре­мени эти чувства работали в ее пользу: сила, символически выраженная в ее рыбах, не оставляла сомнений в победе лей­коцитов.

Но в ее рисунке есть два элемента, которые вызвали у нас некоторое сомнение. Во-первых, раковые клетки нарисо­ваны довольно большими. Или это рак изображен как одно­родная масса? Лучше, когда пациенты могут различать от­дельные раковые клетки. Тем, кто не выделяет отдельных клеток, часто трудно увидеть, что проблема или трудность, с которой они столкнулись, состоит из нескольких моментов. Они воспринимают ее как единое целое, и это целое дей­ствует на них подавляюще.

Второе, что смутило нас в визуализации Бетти, — это изображение химиотерапии в виде заостренных стрел. Этот символ часто встречается в визуализациях пациентов и не­редко отражает страх перед лечением и представление паци­ента, что лечение пагубно влияет не только на раковые, но и на здоровые клетки. И хотя многие больные действительно испытывают побочное действие химиотерапии, оно может быть значительно уменьшено, если представлять его себе в несколько другом виде, скажем, в виде «лекарственной мази», которая целенаправленно втирается в каждую раковую клет-

КУ-

На втором рисунке Бетти, сделанном шесть месяцев спус­тя (рис. 3), пираньи (лейкоциты) все еще присутствовали, но их зубы стали несколько меньше, хотя и продолжали оста­ваться достаточно опасными для рака. Зато теперь у рыб появились явно выраженные глаза, что свидетельствует об их бдительности и целенаправленности действий. В ходе этой встречи в Бетти было значительно меньше злобы, и она рас­сказала группе, как все последнее время работала с этой про­блемой.

Теперь раковые клетки выглядели маленькими и были похожи на виноград, обвивавший нормальные клетки. Бетти связывала этот образ с сильным страхом, который последнее

Puc. 3. Визуализация Бетти шесть месяцев спустя

время испытывала (мы обратили внимание, что вьющиеся, пе­реплетенные символы и проекции в форме пальцев обычно отражают страх). Во время работы с Бетти нам стало ясно, что кроме осознаваемого страха смерти, причем смерти в оди­ночестве, в ней жил страх от ее выздоровления и того, что ей снова придется решать проблемы, временно отодвинутые бо­лезнью на второй план.

Бетти где-то усвоила неверные представления о предра­ковых клетках и на этом рисунке изобразила их в виде што­поров. Кое-где даже кажется, что они нападают на лейкоци­ты. Она решила, что предраковые клетки способны внедряться в нормальные клетки, что с медицинской точки зрения — неверно.

Сейчас Бетти вполне здорова и физически, и душевно, и занимается с психологом-консультантом в своем родном го­роде

Дженифер

У 30-летней Дженифер был обнаружен рак яичников. Глядя на нее, можно было сразу понять, что это — застенчивая

Рис. 4. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, первый рисунок.

женщина, которой трудно настоять на своем и удовлетворить свои эмоциональные потребности.

Когда ее попросили нарисовать то, что она представляла себе во время визуализации, Дженифер сделала два рисунка. На первом (рис. 4) рак был изображен в виде ледяной глы­бы, а лейкоциты — в виде солнца, лучи которого растаплива­ют этот лед. Химиотерапия выглядела как белый порошок, который засыпал рак, рядом с которым Дженифер сделала пометку «раковое чудовище». Очевидно, слово «чудовище» отражало ее страх перед раком и одновременно его силу и свирепость. Образ химиотерапии был весьма слаб: порошок едва ли может что-то поделать с чудовищем. И хотя солнце (лейкоциты) способно растопить глыбу льда, оно все же яв­ляется слабым образом, которому не хватает определенной направленности — оно как бы светит вообще и заодно рас­тапливает рак.

Ее второй рисунок (рис. 5) свидетельствовал об ощуще­нии еще большей беспомощности. Рак был изображен в виде бревен, застрявших в ходе лесосплава, а один-единственный человечек, символизировавший лейкоциты, пытался устранить этот завал. Бревна удастся спустить только в том случае, если этот человечек сможет разобрать завал, но даже и тог­да они останутся не измененными, то есть раковыми клетка­ми, плавающими в ее организме. Имея в арсенале всего один такой лейкоцит, Дженифер вряд ли справится с образовав­шимся завалом.

Рисунок говорил и об отсутствии твердости и силы — то есть той энергии, которая могла бы устранить завал накопив­шихся в ее жизни проблем (люди, изображающие всего один лейкоцит, обычно ощущают, что если им предстоит что-то со­вершить, то делать это им придется в одиночестве, без посто­ронней помощи, и это еще больше усиливает чувство беспо­мощности и безнадежности).

Образ химиотерапии на этом рисунке тоже не отличался силой — это был яд, который потихоньку капал на рак, опять-таки обозначенный «раковое чудовище», и, по всей видимости, не наносил ему серьезного вреда. Само чудовище выглядело

достаточно человекообразно — у него были глаза и рот, что предполагало ум и бдительность, с помощью которых оно могло защитить себя.

Судя по обоим рисункам, Дженифер находилась в состо­янии полного замешательства, ее образы постоянно меня­лись, и она не верила в то, что химиотерапия или ее соб-

Рис. 5. Мысленные образы Дженифер после нашей первой встречи, второй рисунок.

Рис. 6. Мысленные образы Дженифер полгода спустя.

ственная естественная защита смогут существенно повлиять на рак.

Через шесть месяцев в визуализации Дженифер (рис. 6) произошли значительные положительные изменения. Ее лей­коциты теперь выглядели как злые акулы с острыми зуба­ми. Для Дженифер проявление каких-то признаков злобы и агрессии — а акулы, бесспорно, агрессивны — было боль­шим шагом вперед. Раковые клетки тоже были гораздо мень­ше и менее зловредны. К сожалению, между акулами и ра­ковыми клетками не происходило никакого взаимодействия,

более того, судя по рисунку, акулы, казалось, направляют свою агрессивность на химиотерапию (которая удивитель­ным образом напоминала «раковые бревна» с первого ри­сунка).

Эти образы соответствовали тому, что происходило в ее реальной жизни: Дженифер была явно враждебно настрое­на против химиотерапии. Хотя акулы символизировали ту ее часть, которая могла бы помочь ей поправиться, эту агрессивную силу следовало бы обратить не на лечение, а на действительный источник ее неприятностей. Несмотря на злость, которую она испытывала к химиотерапии, образ лечения был не очень сильным — она ассоциировала его с таблетками «Алка-зельцер», которые никак нельзя на­звать сильным лекарственным препаратом, что свидетель­ствовало о слабой вере в результаты лечения. Хотя таб­летки и растворялись у нее в крови, здесь снова не было показано никакого взаимодействия между химиотерапией и раком.

По сравнению с первым рисунком Дженифер очевидно делала некоторые успехи, но вновь обретенная твердость и энергия в тот момент все еще не были направлены на глав­ный источник проблем. Однако за последние два года она значительно продвинулась вперед.

Гленн

Гленну было 50 лет, и он работал психологом в клинике. У него был рак почки с метастазами в легкие, но уже в течение четырех лет болезнь не прогрессировала. Поскольку при этом виде рака химиотерапию не назначали, он не полу­чал никакого лечения.

На своем первом рисунке Гленн изобразил рак, окружен­ный лейкоцитами. Под их воздействием рак постепенно умень­шался, пока от него не оставалась одна-единственная клетка (рис. 7). Во время релаксации и работы с воображением Гленн никак не мог уничтожить эту последнюю клетку, но во время бега трусцой ему удавалось представить себе, как

Рис 7 Первоначальная визуализация Глепна

эту последнюю раковую клетку поглощает гигантский лей­коцит

Хотя на рисунке и было показано, что в конце концов ему удавалось уничтожить рак, образы Гленна все таки вы­глядели недостаточно сильными Казалось, что лейкоциты располагались лишь по периметру рака, между ними и раком не видно было активного взаимодействия, лишь поверхност ное соприкосновение (такое стремление быть на поверхно­сти часто свидетельствует о нежелании пациента подробно проанализировать причины возникновения рака) Кроме того,

Рис 8 Визуализация Гленна спустя полгода

уничтожение последней раковой клетки требовало от Глен­на неимоверных усилий — для того, чтобы это произошло, ему непременно надо было бегать В последней раковой клетке было что то почти магическое, почти что нежелание расста­ваться с болезнью и указание на то, что для избавления от болезни потребуется невероятно большой лейкоцит и какое-то сверхзначимое событие

Шесть месяцев спустя его рисунок (рис 8) говорил уже о наличии большего взаимодействия между лейкоцитами и раком, но относительные размеры опухоли и этих лейкоци­тов не предполагали абсолютного перевеса в силе со сторо­ны защитной системы организма Внезапно, откуда ни возьмись, появлялся огромный лейкоцит, который разбивал опухоль, и ее осколки подбирали обычные лейкоциты Рисунок снова показывал, что должно произойти что то экстраординарное, что, пока не произойдет чуда, рак будет оставаться цел и

невредим. Мы в этом видели нежелание Гленна разбираться в составляющих главную проблему мелких обстоятельствах. Он, скорее, предпочитал выжидать, пока не произойдет нечто, что все объяснит и все решит.

Как это происходило и в визуализациях Гленна, его опу­холь не уменьшается, хотя общее самочувствие остается не­плохим, он продолжает преподавать в университете и бегать трусцой.

Чарльз

Чарльз был успешным предпринимателем, у которого в 62 го­да, после выхода на пенсию, развилась множественная миело-ма. Поскольку заболевание было выявлено лишь на основа­нии лабораторных анализов, а у самого Чарльза не наблюдалось никаких болезненных симптомов, его лечащий врач решил подождать с химиотерапией. С тех пор прошло три года, и обследование показывает, что болезнь значительно отступила, хотя он так и не получал никакой химиотерапии Еще до участия в нашей программе Чарльз в течение нескольких лет посещал частного психотерапевта, и одна из проблем, над ко­торой они работали, состояла в том, что он испытывал труд­ности в выражении гнева.

Рисунки, которые Чарльз выполнил с промежутком в год, очень похожи друг на друга (рис. 9 и 10). На обоих лейко­циты (акулы или крупные рыбы) очевидно сильнее рака, что отражает положительные ожидания пациента. Самое глав­ное отличие рисунков заключалось в их размере: первый занимал почти весь лист, а второй — небольшую его часть. Это говорит о том, насколько меньше места занимает теперь рак в жизни Чарльза — анализы крови свидетельствуют, что рак уменьшается, физическое состояние пациента про­должает оставаться отличным, и в свои 62 года он регуляр­но обыгрывает авторов этой книги в теннис.

Еще одним положительным знаком было то, что на первом рисунке рак был в большой степени отгорожен от внешнего мира организованными рядами лейкоцитов, иными словами,

 

Рис. 9. Первоначальный мысленный образ Чарльза.

Ot^J ^ ^

Рыс. /0. Мысленный образ Чарльза спустя год.

был изолирован, подобно тому, как Чарльз изолировал свои жизненные трудности. На втором рисунке такой ограничен­ности гораздо меньше. Мы связали эти образы с меньшим стремлением Чарльза эмоционально защищаться и его боль­шей готовностью открыто рассматривать встающие перед ним проблемы.

Об одной из таких проблем можно догадаться, глядя на второй рисунок: там у его акул или рыб нет пасти — их основного оружия. В то время, когда был сделан первый рисунок, Чарльз переживал сильную горечь и боль по поводу смерти близкого друга, и его злоба выразилась в острых, агрессивных зубах. Ко времени выполнения второго рисун­ка он стал снова сдерживать свой гнев по поводу жизненных проблем, и нам пришлось еще раз вместе с ним работать над этой трудностью.

Визуализация как способ описания человеческого «я»

Интерпретируя рисунки наших пациентов, мы стремимся при­нимать во внимание все существенные жизненные проблемы, стоящие перед ними в данный момент. Мы стараемся понять рисунок исходя из того, что знаем о личности больного и его жизненной ситуации. Поэтому если для Бетти можно считать достижением, когда ей удается ослабить свой гнев и враждеб­ность, выраженную в рыбах-пираньях, то для Дженифер, на­оборот, прогрессом будет, если она изобразит естественную защиту своего организма в виде акул. В первом случае гнев и враждебность Бетти заставляли ее отвергать одобрение и признание окружающих, которого ей так недоставало и кото­рое она, будем надеяться, все-таки получит. А для такого пассивного человека, как Дженифер, та энергия, которую иногда может нести с собой гнев, была совершенно необходима, хотя ей все еще предстоит научиться пользоваться этой энергией себе во благо.

Иногда работу с воображением можно использовать не только для выяснения представлений пациентов относитель-

но рака, но и как способ описания более широкой психологи­ческой ситуации, в которой они находятся. Интерпретируя их визуализации, мы рассматриваем символ рака как ту часть личности человека, которая либо сама ищет смерти, либо хо­чет его убить, а лейкоциты — как ту его часть, которая стре­мится к жизни или поможет ему выжить.

Болезнь становится физическим выражением схватки, ко­торую ведут между собой две части человеческого «я»: та, которая отрицает и разрушает, и та, которая поддерживает и утверждает жизнь. Символическое соотношение сил между раком и естественной защитой организма — это не только показатель живущих в человеке представлений о болезни, оно говорит и о том, хочет ли он жить или умереть.

Наши пациенты выполняют подобные рисунки каждые три месяца, когда в очередной раз приезжают в Форт-Уорт. И хотя они полностью осведомлены о том, для чего эти ри­сунки нужны, это не влияет на их визуализации, которые остаются источником информации о внутренних психологи­ческих процессах.

Мы рекомендуем им использовать работу с воображе­нием (включая свое отношение к самой этой работе и из­менения мыслительных образов в ее процессе) в качестве важного способа познания своего психологического состоя­ния. Когда наши пациенты начинают спрашивать себя: «По­чему ко мне сейчас приходят именно эти образы? Какие изменения в моих представлениях они символизируют? По­чему в данный момент я вижу вещи именно в этом свете?», то это означает, что они принимают участие в процессе фор­мирования своих установок и в немалой степени им управ­ляют.

Попробуйте использовать упражнение на релаксацию и визуализацию для исследования и других жизненных про­блем. Конечно, в первые недели и месяцы главное внимание нужно уделять тому, чтобы поправиться — без этого вам будет трудно сосредоточиться на других проблемах. Но, по мере того как здоровье начнет к вам возвращаться, поста­райтесь найти способ применить данный подход к более ши-

рокому спектру жизненных проблем. Как мы уже не раз повторяли, мысленное представление положительного резуль­тата является основным принципом самореализующегося предсказания. Оно поможет вам добиться желаемых резуль­татов во множестве областей.

ПРЕОДОЛЕНИЕ

ЗАТАЕННЫХ

ОБИД

I

й

Психологические процессы, помогающие освободиться от не­приятных чувств, выразить отрицательные эмоции и простить былые обиды (реальные или вымышленные) могут стать важ­ным элементом профилактики заболеваний Онкологические больные нередко носят в душе обиды и другие болезненные переживания, связывающие их с прошлым и не нашедшие своего выхода (как мы видели, часто развитию рака предше­ствует пережитое в детстве чувство одиночества или отвер­женности). Чтобы наши пациенты могли поправиться, им не­редко бывает необходимо научиться освобождаться от своего прошлого

Мы ощущаем стресс не только в тот момент, когда пере­живаем определенное событие, способствующее формирова­нию отрицательных эмоций, но и каждый раз, когда вспомина­ем об этом событии. Как показывают наши собственные исследования и работы других ученых, подобный «отсрочен­ный» стресс и связанное с ним напряжение могут оказывать сильное отрицательное воздействие на естественные защит­ные системы организма.

Затаенная обида — не то же самое, что гнев или злоба. Чувство гнева обычно бывает однократной, хорошо нам зна­комой не слишком продолжительной эмоцией, тогда как зата­енная обида — это продолжительный процесс, оказывающий на человека постоянное стрессовое воздействие.

Предположим, что вы едете по улице, и вдруг, откуда ни возьмись, выскакивает машина, битком набитая подрост­ками, и чуть не врезается в ваш автомобиль Вы переживае­те стресс — возникает сильное сердцебиение, учащенное дыхание, в кровь выбрасывается адреналин и т. д. В конце

7 Зак N> 101

концов это событие вызывает у вас две основные эмоции: страх, а затем гнев по поводу неосторожности водителя ма­шины. В этой реакции нет ничего ненормального.

Но вот событие закончилось, и наши действия (реакции) приобретают особое значение. Первое, что приходит в голо­ву, — догнать этих ребят и разобраться, почему они так ез­дят. Если они извинятся или объяснят, в чем дело — воз­можно, у них случилось что-то серьезное или они опаздывали на работу — вероятно, ваш гнев постепенно остынет. Однако чаще всего такое выяснение отношений ни к чему хорошему не приводит.

Если мы не имеем возможности тут же отреагировать на какое-то внешнее событие, наш гнев может обратиться на всех остальных молодых людей в других машинах (или во­обще на всех водителей). Злость, пережитая во время пер­воначального события, сохранится, и если это чувство не найдет выхода, оно может остаться в нас в виде своего рода затаенной обиды и станет источником постоянного стресса.

У многих людей на душе лежат обиды, копившиеся года­ми. Нередко во взрослом человеке живет горечь детских переживаний, и какое-то болезненное событие он помнит всю жизнь в мельчайших подробностях. Это может быть воспо­минание, которое он связывает с нелюбовью родителей, с неприятием его другими детьми или учителями, с каким-то конкретным проявлением жестокости родителей и бесконеч­ным числом других болезненных переживаний. Люди, в ко­торых живет такая обида, часто мысленно воссоздают трав­матичное событие или события, и подчас это происходит в течение многих лет, даже если их обидчика уже нет в жи­вых.

В самом начале такие чувства могут быть абсолютно оправданы, но в дальнейшем, продолжая их носить «в себе», человек обязан будет оплачивать это повышенным физиоло­гическим и эмоциональным напряжением. Если такие чув­ства присутствуют и у вас, то прежде всего вам придется признать, что не кто иной, как вы сами являетесь основным источником стресса.

Наш опыт работы

с затаенными обидами

Одно дело — поверить в необходимость освобождаться от обид, прощать их, и совсем другое — научиться это делать. Различные духовные наставники и представители разнооб­разных философских школ во все времена говорили о необ­ходимости прощения. Вряд ли бы они уделяли столько вни­мания этой проблеме, если бы прощать было легко. Но с другой стороны, они бы не предлагали этого, если бы это было невозможно.

В книге Эмметта Фокса «Нагорная проповедь»* предла­гается конкретный практический метод, помогающий челове­ку прощать (он будет подробно описан ниже). На первый взгляд он кажется очень простым. Суть его в том, чтобы представить себе человека, на которого вы держите обиду, и вообразить, что с ним случается что-то хорошее. Сначала у нас возникло сомнение в правомерности такого способа, по­скольку, как нам показалось, здесь есть некоторое пренебре­жение теми чувствами, которые вы к данному человеку испы­тываете. Мы же считаем, что, для того чтобы человек мог удовлетворить свои эмоциональные потребности, ему совер­шенно необходимо признать важность собственных чувств. Однако, несмотря на эти сомнения, мы решили попробовать этот метод на себе.

Прежде всего оказалось, что очень трудно представить себе, что с человеком, к которому ты испытываешь враждеб­ность и неприязнь, происходит что-то хорошее. Но постепен­но мы начинали по-новому видеть свои отношения с «обидчи­ком» и по-иному оценивать его поведение. Мы, например, продолжали критически относиться к тому, как этот человек повел себя в определенной ситуации, но использование пред­ложенного метода помогало нам лучше оценить всю ситуа­цию и то, что часть ответственности за нее лежала и на нас тоже.

* Fox E. Sermon on the Mount. New York: Harper & Row, 1938

По мере того как мы снова и снова мысленно повторяли этот процесс, особенно когда стали воссоздавать стрессовую ситуацию, нам стало легче представлять себе, что с этим человеком происходит что-то хорошее, и в результате мы начали лучше к нему относиться. Кроме того, в ситуациях, когда нам приходилось вступать с этим человеком в непо­средственное общение, мы не чувствовали прежнего напря­жения и неприязни. Работая с затаенной обидой этим мето­дом, мы смогли освободиться от стресса, который иначе еще долго продолжал бы жить в нашей душе. Оказалось, что не отрицая своей первоначальной реакции гнева и боли, можно по-иному понять и оценить ситуацию, и это во многом облег­чает жизнь. У нас не осталось сомнений в преимуществах такого метода.

Формирование мысленных образов для преодоления обиды

Используемый нами метод для преодоления обид описан ниже. Однако, прежде чем вы начнете его использовать, необходи­мо наметить подходящую цель. Определить ее не так уж сложно — если вы до сих пор переживаете какую-то ста­рую боль, вновь и вновь возвращаетесь к вызвавшему ее эпизоду, повторяете в уме, что вам следовало тогда сказать или сделать, вспоминаете возмутительное поведение своего «обидчика», значит, в вас живут не нашедшие выхода чув­ства, и вы можете поработать с ними с помощью метода Эмметта Фокса. Вот как это делается:

1. Сядьте поудобнее. Закройте глаза. Стопы поставьте на пол.

2. Если вы чувствуете, что напряжены или вам трудно сосредоточиться, воспользуйтесь методикой расслабле­ния, описанной в главе 11.

3. Мысленно представьте себе человека, к которому вы испытываете неприязнь.

4. Представьте, что с этим человеком происходит что-то хорошее, например он добивается внимания, любви или получает много денег. Пусть с ним случится что-то, что он сам рассматривал бы как благо.

5. Постарайтесь осознать свою реакцию на это. Если вам трудно представить, что с этим человеком проис­ходит что-то хорошее — это вполне естественно. По­степенно, по мере того, как вы будете повторять дан­ное упражнение, вам будет все легче и легче это сделать.

6. Подумайте о роли, которую, возможно, вы сыграли в той стрессовой ситуации. Попробуйте по-иному уви­деть событие и поведение того человека. Представьте себе, как ситуация может выглядеть с его точки зре­ния.

7. Обратите внимание — чем больше вы расслаблены, тем меньше чувство обиды. Обещайте себе, что вы по­стараетесь сохранить в себе новое понимание той ситу­ации.

8. Теперь вы можете открыть глаза и вернуться к обыч­ным делам.

Это упражнение обычно занимает менее пяти минут. По­старайтесь выполнять его каждый раз, когда чувствуете, что ваши мысли снова вернулись к неприятному, вызвавшему гнев эпизоду. Возможно, иногда вам месяцами не придется выпол­нять это упражнение, а иногда вы будете делать его по не­скольку раз в день.

Можно попробовать применять этот метод и сразу же после неприятного события. Так, например, в той ситуации с молодыми ребятами, можно представить себе, как они доби­раются до места, куда так спешат, хорошо там проводят вре­мя, как добиваются успехов в учебе, в спорте и т. д. Воз­можно, вы даже вспомните свою молодость и те необдуманные поступки, которые сами совершали, и, может быть, проникни­тесь пониманием того напряжения, в котором живут моло­дые люди.

Опыт наших пациентов

В течение последних нескольких лет мы часто замечали, что, после того как наши пациенты освобождаются от обид на других людей, последним человеком, которого они прощают, являются они сами. Они прощают себе собственное участие в каком-то событии и те неприятности и стресс, которые за этим последовали. Это может оказаться особенно важным для онкологических больных, поскольку им часто бывает трудно вырваться из замкнутого круга, в котором они счи­тают себя то жертвой, то виновником болезни и причиной страданий для своей семьи. Чтобы вам стало понятнее, как это происходит, ниже мы приводим три примера из нашей практики.

Эдит

У 53-летней Эдит был рак молочной железы, который рас­пространился в костную ткань и кишечник. В детстве, буду­чи единственным ребенком в семье, обожавшим своего отца, Эдит всегда казалось, что мать требует от него слишком большого внимания к себе и поэтому у отца не остается времени на нее. Она злилась, ревновала, боролась за отцов­скую любовь.

Когда Эдит было уже за 40 лет, отец умер от рака. Она очень глубоко переживала потерю отца, а кроме того, оказа­лась в положении, когда вся забота о матери легла на нее. Мать к этому времени была уже в весьма преклонном возра­сте и жила в доме для престарелых. Она сердилась на Эдит, если та ежедневно ее не навещала, но даже когда дочь прихо­дила к ней каждый день, мать вызывала у нее чувство вины и собственной неполноценности. Эдит пришлось столкнуться не только с неудобствами и эмоциональными переживаниями, связанными с необходимостью опекать мать, но и с более ранним, не нашедшим своего выхода чувством затаенной оби­ды. Вскоре после смерти отца у нее развился рак молочной железы.

Когда Эдит осознала свои негативные эмоции по отноше­нию к матери, мы предложили ей представить себе, что с той

происходит что-то хорошее. Через несколько недель, в тече­ние которых Эдит выполняла это упражнение, ей удалось глубоко понять одиночество своей матери, особенно усилив­шееся с тех пор, как та овдовела, и увидеть, что материнские жалобы и требования не были направлены против нее лично, а отражали общий страх и отчаяние. Эдит осознала также, что со смертью отца она сама потеряла ощущение безопасно­сти и уверенности.

Поняв все это, Эдит смогла сознательно выбирать, ехать или не ехать сегодня к матери, не чувствуя при этом вины, когда решала ее не навещать. Одновременно она обнаружила, что если не принимать в штыки все замечания матери, она начинала себя вести гораздо мягче. К своему удивлению Эдит увидела, что решение проблем, связанных с матерью, совер­шенно неожиданным образом существенно улучшило ее от­ношения с собственными детьми.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.