Контрольная работа по разделу «Философия познания»
Контрольная работа по разделу «Философия познания»
Вариант 1
Письменно ответить на вопросы:
1. В чем суть спора между рационализмом и эмпиризмом?
2. Какую роль играют знания в жизни людей?
3. Постройте схему форм (путей) познания.
4. Что такое чувственное (эмпирическое) познание? Перечислите и раскройте три формы чувственного познания.
5. Тест.
1. Гносеология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о развитии вселенной; в) о бытии как таковом; г) о сущности познания, о путях постижения истины.
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; б) значимая информация в аспекте деятельности; в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: а) рационализма; б) реализма; в) сенсуализма; г) гедонизма.
4. Дедукция — это: а) логический путь от общего к частному; б) передача ложного знания, как истинного; в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения.
5. Индукция — это: а) логический путь от общего к частному; б) подача ложного знания, как истинного; в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; г) момент интеллектуального озарения.
6. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях: а) слово; б) категория; в) дефиниция; г) термин.
7. Эмпиризм — это: а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания; б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания; в) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания; г) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
8. В философии «агностицизм» понимается как: а) рассмотрение процесса познания; б) рассмотрение объектов познания; в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; г) метод познания.
9. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это: а) рассудок; б) разум; в) чувство; г) переживание.
10. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты): а) агностицизм; б) эмпириокритицизм; в) скептицизм; г) гносеологический оптимизм.
11. Какое из понятий лишнее в данном перечне? а) гносеологический оптимизм; б) агностицизм; в) скептицизм; г) антропоцентризм.
12. Уровни научного познания (укажите все варианты): а) эмпирический; б) религиозный; в) теоретический; г) мифологический.
13. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию: а) представление; б) умозаключение; в) суждение; г) восприятие.
14. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: а) пропаганда; б) заблуждение; в) суждение; г) иллюзия.
15. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это: а) методика; б) развитие; в) механизм; г) процесс.
16. Структурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты): а) проблема; б) вера; в) гипотеза; г) теория.
17. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): а) анализ; б) наблюдение; в) эксперимент; г) измерение.
18. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): а) анализ; б) наблюдение; в) измерение; г) моделирование.
19. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы): а) точностью; б) обоснованностью; в) большой предсказательной способностью; г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной).
|