Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Транспонирование.



Транспонирование.

 Транспонирование или транспозиция (от лат. Transposition – перестановка, перемещение), - перенесение музыкального произведения или его части в новую тональность. Музыкальный термин «тональность» появился в середине XIX века. Под ним стали понимать высотное положение лада, то есть высоту звуков лада, определяемую положением тоники на той или иной ступени музыкального звукоряда. Понятие лада, как известно, выражает лишь соотношение ступеней данного звукоряда по высоте и их функциональную взаимосвязь, а конкретную высоту лада определяет тональность. Единство обоих понятий в музыкальной теории выражается в термине «ладотональность», на практике же он обычно заменяется понятием «тональность». Каждый лад может быть изложен, по крайней мере, в двенадцати тональностях. Транспонирование неизбежно влечет за собой изменение тональности произведения. Что это меняет? Своеобразную характеристику эмоциональной выразительности тональностей, представляющей и ныне определенный интерес, выводит в своем «Руководстве к инструментовке» известный бельгийский музыковед, композитор и музыковед XIX века Ф.О. Геварт,  непосредственно из оркестрового колорита, считая, что «краска, свойственная мажорному наклонению, принимает оттенки светлые и блестящие в тонах с диезами и мрачные в тонах с бемолями» (6, с.8). Оценки Геварта носят субъективный характер, однако его основная мысль об «отличительном характере тона» представляется правильной. Эта мысль подтверждается тем, что  восприятие тональностей в некоторых случаях ассоциируется в сознании музыкантов с тем или иным цветом. Примером тому – красочное восприятие тональностей, свойственное Н.А. Римскому – Корсакову и А.Н. Скрябину. В эзотерике есть учения о соответствии звука и цвета: до –красный, ре-оранжевый, ми-желтый, фа-зеленый, соль-голубой, ля-синий, си-фиолетовый (один из вариантов). Цветовая палитра тональностей Н.Римского-Корсакова: до-белый, до диез минор – багряный, фа мажор –ясно-зеленый, фа минор –зеленоватый цвет. И в наше время музыковеды отмечают взаимосвязь тональности с замыслом и характером музыкального произведения, с творческой индивидуальностью композитора. Тональность  - является важным элементом музыкальной выразительности и ее изменение влечет за собой изменение окраски звучания. «Чувство тональности» Б.М. Теплов (советский музыковед XX века) назвал способность определять тональность и большей степени этой способностью обладают люди с абсолютным слухом. Транспонирование широко применяется в вокальном искусстве, хоровом и оркестровом. Солисты – инструменталисты( домра, балалайка) также используют приемы транспонирования в силу ограниченного диапазона своих инструментов. Психологической основой транспонирования является взаимосвязь между деятельностью слуха и двигательного аппарата. К слуховой деятельности относится умение или способность оперировать слуховыми представлениями (хорошо развитый «внутренний» слух), к двигательной – игровые навыки владения инструментом.

           Транспонирование применяется двух видов: по нотам (на инструменте) и письменно (сольфеджио, инструментовка, переложение); по слуху (без нот).Транспонирование по слуху, т.е. без помощи нот предполагает исполнение голосом или на инструменте музыки сразу в другой тональности. Это возможно только на основе хорошо развитого «внутреннего» слуха, а транспонирование по нотам включает в себя еще и зрительный компонент. Схематично это выглядит вот так: «Зрительное восприятие – слух – моторика – звучание»; «Вижу-слышу-играю-поправляю». Транспонирование по нотам включает еще и логический компонент. Нужно помнить знаки в тональности и встречающиеся знаки альтерации, считать интервал. Но главным компонентом при транспонировании является слух, слуховой контроль.

Учить транспонированию необходимо начинать с первых шагов обучения музыке в игровой форме. Выучив простые пьески из 4-х, 8 –ми тактов, учащиеся с удовольствием их играют просто от любых звуков, что эффективно развивает музыкальный слух и чувство тональности.

Подбор по слуху.

Под игрой по слуху понимается исполнение на инструменте или голосом музыкального материала, усвоенного на основе музыкально-слуховых представлений без помощи нот. Успешность игры по слуху зависит от степени развития слухо-двигательной взаимосвязи. Воспитываются и развиваются навыки игры по слуху в процессе подбора музыкального материала по слуху. Подбор может осуществляться в двух формах: 1. В первоначальной тональности; 2 .в транспорте, т.е. в другой тональности. Чтобы успешно подбирать на слух, нужно иметь устойчивые слуховые представления (развитый внутренний слух). Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представлений является пение. Первые шаги подбора по слуху надо начинать с пения. В процессе развития навыка подбора по слуху, учащийся, после проигрывания музыкального произведения, должен: 1. запомнить 2. спеть 3. сыграть 4. записать.

Но прежде чем подбирать по слуху целое музыкальное произведение, учащийся должен научиться это делать на коротких звуковых фрагментах: на одном звуке, интервале, простых попевках, небольшой мелодии и лучше со словами. Представление о характере мелодии следует воспитывать еще до ее воспроизведения на инструменте, поэтому педагог должен придавать важное значение развитию у начинающих эмоциональной отзывчивости на музыку, умению мыслить образами.

            В результате целенаправленной работы по развитию навыка подбора по слуху, учащийся должен научиться:

1. Точно простучать ритмическую фигуру мелодии.

2. Распознать сильные и слабые доли, определить размер.

3. Находить ладо-тональные отношения Т-S-D –T, хотя бы тонику и определять направление движения мелодии вверх или вниз.

4. Анализировать структуру мелодии. Уметь слышать повторность предложений и фраз.

5. После подбора желательно мелодию записать. Путь от услышанного к сыгранному, а потом записанному формирует у ученика сознательное творческое отношение к музыкальному произведению.

После того как ученик научится подбирать простейшие мелодии, можно предложить играть их от других нот, т.е. транспонировать.

           В процессе развития навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора по слуху у учащегося активно развиваются музыкальные способности (слух, ритм, память), музыкальные слухо-двигательные взаимосвязи, творческую инициативу, фантазию ученика, приближая его к искусству импровизации и композиции.

Литература.

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971

2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л. М., 1973

3. Геварт Ф. Руководство к инструментовке. Интернет ресурс.

4. Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. сб. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.3.М., 1971

5. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М., 1947

6. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М.,1987

 

                                                                                                                                                                                                                                  



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.