Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция: «Развитие навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора на слух»



Лекция: «Развитие навыков чтения нот с листа, транспонирования, подбора на слух»

Многие музыканты в своих высказываниях подчеркивают важную роль чтения с листа, транспонирования и подбора на слух в творческой деятельности музыканта-инструменталиста.

 «…Умение читать с листа, транспонировать..-пишет М. Лерман,- это ведь профессиональные умения не только в широком, но и узком смысле этих слов! Это умения, характеризующие степень владения инструментом, квалификацию, наконец, пригодность к производственной работе» (4, с.69)

Чтение нот с листа.

Навык «чтения нот с листа» базируется на синтезе работы слуха, зрения и моторики при активном участии воли, интуиции, памяти и творческого воображения исполнителя.

 Иосиф Гофман (американский пианист и композитор польского происхождения 20 века): «…Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать». (6, с.111).Но одной тренировки недостаточно, надо знать некоторые принципы и закономерности процесса чтения нот с листа.

Вальтер Гизекинг (немецкий пианист 20 века) заметил, что при игре нот с листа происходит тот же процесс вживания и осмысливания нотного текста, на который опирается интерпретация, только уплотненно - ускоренным путем. Нотная запись, словно автоматически претворяется в технически-игровое действие, причем пальцы в этом состоянии крайней сосредоточенности часто работают удивительно уверенно, в большинстве не подвергаясь торможению!

 Навык игры с листа складывается из 2-х основных элементов: восприятия и воспроизведения.

При восприятии нотного текста есть два исходных условия свободной игры но нотам:

1. Уверенное знание «языка нот», т.е. теоретическое знание системы нотных обозначений (нотопись, длительности, знаки альтерации, термины, динамика и т.д.)

2.  Ускоренное чтение, т.е. ускоренное восприятие нотной графики. Играя с листа даже в умеренном темпе, музыкант не имеет возможности увидеть и осмыслить каждый нотный знак.

 Один из приемов ускоренного чтения, так называемое «относительное чтение», которое осуществляется на основе четкого представления пространственных дистанций между нотными знаками (одна нота воспринимается по абсолютному положению на нотном стане, остальные по расстоянию между ней и соседними нотами, т.е. относительно). Ускоренному восприятию нотной картины также способствует доведенное до автоматизма умение мгновенно распознавать наиболее распространенные ритмо-интонационные комплексы, типичные мелодические и гармонические обороты, фактура: гаммы, арпеджио, аккорды, интервалы и т.д.

С первых шагов обучения ученику необходимо давать знания о форме-структуре построения музыкальных произведений: период, простые 2-х, 3-х частные формы. Предпосылкой структурного восприятия является умение определять синтаксическое строение текста. Трудность развития этого навыка в том, что в музыкальной речи нет знаков препинания.  Музыкант должен уметь их сам расставить, т.е. осознать музыкальную речь. Осваивать закономерности музыкальной речи надо на специально подобранном музыкальном материале:

1. музыкальный пример с четким разделением фраз. Повтор (секвенции) с ритмическими остановками, выраженными долгими нотами или паузами;

2. повтор без ясно выраженных остановок;

3. вопросно-ответное соотношение фраз;

4. метроритмическая повторность с изменением мелодии;

5. различные виды контрастных построений в малых масштабах.

Воспроизведениемузыки  - это навык мгновенной двигательной реакции на сигналы нотного текста и базируется также на двух исходных условиях:

1. Уверенное ориентирование рук и пальцев на грифе (без подглядывания на гриф глазами – «в слепую»). Развить этот навык можно в упражнениях –игре с учеником «попал-не попал» (учитель называет ноту –ученик не глядя ее извлекает, опираясь на тактильно-двигательные ощущения и слуховой контроль).

2. Аппликатурная техника исполнителя, т.е. доведенное до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наиболее эффективный для данный игровой ситуации.

Аппликатурная техника формируется на технических упражнениях, гаммах, арпеджио.

Еще один важный момент приобретения навыка чтения нот с листа – умение мысленно представить будущее действие, т.е. предвосхищать развертывание музыкального текста, предугадывать его ближайшие моменты. Возможность предугадать зависит от взаимосвязанных факторов:

1.  Объект чтения – сложность музыкального текста, степень упорядоченности его элементов.

2. Субъект - музыкант, читающий текст. Степень развития его исполнительских навыков и музыкальных способностей в целом.

На основе многократных повторений мозг обобщает типичные связи музыкальной ткани и в последствии автоматически их узнает:

1. различные ладовые структуры;

2. типы мелодических движений (поступенное, по тонам аккорда, скачкообразное и т.д.);

3. часто встречающие ритмические обороты:

4. принципы объединения тонов в аккорды и связи аккордов между собой;

5. формы организации музыкальной ткани (или типы фактуры – монодия, гомофония, полифония);

6. принципы синтаксического чления и   схемы построения произведения (формы);

7. жанр, стиль.

Развитие навыка чтения нот с листа на практике осуществляется по принципам:

1. перед чтением сначала должен быть зрительный анализ текста (название, композитор, жанр, стиль, тональность, размер с подключением внутреннего слуха и моторики: «вижу-слышу-играю»)

2. «от простого к сложного», от минимального объема игры с листа  к большему;

3. видеть текст на пол- такта, такт вперед;

4. репертуар для чтения надо подбирать легче по сложности на класс-два ниже класса обучающегося;

5. при чтении нот с листа исполнить произведение желательно целостно с динамикой в характере в характере, без остановок и исправлений в случае ошибок, приблизительно в том темпе, в котором оно написано, что дает более точное общее представление о музыкальном произведении.

6. ошибки исправляются при повторном исполнении.

Навык чтения нот с листа активно развивается при регулярных тренировках и знании закономерностей. Основной задачей в развитии этого навыка является – постепенное укрупнение единицы восприятия нотного текста.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.