Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вежливость — привилегия королей.



3. Вежливость — привилегия королей.

Помним об уважении к старшим и постоянно выражаем его словесно и в поведении. Не забываем о том, что имеет значение и ценность для других членов вашей семьи, даже если для вас это крайне незначительно. Не нарушаем личное пространство.

Ведь для человека это может быть очень болезненно и психологически непросто. Это же касается детей.

Вежливость в семье

4. Не обсуждай и не осуждай.

Не надо в присутствии детей обсуждать остальных членов семьи, или же друзей и знакомых. Ни в коем случае недопустимо, чтобы ребенок видел ссоры и скандалы своих близких. Это разрушает хрупкую детскую психику. Если же родители требуют чего-то от ребенка, они сами должны безукоризненно это исполнять. Только на вашем личном примере ребенок понимает того, что от него требуют.

5. Мы — одно целое.

Главное правило семейного этикета – семья важней всего. Все решения, которые напрямую или косвенно касаются других членов семьи, принимаются сообща. Если в семье есть проблема, касающаяся детей, например, финансовые сложности, которые повлекут за собой сокращение бюджета на развлечения или отказ от некоторых кружков и секций, это необходимо обсуждать в присутствии детей.

Мы — одно целое

Дети должны и имеют право знать о трудностях, с которыми приходится сталкиваться их родителям, так они учатся сочувствию и самоограничению. Воспитывайте в своих детях и всячески поддерживайте идею общности и единства вашей ячейки общества. Это залог крепкой и счастливой семьи.

3.Особенности семейного этикета
Обновления в сфере дошкольного образования, связанные с новыми государственными стандартами, предъявляют повышенные требования к организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях, к личности педагога и заставляют искать нестандартные подходы в решении задач, встающих перед практикой дошкольного воспитания.

В семейной жизни обязательно должны присутствовать совместные вечера, походы в кино, кафе и на выставки. При этом галантность супругов по отношению друг к другу должна проявляться не только на публике, но и в личном общении. Муж должен подавать жене верхнюю одежду, делать ей комплименты, обращать внимание на ее новые наряды, делать подарки без повода, а также всегда говорить, куда он уходит и когда вернется.

Все это — элементарные мелочи, но они делают семейную жизнь куда ярче и интереснее. Но и жене стоит соблюдать этикет: подбирать духи, ориентируясь не только на свой вкус, но и на предпочтения мужа, чаще баловать супруга его любимыми блюдами и не перебивать, когда он рассказывает что-то важное. Кстати, еще один важный нюанс семейных разговоров связан с тем, что иногда близкий человек может повторяться. В этом случае не стоит делать ему замечание: если муж или жена рассказывает какую-то историю не в первый раз, значит, эта тема для него или для нее важна — и человек хочет, чтобы его выслушали.

Огромное значение имеет не только то, как супруги общаются наедине друг с другом, но и то, как они ведут себя при посторонних. К примеру, никогда не стоит выяснять отношения в присутствии чужих людей и детей. При других людях стоит отказаться и от милых прозвищ, которые супруги используют в общении друг с другом: всевозможных «зайчиков», «котиков» и «солнышек».

То, что хорошо наедине, в публичном месте выглядит странно. Поэтому называть друг друга супругам стоит по имени. Это позволит избежать еще одного моветона, который порой допускают супруги: называть свою половинку «муж» или «жена» в разговоре с друзьями или знакомыми, что как бы обезличивает человека. Вообще, друзья — это нередко больная тема в семейных отношениях: близкие одного из супругов могут не нравиться другому. В таком случае мужу или жене стоит встречаться со своими друзьями на нейтральной территории — и не слишком часто. При этом обязательное условие подобных встреч — доверие. Отпустив свою половинку на встречу, отпускайте ее со спокойной душой: не названивайте каждые пять минут, а после встречи не проверяйте карманы и кошелек своего избранника или избранницы. Это унижает достоинство партнера.

Семейный этикет касается не только отношений между супругами, но и общения с представителями старшего поколения. Из него стоит исключить такие обращения, как «тесть», «теща», «свекр» и «свекруха». По нормам этикета, вместо них принято использовать слова «мама», «папа», «бабушка» и «дедушка». Но не каждый человек готов называть папой и мамой родителей своей половинки: в таком случае обращаться к ним стоит по имени и отчеству.

Конечно, не стоит забывать и о детском этикете внутри семьи — но тут действует простое правило: сколько ни учи ребенка хорошим манерам, он всё равно будет смотреть в первую очередь на наглядный пример. И если родители внушают ребенку, что грубить и хамить нехорошо, а сами частенько этим грешат у него на глазах, то вести себя он будет руководствуясь тем, что видит. Поэтому детей нужно не просто постоянно приучать детей к воспитанности, учтивости и уважению по отношению ко взрослым и посторонним, но и

подкреплять слова живыми примерами поведения по правилам этикета. При этом проводить обучение хорошим манерам лучше в легкой и игровой форме, чтобы оно было понятно и интересно для ребенка.

Основа семейного этикета — это взаимное уважение друг к другу. Если его соблюдать, то отношения между супругами буду оставаться столь же трепетными, как при первой встрече. Ведь именно такое уважение наглядно показывает партнеру, как он важен, ценен и любим. При этом соблюдение семейного этикета одним из супругов, даже если второй далек от хороших манер, заставит грубияна крепко задуматься над своим поведением.

 

Семейное счастье создается всеми членами семьи, и этому во многом способствует соблюдение правил семейного этикета: доброта и внимание ко всем членам семьи; вежливость и забота друг о друге; приятные сюрпризы и семейные праздники; отсутствие конфликтов и ссор, красивый внешний вид, приятный близким людям. Есть еще одно правило, касающееся дошкольника, он должен предоставлять родителям возможность бывать вдвоем. Можно обсудить с ребенком, как и зачем это делать. Семья укрепляется, если мама и папа испытывают потребность отдыхать вдвоем, вместе ходить в гости или в театр, гулять. Детям следует объяснить, что родители любят своих детей всегда, даже когда их нет рядом

 

4.Педагогическое просвещение родителей
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы, проблемы и заботы родителей.

Главное в лекции – научный анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.

При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций

— опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции -непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.

Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред-шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.

Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.

Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.

В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, спо-собствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.

Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».

Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, на-мекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного консультирования—доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Родительское собрание — форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Школьные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами ее работы.

Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы.

На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме.

Виды родительских собраний многообразны: организационные, собрания по плану родительского всеобуча, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний составляется классным руководителем, обсуждается на родительском комитете. Очередная тема собрания выбирается всеми родителями.

При подготовке и проведении родительского собрания нужно учитывать ряд следующих важных положений:

• атмосферу сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка;

• интонацию собрания (советуем, размышляем вместе);

• профессиональный задел педагога — знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);

• добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь);

• главные показатели эффективности родительского собрания (активное участие родителей, атмосферу активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.