Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Не выноси ссор из избы.



 

Обучение правилам семейного этикета.

 


1.Взаимодействие ДОО и семьи в формировании семейного этикета


Взаимодействие воспитателя и родителей в обучении детей правилам семейного этикета.

Взаимодействие — это совместная деятельность, в которой каждый участник равноценен другим в выполнении отведенной ему роли, дополняет других участников, вносит свое видение разрешения проблемы, опирается на других участников, уважает их знания и вклад в дело. Воспитание семейного этикета закладывается у детей в семье. Родители являются первыми основоположниками семейного этикета. Дети с раннего младшего возраста перенимают у родителей правила поведения, их привычки. В старшем дошкольном возрасте у них появляются общие интересы, увлечения. Воспитатель, как профессионал, дает ориентиры формирования этикетного семейного поведения, родители ежедневно практически организуют, контролируют, поправляют деятельность ребенка по самовоспитанию. Воспитатель больше работает с коллективом детей, родители — с отдельным ребенком. Каждый участник совместно осуществляемого педагогического процесса необходим и равен другому участнику. Нередко педагоги считают, что они в силу своего педагогического образования играют ведущую роль в воспитании. Но, во-первых, родители тоже могут иметь это образование, во-вторых, у них больший опыт общения с детьми, в-третьих, как бы хорошо воспитатель ни знал ребенка, родители знают его лучше и больше, чем воспитатель, настроены на него. Однако никак нельзя принижать значение специального образования, т. е. владение методикой воспитания и обучения, а также возможность анализировать результаты своей деятельности со значительным числом детей. Кроме того, постоянная педагогическая деятельность создает условия быстрого приобретения педагогического опыта. Таким образом, взаимодействие воспитателя и родителей существенно обогащает как участников этого процесса, так и сам воспитательный процесс, направленный на ребенка.

Цели воспитателя в работе с родителями:

убедить их в необходимости обучения детей правилам этикета;

добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении;

расширить их знания по содержанию семейного этикета.

Формы совместной воспитательной работы разнообразны. Но начинать следует с установления между воспитателем и родителями доброжелательных партнерских отношений, с создания атмосферы общих интересов и взглядов. Конечно, ведущая роль в создании таких отношений принадлежит педагогу. И воспитатель, и родители заинтересованы в достижении общей цели — создании благоприятных условий для воспитания ребенка творческой, духовно богатой, высоконравственной личностью, принятой обществом и успешно в нем действующей.

Позитивно-доверительное отношение родителей к воспитателю становится возможным, когда он является для них авторитетом. Авторитетный педагог обладает следующими качествами: он с любовью, уважением и заботой относится к детям; владеет профессиональными знаниями и умениями; обладает достойными уважения личностными качествами и общей культурой; уважает родителей воспитанников и считается с их интересами; спокоен и выдержан в поведении, доброжелательно относится к людям. Психолого-педагогические и практические знания и умения приобретаются в процессе воздействия воспитателя на родителей и их совместной воспитательной деятельности.

Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях и развлечениях, например, по темам: «Моя дружная семья», «Папа, мама, я-спортивная семья», утренник «День Матери» и т. д. Они не только наблюдают за детьми, но и знакомятся с теми правилами семейного этикета, которыми овладевают дети разновозрастной группе. Выполнение домашних заданий, предложенных на занятиях по этикету, также способствует привлечению взрослых к обучению своих целей.

Родительские конференции вооружают не только родителей, но и воспитателей дополнительной, нередко важной информацией о применяемых в семьях способах воздействия на детей. Четкая и продуманная организация конференции создает благоприятные условия для выработки педагогами и родителями общего воспитательного подхода, для обмена семейным опытом, распространения интересной информации. Родители, серьезно занимающиеся воспитанием своих детей, имеют возможность не только передать другим свой опыт, но и проявить себя, получить удовлетворение от результатов своего воспитательного опыта. Молодые родители наглядно видят необходимость личного кропотливого внимания к процессу становления личности ребенка.

На родительских собраниях и консультациях раскрывается задачи, направление и ход воспитательной работы. Педагогу всегда необходимо соблюдать уважение к личности ребенка и родителя, но на родительском собрании проявление уважения особенно важно, поскольку оно необходимо не только для конкретного родителя и его ребенка, но и для становления родительского коллектива, способного к сотрудничеству с педагогическим коллективом детского сада. Нежелательно говорить на общем собрании о недостатках ребенка, об ошибках в воспитании детей, допускаемых семьей, высказывать критичные замечания в сторону семейного воспитания. Лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативные ситуации разбирать при индивидуальной консультации с теми родителями, которые в подобной консультации нуждаются.

Во время консультации должны даваться конкретные рекомендации, касающиеся ребенка и условий его жизни. Общие педагогические размышления не имеют для родителей такого значения, как серьезный разговор об особенностях воспитания их ребенка. Тематика консультаций и бесед, направленных на обучение детей правилам этикета, может быть разнообразной, но всегда связанной с той работой, которую ведет воспитатель со своими подопечными. Например: «Нужно ли обучать детей правилам этикета?», «Как помочь ребенку избавиться от дурных привычек», «Как воспитывать любовь к близким людям» и т. п. Интересным материалом для родительских обсуждений и размышлений могут быть детские фотографии, аудио- или видеозаписи, с помощью которых родителям предоставляется возможность взглянуть на себя глазами детей. Но, вводя этот материал, следует руководствоваться чувством такта и важнейшим принципом человеческих отношений — «не навреди».

Совместные досуги и детские праздники, в которых принимают участие дети вместе со своими родителями, способствуют закреплению и у детей, и у взрослых правил семейного этикета. Названные формы совместной деятельности, безусловно, ведутся при руководящей роли педагога. Но есть и такие формы, которые могут проводиться по инициативе и при руководстве родителей. Это приглашение детей группы в свой дом на детский праздник или для обычного посещения, походы в театр или в кино, прогулка в парке, игры с детьми во дворе дома. Это такая организация быта семьи, в которой ребенок имеет возможность соблюдения правил семейного этикета и принимает их как естественное условие своей жизни.

Привлекая родителей к совместной работе по семейному этикету, воспитателю надо помнить, что в каждой семье этикет закладывается по разному. Самообучение родителей проводится посредством воспитания детей, т. е. им дается знание только тех правил этикета, которым обучаются их дети. Для того чтобы родители стали союзниками педагога в деле воспитания у детей культуры поведения, чтобы они знали, как правильно воздействовать на ребенка и какие способы воздействия наиболее эффективны, можно порекомендовать им специальную литературу: книги или статьи из журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч», «Няня», «Наш малыш» и др. Желательно и в группе иметь педагогическую библиотечку, в которой наряду с методическими пособиями, брошюрами и журналами найдется место и литературе по содержанию этикета и по обучению его правилам детей дошкольного возраста. Самому же педагогу можно расширить свои знания, изучив научно-педагогическую литературу, посвященную проблемам взаимодействия воспитателя и родителей.

Важнейшим условием эффективной работы, в том числе и работы с родителями, является ее постоянный и целенаправленный характер.

.2.Правила семейного этикета


1. Уважение.

Первое правило семейного этикета: Взаимоуважение — это важнейшая составляющая семейного этикета, которая позволяет улучшить взаимопонимание, упрощает совместное проживание. Ведь так просто быть вежливым, внимательным и заботливым, тактичным с посторонним, все это, в первую очередь, необходимо нашим домочадцам, в особенности старшему поколению.

Уважение в семье

2. Не выноси ссор из избы.

Негатив разрушает семью. Абсолютно не уместно выносить на обсуждение посторонних лиц семейные вопросы и проблемы. Во-первых, это ваши внутренние проблемы и кроме вас их никто не решит верно. Во вторых, посторонним людям не к чему знать о ваших сложностях. Их в любом случае это не касается. Это второе плавило семейного этикета.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.