Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игровая терапия. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА. ЭТАПЫ РАБОТЫ



5. Игровая терапия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Игра в практике детской психотерапии впервые была использована 3. Фрейдом (1913) как вспомогательный метод. Задачей 3. Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже А. Фрейд (1946) использовала игру как основной метод психотерапии в детском возрасте. Целью такой игры было доведение путем интерпретации до сознания ребенка его собственных действий, конфликтов, вызывающих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как пассивная фигура.

Игра ребенка являлась спонтанной. М. Клейн (1932), которая также применяла игру в целях психологической терапии, считала, что Психотерапевт должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить свое отражение реальные жизненные отношения.

Важным является положение М. Клейн об обязательном привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию ребенка. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина.

А. И. Захаров разработал методику игровой терапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка, включающего и семейную психотерапию.

Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации и социализации детей.

В нашей работе мы использовали игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми.

В практику игротерапии предлагается включать и другие формы психотерапии: арттерапию (искусство), составление рассказов, психогимнастику, элементы психодрамы, телесную терапию, сказкотерапию и др.

Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. «Если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений будет групповая игротерапия» [5, 88].

Мы применяем групповую игротералию для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми, а также в качестве коррекции при нарушениях общения.

Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

Вначале проводится собрание с родителями, где дается информация о возможностях игротерапии, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.

Диагностический этап представляет собой предварительное тестирование детей и взрослых (родителей и воспитателей).

Коррекционный(формирующий) этап проходит в форме игровой терапии. В курсе игротерапии выделяются три блока. В первом блоке (2 занятия) происходит объединение участников в группы. Во втором блоке (8-10 занятий) психолог, используя сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взрослых с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов. В третьем блоке (2 занятия) происходит объединение детей и родителей в совместные развлечения, игры.

Длительность игрового занятия составляет 50-60 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

Контрольный этап состоит из заключительного тестирования детей и взрослых.

После завершения исследования родители и воспитатели вновь приглашаются на собрание, где подводится итог игровых занятий, обсуждаются результаты работы (опрос родителей и воспитателей, результаты тестирования детей и взрослых, дополнительные диагностические данные, полученные в процессе игротерапии и т.д.). А также даются психологические рекомендации для дальнейшего закрепления полученных навыков во внутрисемейном общении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.