Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Полонез ля мажор. Вальсы



Полонез ля мажор

Предок полонеза — степенный польский народный танец-шествие. Попав в шляхетскую — польскую дворянскую — среду, а также в другие европейские страны, этот танец получил название «полонез», произведенное от французского слова— «польский». Сделавшись бальным, танец сильно видоизменился. Его музыка из четырехдольной сделалась трехдольной с типичной ритмической фигурой. Сначала бальные полонезы танцевали только мужчины, придавая им воинственный рыцарский характер. Потом к танцорам стали присоединяться женщины. Было принято,. чтобы бал открывал полонезом сам хозяин дома в паре с наиболее знатной гостьей

По своему характеру он и горделивый, пышно-торжественный, и воинственно-героический, маршеобразный. Преимущественно аккордовая фактура обладает здесь оркестровой мощью. В среднем разделе пьесы появляется фанфарная тема, подобная призывному военному сигналу. В ряде переложений этого Полонеза для различных составов оркестра она поручается трубе.

 Вальсы

Вальсы Шопена (всего их семнадцать, не считая трех пьес, сочиненных в детском возрасте) разделяются на две основные группы.

Одна из групп — полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала.

Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем.

Ко вторым принадлежит элегический Вальс до-диез минор, одно из последних сочинений Шопена. Это произведение, завоевавшее чрезвычайную популярность, можно назвать вальсом-фантазией или вальсом-мечтой. Форма здесь оригинальна. Ее можно определить как трехчастную с припевом; появляясь трижды, припев придает форме черты рондо. Темы первой и третьей частей (в до-диез миноре и ре-бемоль мажоре) соединяют в себе проникновенную напевность с прихотливостью ритмического рисунка при мерном вальсовом аккомпанементе.

С таким строением мы встречались в «Турецком марше» Моцарта (третья часть Сонаты ля мажор). После репризы первой части вновь возникает, завершая пьесу легкое и завораживающее кружение припева.

Как и мазурки, полонезы и вальсы Шопена — концертные произведения, не предназначенные для сопровождения танцев. Тем не менее на музыку Вальса до-диез минор теперь нередко ставятся балетные миниатюры — поэтичные лирические хореографические сценки, исполняемые балериной и танцовщиком. Переложение этой пьесы для оркестра А. К. Глазунов включил в балет «Шопениана».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.