Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фортепианное творчество. Мазурки



Фортепианное творчество

 

Мазурки

 

Мазурка — любимый танец польского народа.

Его отличительные черты — трехдольный метр, быстрое движение в сочетании со своеобразным прихотливым ритмом (акценты, подчас резкие, могут смещаться на вторую или на третью долю такта). С середины XVIII века мазурки стали сочинять профессиональные музыканты. Это были прежде всего польские композиторы, в особенности — старшие современники Шопена, в частности его учитель Ю. Эльснер.

В разных областях Польши сложились три родственные разновидности мазурки — мазур, куявяк и обёрек.

Свое название мазур получил от названия жителей Мазовии (мазуры), у которых впервые появился этот танец.

 Куявяк родился в области Куявия, там же появился и обёрек. Особенности этих танцев Шопен чутко воспроизвел и творчески обобщил, создав около, шестидесяти очаровательных высокохудожественных фортепианных пьес.

Среди шопеновских мазурок можно выделить три основные группы —

 задорные народно-плясовые, блестящие бальные и поэтичные лирические.

 Мазурка до мажор (ор. 56, № 2) ярко представляет первую группу. Это меткая звуковая зарисовка народно-бытовой плясовой сценки. В первых тактах в басу начинает «гудеть» тоническая квинта «до—соль». Под такой немудреный аккомпанемент появляется бойкая мелодия с острым ритмом и колоритным хроматическим ходом «фа-диез — фа-бекар». Ее словно наигрывает скрипка на фоне тянущих квинту волынки и контрабаса. Так фортепиано подражает звучанию трех инструментов, обычно составлявших в польской музыке деревенский оркестр: Как свойственно танцевальной музыке, форма здесь складывается из сопоставления нескольких разделов – так называемых «коленец». Под первое коленце идет общая пляска, под второе, где мелодия перемещается в нижний регистр, — мужская. А в развернутом третьем разделе сперва перекликаются тихие (нежные женственные) и громкие (решительные мужественные) фразы. Затем происходит «мельница» — своего рода шутливая суматоха: нижний голос озорно догоняет верхний, имитируя его в октаву. Слушая эту пьесу, нельзя не вспомнить, что Шопен определял свои мазурки польским словом «образки», то есть «картинки».

Мазурка си-бемоль мажор (ор. 7, № 1) относится к числу блестящих бальных. В ее первом разделе (рефрене формы рондо) горделивые взлеты в мелодии чередуются со смелыми скачками с форшлагами — будто слышится удалое щелканье шпор. Из двух эпизодов, контрастно оттеняющих рефрен, очень колоритен второй — с выделяющимся ходом на увеличенную секунду (ми-бекар — ре-бемоль) в мелодии, звучащей на фоне «гудящих» квинт в басу. Можно вообразить, что это на балу промелькнул некто в необычном красочном наряде.

 Лирическая Мазурка ля минор (ор. 68, № 2) идет в необычно медленном темпе — Lento. В крайних частях трехчастной репризной формы грациозное изящество сочетается с грустной задумчивостью. Такое настроение мягко оттеняет просветленная средняя часть в ля мажоре. Эту пьесу Шопен сочинил еще до отъезда из Варшавы. Поздние его лирические мазурки — целые небольшие поэмы, проникнутые воспоминаниями о родине.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.