Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструменты и материалы для вышивки.



Инструменты и материалы для вышивки.

Для ручного вышивания нужны несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметр, пяльцы. К материалам для вышивки относятся: ткань и нитки. Запишите в тетради. (Слайд)

Иглы должны быть короткими с удлиненным ушком (вышивальные № 1, 2 и штопальные). В большое ушко легко вдевать рабочую нитку в несколько сложений. Для вдевания ниток в иголку используют нитководитель, который продается с набором игл для вышивания (слайд).

Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т.д. Наперсток подбирают точно по размеру пальца. Он не должен ни сжимать палец, ни спадать с него (слайд).

Ножницы должны быть трех видов:

§ маленькие с острыми концами для подрезки и выдергивания нитей их ткани,

§ средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании,

§ большие - для разрезания тканей и мотков ниток.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий - полностью смыкаться (слайд).

Сантиметр служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия (слайд).

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Они могут быть прямоугольные или круглые (слайд).

Для вышивки пригоден любой материал. Ткани полотняного переплетения, а также канва удобны для счетных вышивок (слайд).

Для вышивания годятся нитки мулине, шерстяные и шелковые нитки. Чем толще ткань, тем толще нитки. Вышивка получается красивее, если нить чуть толще ткани (слайд).

Слушают сообщение учителя. Записывают в тетради инструменты и материалы, необходимые для вышивания.  
  1. Практическая работа. Подготовка ткани к работе,                                                                  подготовка пасмы мулине к работе.

Запишите в тетрадях тему практической работы (слайд).

У вас на столах лежит памятка по подготовке ткани к работе. Вклейте её в свои тетради.

Подготовка ткани к работе:

1. Выстирать ткань

2. Подсушить

3. Хорошо отутюжить во влажном состоянии

4. Подготовить рисунок

5. Перевести рисунок на ткань

6. Заправить ткань в пяльцы

7. Выполнить закрепление нити в начале работы

Имя ребенка прочитает эту памятку вслух.

Записывают тему практической работы в тетрадь. Вклеивают памятку в тетрадь.   Ученица читает вслух памятку подготовки ткани к работе.

А теперь мы с вами будем подготавливать пасму мулине к работе.

Посмотрите, моток ниток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где есть узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых - 6 тонких ниточек. Для удобства подбора ниток делают набор картонок с их образцами.

Сейчас мы изготовим такие образцы.

На полоске картона длиной 20 см и шириной 4 см ставят точки с расстоянием в 1 см по длинным сторонам картона.              

Правила безопасной работы ножницами.

Внимание! Ножницы - острый инструмент, Пользоваться ножницами надо    осторожно.

1.Хранить ножницы в определенном месте.

2.Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.

3.Не оставлять ножницы раскрытыми.

4.Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

Ножницами вырезают кусочек картона в виде треугольника на каждом втором сантиметре сначала на одной стороне картона, затем - на другой, располагая их против прорезей на противоположной стороне. От мотка отделяют одну пасму и наматывают её на картон в том месте, где есть прорези. На одной полоске картона размещают несколько оттенков ниток одного цвета: от светлого к темному.

    Делают из картона полоски с образцами ниток мулине.     Повторяют правила работы с ножницами.
  1. Закрепление изученного материала

Перед вами лежат кроссворды. Сейчас я даю вам 2 минуты на его разгадывание.(слайд)

А теперь поменяйтесь с соседом листочками и проверьте кроссворд. (слайд)

Поставьте оценку своему соседу карандашом, если нет ошибок – 5, если 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, если больше – то 2.

Сдайте листочки мне на стол.

Ребята, какое настроение у вас в конце урока поднимите мордашки, молодцы.

Какую тему мы с вами начали изучать на сегодняшнем уроке?

Понравился вам урок?

Что именно понравилось?

Разгадывают кроссворд.   Проверяют и ставят оценки.   Поднимают мордашки.   Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите задание на дом: принести инструменты и материалы для вышивки.

Записывают задание в дневник.
     

 

 

& 11. Литература для чтения детям о промысле:

И. Хапилина « Азбука народных промыслов»

Петишкa Э. "Как кроту штанишки шили" - коротенькая сказка для малышей
"...цветок, под которым он стоял, наклонился к нему и сказал: «Меня зовут Лён, и если ты сделаешь все, что я тебе скажу, ты получишь свои штаны."

Бажов П. "Сказы" - знаменитые уральские сказы о рудокопах и старателях ("Серебряное копытце", "Две ящерки", "Синюшкин колодец", "Таюткино зеркальце", "Огневушка-поскакушка", "Золотые дайки", "Жабреев ходок";, "Про великого полоза", "Золотой волос", "Голубая змейка", "Сочневы камешки", мастерах-камнерезах и гранильщиках ("Малахитовая шкатулка", "Медной горы хозяйка", "Каменный цветок", "Железковы покрышки", "Горный мастер", "Хрупкая веточка"), углежогах ("Живинка в деле"), златоустовских оружейниках ("Иванко-крылатко", "Коренная тайность"), каслинском художественном литье ("Чугунная бабушка"), лаковой росписи ("Прозрачный лак") и других ремеслах. О сказах Бажова на Библиогиде.


В.Галкин "Чудные зерна", "Сибирские сказы" , "Горностаева гора" - замечательные сказы сибирского писателя и собирателя фольклора рассказывают о людях таежных - охотниках, промысловиках, ремесленниках, травниках. В них есть истории о Седом Медведе и Горном Батюшке; о трудном и опасном ямщицком промысле; об умельце Терехе, мастерившем певучие таратайки: "колёса у них певучие, и каждое свой голос имело: одно синицей посвистывает, другое кукушкой кукует, третье щеглом щёлкает, четвёртое жаворонком заливается"; о плотнике Митюше, украшавшем избы дивной резьбой, чтобы людям в доме жить было радостно; о кузнеце, сковавшем крест невиданной красоты - "коли снизу через него на небо глянуть, будто кружевным узором по лазоревому полю выткано". Мультфильмы Седой медведь", Терехина таратайка"


Пермяк Е. "Золотые колечки. Уральские были-небыли ", "Семьсот семьдесят семь мастеров", "Памятные узелки" - в основе сказок Е.Пермяка, как и у Бажова, лежит уральский горнозаводский фольклор, истории о мастерстве и мастеровых людях. Многие сказки можно назвать научно-художественными: они рассказывают о явлениях, механизмах, технологиях ("Сказка о стране Терра-Ферро", "Сказ про газ", "Как самовар запрягли", "Мелкие калоши", "Хитрый коврик","Чугун и Сталь", "Как огонь воду замуж взял" и др.). Сказки Е.Пермяка иногда излишне назидательные, но попадаются среди них и удивительно простые и милые истории. Лучшие сказки представлены в авторском сборнике "Дедушкина копилка"


Подкорытов Ю. "Дед Куделька и Огонь Великан", "Сказки о ремесле" - сказы и притчи челябинского писателя Ю.Подкорытова просто и интересно рассказывают малышам о заводах, шахтах, производстве металла. Один из главных героев его книг о труде и мастерстве - дед Куделька - мудрый, умелый старик, живой, с лукавой хитринкой. Ему противостоит Верхушка, который легко за все берется, но делает все кое-как, только смешит людей. Некоторые сказы основаны на старых уральских легендах, башкирском фольклоре.


"Мастера изумрудного края"- замечательный сборник сказов об уральских умельцах, выпущенный издательством "Аркаим". В сборник вошли произведения как уже упомянутых авторов - Бажова, Пермяка, Подкорытова, так и менее известных, но очень интересных писателей . Книга иллюстрирована цветными репродукциями картин, а старые фотографии приглашают рассмотреть тех, о ком сложены эти легенды - ремесленников, рудознатцев, золотоискателей. Содержание.


Кочнев М. "Шелковые крылья", "Серебряная пряжа", "Миткалевая метель", "Расписной узор", "Сорок веретен" - Михаил Кочнев - писатель-фольклорист, собиратель и истолкователь сказов "ситцевого царства" - края ивановских ткачей.


Афоньшин С.В. "Городецкий пряник", "Сказ про Семена - ложкаря" - интересные, своеобразные легенды и сказы Нижегородского края о непростой истории этой земли и ее умельцах: кузнецах, ковавших волшебные подковы и сундуки со звоном да замки с музыкой; звероловах, выведших породу старинных русских гончих багряной и чепрачной масти; искусных рукодельницах и монахах-целителях; о медовых городецких пряниках и расписных деревянных ложках.


Тринова Е. "Кружевные сказки" - сказки про вологодские кружева и мастериц-кружевниц. Отрывок


Александрова Е., Туберовский М. "Зеленая пиала" - чудесные сказки о среднеазиатских ремесленниках: ковроделах, резчиках, чеканщиках, гончарах, строителях.


Панькин И. "Волшебный мастер", "Тайны старого колчана", "Легенды о мастере Тычке" - увлекательные и очень своеобразные сказы о тульских оружейниках. Чудо-мастера вроде лесковского Левши - постоянные герои сказов И. Панькина. Сказ


Луда "Трудус, трудум, труд", "Кузнец Энрик" - сказки по мотивам средневековых французских легенд о старых мастерах и тайнах ремесел: о секрете окраски тканей и истории парижских гобеленов, о прекрасных витражах и чудесных зеркалах, о мастерстве корзинщика, об искусных кузнецах, о тех, кто ищет воду и роет колодцы, и о том, какое ремесло самое главное.


Погодин Р. "Маков цвет" - первоклассник Вовка Попугаев от скуки нарисовал в новгородском музее на колонне чертика. Глупая шалость. Но колонна оказалась волшебной, и после того, как Вовка ее осквернил, из Новгорода ушла рукотворная красота. А с уходом красоты стали умирать старые мастера… И чтобы вернуть в Новгород красоту, Вовке и его двойнику Полувовке (которого волшебница Маков Цвет сделала из намалеванного Вовкой чертика) пришлось пройти сквозь века и страны, испытав на себе, как создается красота и чего она стоит.


Гурьян О. "Набег" - повесть о далеком прошлом, когда все было по-иному, когда расстояние мерили верстами, а в бой шли с мечами и булавами. Помимо приключенческого сюжета здесь есть подробный и увлекательный рассказ о работе гончара, кузнеца, бортника.


Дьяконов Л. "Олень - золотые рога" - в этой повести о детях предреволюционной Вятки есть эпизод, где рассказывается про изготовление знаменитой дымковской игрушки.

 

9.План работы кружка "Я маленькая вышивальщица" указать возраст детей

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.