Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Дошкольное, начальное и специальное образование»

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ

 

Художественная вышивка

 

 

 

Студент: Бондаренко Яна Васильевна

Группа: ПОн/б-15-3-з

Профиль начальное образование

 

Севастополь

2020
           

Художественная вышивка

 

1.Виды техник вышивания (не менее 10):

 

1.    гладью 2. крестом 3. полукрестом (гобеленовое шитье) 4.   синелью. 5. Ришилье (ажурная вышивка) 6. вышивка лентами 7.вышивка шелком 8. золотое шитье (золотыми нитями) 9. изонить 10. вышивка бисером

2.Символика цвета:

 

Цвет Символ
  Белый чаще всего цвет фона, мастерицы его называют «землей», поэтому этот цвет олицетворяет землю; это женский, нежный цвет символизирует чистоту свет, благо.
  Красный или золотой цвет Солнца, Огня; цвет жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, красоты, доблести .Это мужской, сильный цвет;
  Черный связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых людей.
  Голубой Символ умиротворенности и покоя
  Синий Сивол женского начала
  Желтый   Символ безграничного счастья
Зеленый   смешение энергий солнца с воды
  Коричневый Цвет земледельцев

 

3.Символика изображений:

 

Изображение Символ
  Конь Оберег домашнего очага, символ доброты
Птица   Символ доброты, мира, любви и согласия в доме
Дерево   Символ долгой жизни, единства рода
Бабочка Любовь и радость. Символ новой жизни, означает возрождение, прекрасный символ воскресения и вечной жизни. Две бабочки - супружеское счастье. Очень благоприятны изображения бабочек в интерьере. Они стимулируют появление романтических взаимоотношений, увеличивают доход и являются одним из символов магии.
  Голубь Кроткость и чистота. Пара голубей - любовь, дружба, супружеская верность, символизирует прощение
  Журавль Символ здоровья
  Белоснежная лилия Тайна зарождения жизни, знак непорочности, очарования, чистоты и невинности. Очень часто в орнаменте ее изображение дополняют крестом, благославляющим молодоженов на создание дружной семьи. Если над цветком изображена роса, то это означает оплодотворение.
  Чернобривцы относятся к целительной символике, способной вылечить душу и тело. Также их изображения олицетворяет любовь к природе и всему живому
  Мак Символ народной памяти, скорби, любви и скорби по погибшим.

 

4.Виды вышитых изделий:

Ассортимент изделий с вышивкой включает предметы одежды (женские платья и костюмы, сарафаны, фартуки, блузки, мужские сорочки, детские изделия), столовое и постельное белье (скатерти, салфетки, полотенца, пододеяльники, наволочки), декоративные изделия (портьеры, шторы, занавески).

 

5.Материал для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос.

 

6.Характеристика вышивки регионов:

 

Регион, область Характеристика вышивки
Архангельская Чаще всего в архангельской вышивке применяется шов, называвшийся роспись и состоящий из мелких красных стежков, которые создавали на ткани тонкий графический узор-контур. Потом он заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. Сначала мастерица легкой линией отмечала контур мотива, который потом и заполняла различными декоративными разделками: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился вышитый красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежные голубые, зеленые, и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность. Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственна строгая симметрия мотивов, вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение узора.
Вологодская В Вологодской области характерным для народной вышивки был линейно-геометрический орнамент, составляющий узор. Вологодские вышитые узоры подчинены закону симметрии. Бесконечная лента из повторяющихся элементов - его особенность. Она состоит из меандров, треугольников, косых крестов, различных модификаций свастик и ромбов. В вышивке также встречались изображения растений, птиц, животных и человека, стилизованных под общее графическое исполнение.
Костромская Материалом для вышивания служили различные нитки, прежде всего льняные, отбеленные и окрашенные; хлопчатобумажные – красного и черного цветов; шерстяной гарус (тонкие крученые шерстяные нитки всех цветов спектра); шерсть домашнего приготовления и крашения анилиновыми красителями в яркие цвета; шелк нежных пастельных тонов; металлическая нить желтого цвета; блестки.
Новгородская Приминяются ажурные узоры. В крестецком районе Новгородской области развился другой вид белоснежной сквозной вышивки, так называемая крестецкая строчка. Основой крестецкой строчки является геометрический орнамент, построенный на сочетании округлых и остроугольных форм.
Калужская Яркая и красочная, она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания - "цветной перевитью". На насыщенном красном фоне этой строчевой вышивки ( Строченая вышивка исполняется на сетке, образованной путем выдергивания из ткани поперечных и продольных нитей. В цветной перевити сетка, являющаяся фоном для вышитых фигур, густо перевивается цветными нитками) четко выделяются белые фигуры людей, коней, птиц, узоры растительного и геометрического характера. Отдельные вкрапления синего, желтого, иногда зеленого цвета, оживляя фигуры и вплетаясь в фон, усиливают общую красочность вышивки
Тверская Характерным для Тверского края является сочетание нескольких приемов вышивки. Зачастую основному узору с белой или цветной строчкой сопут­ствуют узкие узорные мережки или рельефные верхошвы.
Нижегородская Наиболее распространена в Нижегородском крае белая строчка — ажурная вышивка, иногда в добавлением цветного контура, которой украшали изделия из холста: полотенца, подзоры, рубахи и др. Крупные формы узора заполнялись разнообразными строчевыми разделками в виде мелких звезд, кружков, сеток, петелек и т. д. Особенно часто в строчевых узорах встречаются изображения птицы-павы, барса, крупных стилизованных цветов с отходящими от них плавными бегами и узорными листьями.
Ивановская Мастерицы украшали крестьянский костюм и предметы обихода белой и цветной строчкой на прозрачных тканях или сочетали белую строчку с цветным шелковым контуром. Основные мотивы - символические и растительные орнаменты. Кроме строчки вышивальщицы использовали счетную и и свободную гладь, тамбурный шов, мережки разной ширины, "вырезы", все это придавало узору изящество и неповторимость. Белая строчка выполняется по сетке, которая получается путем выдергивания нитей основы и утка, то есть это самодельная канва; затем получившиеся столбики по диагонали обвивают белыми нитками, а получившуюся перевитую сетку заполняют узорами.
Тульская Ромбы, квадраты, клетки, перекрестья, углы, полосы, крючковатые кресты.Самым распространенным среди них был городчатый ромб или квадрат. Целиком или рассеченный по частям, поставленный на сторону или углом, он принимает различные очертания и входит в состав многих орнаментов. Техника так называемой «перевити» – белыми или цветными нитями, которые перевивали узор по предварительно продернутому полотну.
Рязанская Имеет ярко выраженные местные особенности. Распологалась она, преимущественно, на одежде - рукавах, поневах, передниках и головных и уборов. Выполнялась красными нитками разных оттенков, с добавлением небольшого количества синего, желтого и зеленого цветов. На головных уборах часто передняя часть выполнялась золотыми нитями. А на полотенцах и навершниках встречалась белая строчка и белая перевить.

7.Использование в начальной школе

þ класс , учебная дисциплина…………………………………

þ Формы работы (конкретные названия)

В УМК Конышевой Н. М. вышивка изучается с 1 класса, где дети знакомятся с видами ниток и техникой работы с иголкой. Во 2 классе при изучении раздела «Мастер учится у мастеров» учащиеся обучаются технике выполнения швов «вперед иголку» и «через край» при изготовлении «Салфетки с бахромой» и «Декоративной игольницы». В 3классе знания о видах швов у детей расширяются. Ребята знакомятся со швом «строчка», так же обучаются технологии выполнения «стебельчатого шва». Именно при обучении вышивания «стебельчатого шва» учащимся первый раз дают развернутое понятие «вышивка». В 4 классе вышивка представлена как часть народного искусства. В разделе «Мастера и подмастерья» учащиеся обучаются технике вышивания «петельного шва» и шва «козлик» и выполняют закладки из ткани с вышивкой по народным мотивам. Дети знакомятся с орнаментами русской вышивки, её особенностями и значением. На изучение раздела отводится 4 ч., что не позволяет в достаточной мере раскрыть тему.

Анализ УМК под редакцией Т.М. Геронимус показал, что изучение русской народной вышивки представлено только с позиций технико-технологических подходов: дети получают начальные азы вышивания, знакомятся технологией швов: «вперед иголку», «стебельчатый», «тамбурный», «петельный», «мережка».

В УМК под редакцией Н. И. Роговцевой, начиная с 1 класса, дети изучают раздел «Учимся шить», на который отводится 2 часа. Ученики знакомятся с правилами работы с иглой. Осваивают строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Во 2 классе ребята знакомятся с русским народным костюмом. Они ищут и отбирают информацию о национальной одежде. Сравнивают и находят общее и различное в женском и мужском костюмах. Исследуют особенности национального костюма своего края и определяют его характерные особенности (цвет, форма, способы украшения). Моделируют народные костюмы аппликативно. Сначала, при изучении темы «народный костюм» ребята изготавливают изделия из бумаги: аппликация «Костюм Ани и Вани». Затем, изготавливая «Кошелёк» и «Салфетку», переходят к технологии вышивания. В 3 и 4 классах по данному УМК вышивка, как национально региональный компонент, не изучается.

УМК О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой в 1 классе 4 четверти дети изучают раздел «Учимся шить», где узнают о видах нитей для вышивания и осваивают технику «прямого стежка». Во 2 классе с детьми проводится беседа на тему «Народная вышивка», на которую отводится половина урока, остальная половина идет на изучение технологии вышивки прямыми строчками. Всего на вышивку, в данном классе, отводится 2-4 часа. В 3 классе ребята изучают вышивку крестиком. Дети осваивают технологию вышивания «крестом», цветовое и композиционное решение вышивки. В 4 классе в разделе «Изготавливаем и вышиваем куклу» учащиеся изготавливают куклу, одежду для нее. Учатся украшать одежду вышивкой.

УМК под редакцией Шпикаловой Т.Я. (издание 2012 г.) – наиболее интересный по нашему мнению комплект для освоения народных художественных традиций и в частности русской народной вышивки. В 1 классе учащиеся изучают разнообразие видов ниток по назначению (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные). Простейшие виды швов: шов «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка» и шов «за иголку». Вышивают салфетки по мотивам традиционных вышитых узоров. То есть уже в первом классе дети знакомятся с понятием русская народная вышивка. Во 2 классе продолжается процесс ознакомления с народной вышивкой на предметах быта и народной одежды. Учащиеся изучают богатство и разнообразие технических приемов в традиционной народной вышивке. Швы: петельный, стебельчатый, их назначение. Приемы вышивки изделий петельным и стебельчатым швами (сумочка, платочек с монограммой и др.). Декоративная шрифтовая композиция - монограмма - как элемент декорирования вещи. Украшение платочка вышитой монограммой (стебельчатый шов). Разработка эскиза монограммы, перевод ее на ткань способом «на просвет». Освоение стебельчатого шва (украшающий шов по свободному контуру, по наводу). Отделка краев изделия бахромой, петельным швом. В 3 классе знания о народной вышивке углубляются и систематизируются. Дети изучают особенности колорита, сюжеты и образы вышивки различных регионов России, изделия народных мастеров родного края. Осваивают технику традиционной вышивки тамбурным швом («цепочка», «петля с прикрепом»). Изучают мотивы и колорит тамбурной вышивки; композиция вышивки на изделии (салфетка, украшенная тамбурной вышивкой «цепочка», «петля с прикрепом» по мотивам традиционной вышивки скатертей, полотенец). Изделие - салфетки тамбурным швом, швом «с прикрепом». В 4 классе знания о вышивки обобщаются и углубляются: особенности орнамента, колорита вышивки различных регионов России. Изучаются и сравниваются мотивы и символика северной и южной вышивки. Изучается традиционная технология вышивки «набор», ее варианты, использование в дизайне упаковки для праздничного подарка.

УМК «Изобразительное искусство» Шпикаловой Т.Я. - составная часть художественно-эстетического и технологического образования, которое помогает каждому ученику освоить этнокультурные и человеческие ценности, что способствует формированию самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов.

Синхронное построение учебных тем на уроках ИЗО и технологии дает возможность получить полное и яркое представление о народном искусстве, народной вышивке. По программе Т.Я. Шпикаловой на уроках ИЗО дети изучают традиционную вышивку разных народов. Во 2 классе учащиеся изучают народный костюм, знакомятся с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор - корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана - вышивкой. У второклассников формируются художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию. В 3 классе учащиеся изучают тему «В каждом посаде в своем наряде». Они расширяют знания о русском народном костюме, сравнивают с современной одеждой. Так же в учебнике ИЗО 3 класса много тем связанных с народным творчеством: «Цветы России на Павловских платках и шалях», «Каждая изба удивительных вещей полна», «Двор, что город. Изба, что терем». Эти темы затрагивают искусство вышивки русского народа, рассказывают о вышивке на предметах быта, а не только костюма. В 4 классе учащиеся изучают раздел «Основы народного декоративно – прикладного искусства», на который отводится 16 часов. При изучении данного раздела у учащихся формируются представления о символике народного орнамента, образах мироздания - древо жизни, жилище русского крестьянина, прялка, народный костюм. Магическая и эстетическая роль орнамента. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента. Синхронное построение учебных тем на уроках ИЗО и технологии дает возможность получить полное и яркое представление о народном искусстве, народной вышивке. Приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

8. Описать игровое упражнение

@ Конспект одной из форм работы приложить.

Игровые упражнения (название, цель, учебная дисциплина, класс)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.