|
|||
ЭКСПОЗИЦИЯ. Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы». О радость! по крайней мере, сладкая и нежная греза явилась. Какой-то благодатный, светлый человеческий об ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 ЭКСПОЗИЦИЯ ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ. f-moll «Безотрадное и безнадежное чувство делается все сильнее и более жгуче. Не лучше ли отвернуться от действительности и погрузиться в грезы» Порывистый взволнованный характер, мелодия хроматизирована, передает душевное смятение, основные мотивы развиваются в виде секвенций . Беспокойный ритм с пунктиром и перетяжками. ГП очень объемная, развернутая, в трехчастной форме с развитием. Затем наступает быстрый спад до пианиссимо. ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ. Их две! «О радость! по крайней мере, сладкая и нежная греза явилась. Какой-то благодатный, светлый человеческий образ явился и манит куда-то» №1 as-moll Характер задумчивый лирический, просветленный. Гибкая пластичная тема звучит у солирующего кларнета. Напевные фразы перемежаются хроматическими «пробежками-спусками» «Как хорошо! как далеко уж теперь звучит неотвязная первая тема аллегро. Но грезы мало-помалу охватили душу вполне. Все мрачное, безотрадное позабыто. Вот оно, вот оно, счастье»!.. №2 H-dur Светлый безмятежный характер, тонально очень удалена от главной (их тоники на расстоянии тритона) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ТЕМА – апофеоз счастья. Мажорная триумфальная. «Нет! это были грезы, и фатум пробуждает от них» Возвращается ТЕМА ВСТУПЛЕНИЯ. Это грань между ЭКСПОЗИЦИЕЙ и РАЗРАБОТКОЙ.
РАЗРАБОТКА Очень напряженная, активная. По структуре представляет собой 3 волны. Столкновение противоборствующих начал - ГП с темой РОКА. С каждой новой волной музыка становится все более напряженной. В момент кульминации снова появляется тема вступления (в исполнении тромбонов), это рубеж, отмечающий начало репризы. РЕПРИЗА Необычен тональный план репризы. Основная тональность восстанавливается не сразу. ГП и ПП №1 - в ре миноре. ПП №2 – в фа мажоре. На грани репризы и коды снова звучит зловещая тема вступления. КОДА – вершина всей первой части, кульминация. Убыстряется темп, нарастает эмоциональный накал. Это последний этап борьбы. «Итак, вся жизнь есть чередование тяжелой действительности со скоропроходящими сновидениями и грезами о счастье… Пристани нет… Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою.» (П. Чайковский)
|
|||
|