Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жанры творчества. симфония.



4 Жанры творчества

 

1. Симфонии. Выдающийся симфонист, продолжил линию Бетховена, отразил тему столкновения человека и судьбы, но в музыке присутствует сильное лирическое начало.

2. Программные симфонические произведения.

3. Основоположник русского классического балета.

4. Фортепианная музыка. Цикл "Времена года".

5. Романсы.

6. Концерты для фортепиано с оркестром, камерные произведения (трио, квинтеты и т.д…)

 

 

4 симфония.

 

История создания, значение.

Написана была в годы острого душевного кризиса. Тут сформировался новый тип симфонии – психологическая драма. Показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена)

Завершена в 1877 году, впервые исполнена в Москве 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Н.Г. Рубинштейна.

Четвёртая симфония создавалась при поддержке Н. Ф. фон Мекк – с ней велась оживленная переписка, в которой композитор раскрывал содержание каждой части. В переписке автор называет Четвёртую симфонию «нашей симфонией». На титульном листе партитуры пишет "Посвящается моему лучшему другу".

 

1 часть

Основа драматургии симфонии –описание столкновения человека с роковой силой, мешающей достичь счастья. В реализации этой идеи композитор использует тембровую драматургию – за каждым образом закреплен свой тембр. Тема рока связана со зловещим звучанием медных духовых. 

Форма сонатная со вступлением (=интродукцией) и кодой (=заключением).

ТЕМА ВСТУПЛЕНИЯ    f-moll Фатум, рок.

Характер жесткий, угрожающей, фанфарный. Вдалбливание одной ноты, активный ритм с триолями и пунктиром. Фортиссимо у духовых инструментов, где особо выразительно и сильно слышны медные духовые. В унисон, в октавном удвоении. Сам композитор назвал ее зерном всей симфонии, главной мыслью.  Эта тема появляется во всех узловых моментах, несколько раз внутри первой части и в Финале.

«Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и её никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать».

Последние такты вступления – скорбны секундовые вздохи (от VI к V ступени). Из них рождается тема главной партии.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.