|
|||
Жанры творчества. симфония.4 Жанры творчества
1. Симфонии. Выдающийся симфонист, продолжил линию Бетховена, отразил тему столкновения человека и судьбы, но в музыке присутствует сильное лирическое начало. 2. Программные симфонические произведения. 3. Основоположник русского классического балета. 4. Фортепианная музыка. Цикл "Времена года". 5. Романсы. 6. Концерты для фортепиано с оркестром, камерные произведения (трио, квинтеты и т.д…)
4 симфония.
История создания, значение. Написана была в годы острого душевного кризиса. Тут сформировался новый тип симфонии – психологическая драма. Показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Это бетховенская идея (Чайковский признавал влияние Пятой симфонии Бетховена) Завершена в 1877 году, впервые исполнена в Москве 22 февраля 1878 года оркестром под управлением Н.Г. Рубинштейна. Четвёртая симфония создавалась при поддержке Н. Ф. фон Мекк – с ней велась оживленная переписка, в которой композитор раскрывал содержание каждой части. В переписке автор называет Четвёртую симфонию «нашей симфонией». На титульном листе партитуры пишет "Посвящается моему лучшему другу".
1 часть Основа драматургии симфонии –описание столкновения человека с роковой силой, мешающей достичь счастья. В реализации этой идеи композитор использует тембровую драматургию – за каждым образом закреплен свой тембр. Тема рока связана со зловещим звучанием медных духовых. Форма сонатная со вступлением (=интродукцией) и кодой (=заключением). ТЕМА ВСТУПЛЕНИЯ f-moll Фатум, рок. Характер жесткий, угрожающей, фанфарный. Вдалбливание одной ноты, активный ритм с триолями и пунктиром. Фортиссимо у духовых инструментов, где особо выразительно и сильно слышны медные духовые. В унисон, в октавном удвоении. Сам композитор назвал ее зерном всей симфонии, главной мыслью. Эта тема появляется во всех узловых моментах, несколько раз внутри первой части и в Финале. «Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как Дамоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу. Она непобедима, и её никогда не осилишь. Остается смириться и бесплодно тосковать». Последние такты вступления – скорбны секундовые вздохи (от VI к V ступени). Из них рождается тема главной партии.
|
|||
|