|
|||
Тридцатое апреляСтр 1 из 3Следующая ⇒ Тридцатое апреля Тема. Различение частицы не и приставки не- . Эпиграф: «С русским языком можно творить чудеса». И. С. Тургенев. Лингвистическая разминка - Выполните синтаксический разбор предложения, объясните орфограммы, определите части речи, сделайте морфологический разбор частицы. И даже пень в апрельский день березкой тоже стать мечтает. Повторение изученного. 1. Что общего между частицами, союзами, предлогами? В чем разница? 2. Назовите разряды частиц. Для чего служат формообразующие частицы? Привести примеры. Работа по теме урока. Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Когда можно наблюдать такое явление в природе, в какое время года? – Да, это лето, июльское лето. Приходилось ли вам видеть самое раннее утро летом? Видеть, как поднимается солнце? Вспомните, как меняется мир, трава, кусты, речка, озеро, деревья. – Писатель И.С.Тургенев в нескольких словах так ярко и образно нарисовал картину летнего восхода солнца. Благодаря чему, каким выразительным языковым средствам мы увидели картину июльского утра? (Эпитет – кротким румянцем; метафора – не пылает пожаром.) – Какая же орфограмма связана с темой урока? Как пишется не с глаголами, деепричастиями? Какую роль играет частица не? (Придает отрицательное значение всему предложению). – Большое значение имеет такая маленькая частица не. – А всегда ли не может быть частицей? (Нет, она может быть и приставкой, и частью корня). – Прочитаем ещё одно предложение, в котором есть слова с не. 2) Мне стало грустно: сквозь (не) весёлую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх (не)далёкой зимы. – Чем является не в этом предложении? Докажите. (Приставкой. Слова с не можно заменить словами – синонимами без не). – На произведениях И.С.Тургенева, мы проследим, как работает частица не и приставка не-. Откроем «Записки охотника», рассказ «Свидание».
|
|||
|