Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Словесные методы



МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Методы обучения – понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор учёные, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой категории.

В переводе с греческого methodos означает «путь исследования, теория», иначе – способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», − сказано в философском словаре.

Часто с понятием «метод» используется сочетание «приём обучения». Приём обучения – это составная часть метода обучения. Например, метод работы с книгой включает в себя следующие приёмы: конспектирование, составление плана, цитирование и т.п.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. В Средневековье они были единственным способом обучения. Многие философы, ученые, педагоги (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский) выступали против доминирования данного метода, доказывали необходимость дополнения его активными, наглядными, практическими методами.

Словесные методы позволяют в короткий период передать большой по объёму материал, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды:

· рассказ

· объяснение

· беседа

· дискуссия

· лекция

· работа с книгой

Рассказ. Метод рассказа – это устное повествовательное изложение учебного материала. Он применяется на всех этапах обучения. В зависимости от дидактических целей бывает:

· рассказ-вступление используется учителем для подготовки учащихся к восприятию нового материала, для мотивации и актуализации. Характеризуется относительной краткостью;

· рассказ-изложение используется для раскрытия содержания новой темы;

· рассказ-заключение подходит для резюмирования, обобщения и систематизации.

К рассказу как словесному методу изложения знаний предъявляются следующие педагогические требования:

· яркость, краткость и эмоциональность изложения;

· основная идейная направленность;

· определенное количество ярких, убедительных примеров, фактов;

· чёткая логика изложения;

· простой и доступный язык;

· элементы личной оценки излагаемого материала.

Объяснение. Метод объяснения – это словесное истолкование закономерностей, отдельных фактов, явлений, понятий. Объяснение – это монологическая форма изложения, используемая при раскрытии причинно-следственных связей в общественной жизни, теоретического материала. К объяснению как словесному методу изложения знаний предъявляются следующие педагогические требования:

· точное и чёткое формулирование задач, проблем, вопроса;

· последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

· использование сравнения, аналогий, сопоставления;

· привлечение ярких примеров;

· безукоризненная логика изложения.

 

Беседа. Это диалогический метод обучения, при котором учитель путём тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение ими изученного материала. Беседа – наиболее древний метод дидактической работы. О важности его использования говорил древнегреческий философ античности Сократ, который разработал «сократический метод» (майевтика). Данный метод относительно затратный с точки зрения подготовки учителя, так как требует времени для тщательного продумывания системы последовательно задаваемых вопросов. В ходе беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, подводит их к пониманию и получению новых знаний, формулированию выводов и умозаключений. В зависимости от дидактических целей можно выделить несколько видов бесед:

· вводная, или вступительная, беседа используется для мотивации получения знаний и актуализации;

· сообщающая беседа необходима для сообщения и обсуждения нового материала;

· закрепляющая беседа применяется после изучения нового материала.

В зависимости от предназначения беседы могут быть: индивидуальными (с одним учеником) и фронтальными (со всем классом). Успех использования данного метода зависит от ряда условий:

· правильной постановки вопросов. Они должны быть краткими, чёткими, содержательными, активизирующими мыслительную активность ученика. Не должно быть двойных и тройных вопросов, подсказывающих, наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» − «нет»;

· определенного объема знаний, необходимого для аргументации своей точки зрения;

· умения слушать своего собеседника, не перебивать его, уважать чужую точку зрения.

Метод беседы имеет большую не только образовательную, но и воспитательную силу, развивает речь, память и мышление, активизирует учащихся. Однако может содержать и элемент риска, а именно: запоминание неправильного ответа, данного другими учащимися, фиксирование неправильного ответа в памяти.

Лекция. Это монологический способ изложения объёмного материала; используется, как правило, в старших классах и занимает почти весь урок. Отдельные фрагменты лекции могут быть использованы и в среднем звене. Лекция обеспечивает целостность и законченность восприятия школьниками учебного материала в его логической последовательности и взаимосвязях по теме в целом. При чтении лекции необходимо учитывать определенные педагогические принципы. К ним относятся:

· безукоризненная логика изложения;

· междисциплинарный характер излагаемого материала;

· запись плана лекции, сложных понятий и дат на доске;

· использование дополнительных источников информации по темам.

Работа с учебником и книгой. Работа с учебником играет большую образовательную роль. В начальных классах учителю необходимо развивать умение и формировать навык работы с книгой, приучать к самостоятельности при работе с ней.

Существует ряд приёмов работы с печатными источниками:

· конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного содержания. Ведётся от первого или третьего лица. Конспектирование от первого лица развивает самостоятельность мышления;

· составление плана текста. Для этого после прочтения текст необходимо разбить на части (абзацы) и озаглавить каждую из них. Планы могут быть простыми и сложными;

· цитирование – дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных (автора, названия работы, места издания, года, количества полных страниц, номера страницы цитирования);

· рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.