|
|||
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Словесные методыСтр 1 из 2Следующая ⇒ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения – понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор учёные, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой категории. В переводе с греческого methodos означает «путь исследования, теория», иначе – способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», − сказано в философском словаре. Часто с понятием «метод» используется сочетание «приём обучения». Приём обучения – это составная часть метода обучения. Например, метод работы с книгой включает в себя следующие приёмы: конспектирование, составление плана, цитирование и т.п. Словесные методы Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. В Средневековье они были единственным способом обучения. Многие философы, ученые, педагоги (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский) выступали против доминирования данного метода, доказывали необходимость дополнения его активными, наглядными, практическими методами. Словесные методы позволяют в короткий период передать большой по объёму материал, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: · рассказ · объяснение · беседа · дискуссия · лекция · работа с книгой Рассказ. Метод рассказа – это устное повествовательное изложение учебного материала. Он применяется на всех этапах обучения. В зависимости от дидактических целей бывает: · рассказ-вступление используется учителем для подготовки учащихся к восприятию нового материала, для мотивации и актуализации. Характеризуется относительной краткостью; · рассказ-изложение используется для раскрытия содержания новой темы; · рассказ-заключение подходит для резюмирования, обобщения и систематизации. К рассказу как словесному методу изложения знаний предъявляются следующие педагогические требования: · яркость, краткость и эмоциональность изложения; · основная идейная направленность; · определенное количество ярких, убедительных примеров, фактов; · чёткая логика изложения; · простой и доступный язык; · элементы личной оценки излагаемого материала. Объяснение. Метод объяснения – это словесное истолкование закономерностей, отдельных фактов, явлений, понятий. Объяснение – это монологическая форма изложения, используемая при раскрытии причинно-следственных связей в общественной жизни, теоретического материала. К объяснению как словесному методу изложения знаний предъявляются следующие педагогические требования: · точное и чёткое формулирование задач, проблем, вопроса; · последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; · использование сравнения, аналогий, сопоставления; · привлечение ярких примеров; · безукоризненная логика изложения.
Беседа. Это диалогический метод обучения, при котором учитель путём тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала и проверяет усвоение ими изученного материала. Беседа – наиболее древний метод дидактической работы. О важности его использования говорил древнегреческий философ античности Сократ, который разработал «сократический метод» (майевтика). Данный метод относительно затратный с точки зрения подготовки учителя, так как требует времени для тщательного продумывания системы последовательно задаваемых вопросов. В ходе беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, подводит их к пониманию и получению новых знаний, формулированию выводов и умозаключений. В зависимости от дидактических целей можно выделить несколько видов бесед: · вводная, или вступительная, беседа используется для мотивации получения знаний и актуализации; · сообщающая беседа необходима для сообщения и обсуждения нового материала; · закрепляющая беседа применяется после изучения нового материала. В зависимости от предназначения беседы могут быть: индивидуальными (с одним учеником) и фронтальными (со всем классом). Успех использования данного метода зависит от ряда условий: · правильной постановки вопросов. Они должны быть краткими, чёткими, содержательными, активизирующими мыслительную активность ученика. Не должно быть двойных и тройных вопросов, подсказывающих, наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» − «нет»; · определенного объема знаний, необходимого для аргументации своей точки зрения; · умения слушать своего собеседника, не перебивать его, уважать чужую точку зрения. Метод беседы имеет большую не только образовательную, но и воспитательную силу, развивает речь, память и мышление, активизирует учащихся. Однако может содержать и элемент риска, а именно: запоминание неправильного ответа, данного другими учащимися, фиксирование неправильного ответа в памяти. Лекция. Это монологический способ изложения объёмного материала; используется, как правило, в старших классах и занимает почти весь урок. Отдельные фрагменты лекции могут быть использованы и в среднем звене. Лекция обеспечивает целостность и законченность восприятия школьниками учебного материала в его логической последовательности и взаимосвязях по теме в целом. При чтении лекции необходимо учитывать определенные педагогические принципы. К ним относятся: · безукоризненная логика изложения; · междисциплинарный характер излагаемого материала; · запись плана лекции, сложных понятий и дат на доске; · использование дополнительных источников информации по темам. Работа с учебником и книгой. Работа с учебником играет большую образовательную роль. В начальных классах учителю необходимо развивать умение и формировать навык работы с книгой, приучать к самостоятельности при работе с ней. Существует ряд приёмов работы с печатными источниками: · конспектирование – краткое изложение, краткая запись прочитанного содержания. Ведётся от первого или третьего лица. Конспектирование от первого лица развивает самостоятельность мышления; · составление плана текста. Для этого после прочтения текст необходимо разбить на части (абзацы) и озаглавить каждую из них. Планы могут быть простыми и сложными; · цитирование – дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных (автора, названия работы, места издания, года, количества полных страниц, номера страницы цитирования); · рецензирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.
|
|||
|