Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теоретический материал



Теоретический материал

Расписание уроков должно соответствовать учебному плану по количеству еженедельных уроков.

В таблице 2 представлен примерный учебный план учреждений НОО Российской Федерации.

Таблица 2 - Примерный учебный план учреждений НОО Российской Федерации

Учебные предметы I II III IV
Русский язык
Литература
Математика
Окружающий мир
Музыка
Изобразительное искусство
Физическая культура
Технология (труд)
Обязательные занятия по выбору, факультативы
Максимальный объем учебной нагрузки учащегося при 5-дневной учебной неделе

При составлении расписания необходимо учитывать динамику работоспособности школьников в сочетании с трудностью предметов.

Умственная работоспособность учащихся неодинакова в разные дни недели. В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день низкая. Во вторник работоспособность увеличивается и достигает максимального уровня. В среду у младших школьников наблюдается значительное снижение работоспособности, а в четверг она несколько увеличивается, т.к. бессознательно, не умея волевым усилием преодолеть начальные стадии утомления, школьники отдохнули за среду. В субботу работоспособность самая низкая.

В связи с этим распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Среда должна быть несколько облегченным днем.

Установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть их чередование по сложности, по характеру материала, по умственной и физической направленности. Например, можно поставить рядом два достаточно сложных предмета, таких, например, как математика и иностранный язык, поскольку характер материала у них различный, но ставить рядом однотипные русский язык и литературу не рекомендуется. Хорошо зарекомендовала себя практика “перебивки” сложных уроков относительно простыми, такими как физкультура, труд, музыка, рисование. Поэтому эти уроки не рекомендуется ставить ни первыми, ни последними. Желательно избегать сдвоенных уроков по одному предмету.

Для гигиенической оценки школьного расписания пользуются шкалами трудности предметов. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах.

Шкала трудности предметов для младших школьников представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Шкала трудности предметов для младших школьников (Агарков В.И.,1986)

                                        Предмет Количество баллов
Математика, русский язык
Русский (национальный) язык
Природоведение
Русская (национальная) литература
История
Рисование и музыка
Труд
Физическая культура

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и четверг, в то время как среда была бы несколько облегченным днем. Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.