|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).Стр 1 из 2Следующая ⇒
ВАРИАНТ 1 Часть 1 Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: Труд
2.В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание). Семейное воспитание, дополнительное образование, социализация молодежи, школьное обучение, трудовая подготовка. Ответ: социализация молодёжи 3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к обеспечению исполнения обязательств. 1) залог; 2) растрата; 3) партнерство; 4) задаток; 5) неустойка; 6) поручительство. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4.Выберите верные суждения о взаимосвязи общества и природы и запишите цифры,под которыми они указаны. 1) Наличие общества — необходимое условие существования природы. 2) Общество, как и природа, является средой обитания человека. 3) Природные условия влияют на общественное разделение труда, размещение производительных сил. 4) Зависимость человека и общества от сил природы постоянно возрастает. 5) Влияние общества на природу противоречиво. Ответ: 2,5 5.Установите соответствие между примерами и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ A) школьное оборудование 1) духовная культура Б) теория обучения 2) материальная культура B) моральный климат в коллективе Г) классный журнал Д) технические средства обучения Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6.Развитие общества сопровождается отмиранием одних институтов и появлением других. Какие черты присущи любому социальному институту? Запишите цифры,под которыми они указаны. 1)нацеленность на удовлетворение определенных потребностей людей 2)регулирование деятельности совокупностью норм 3)подчинение нижестоящих вышестоящим 4)выборность главы организации 5)разграничение функций и полномочий 6)опора в деятельности на научные знания Ответ: 2,5____________________ 7.Выберите верные суждения о показателях экономического роста и запишите цифры,под которыми они указаны. 1) Одним из показателей экономического роста является численность трудоспособного населения страны. 2) Увеличение объема созданных за определенный период товаров и услуг свидетельствует об экономическом росте. 3) Общим количественным показателем экономического роста служат темпы прироста валового внутреннего продукта (ВВП). 4) Рост ВВП на душу населения свидетельствует о повышении благосостояния населения. 5) Увеличение номинального ВВП является одним из показателей экономического роста. Ответ: 3 .4 8.Установите соответствие между конкретными примерами и видами безработицы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) ветеринар оставил работу по собственному желанию и ищет новую Б) шахтер уволен в связи с закрытием шахты и переходом на новые источники энергии B) строитель уволен в связи с замораживанием стройки в условиях общего спада производства Г) выпускник вуза ищет работу Д) телефонистка была вынуждена уволиться с переходом к автоматической телефонной связи Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9.Правительство страны Z стремится перевести свою экономику на путь интенсивного роста. Выберите из приведенного ниже списка направления, которые могут обеспечить такой рост, и запишите цифры,под которыми они указаны. 1)привлечение дополнительных трудовых ресурсов 2)перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения 3)увеличение выпуска продукции за счет роста производительности труда 4)включение в сельскохозяйственный оборот новых земельных площадей 5)ускорение внедрения достижений науки и техники в производство 6)повышение ставки подоходного налога Ответ:1,4 ,5 10.На графике изображено изменение спроса на мобильные устройства на р п потребительском рынке: кривая спроса переместилась из положения D в D\ D положение D±. (На графике Р — цена товара; Q — количество товара.) \ 'К Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? За- N. пишите цифры,под которыми они указаны. N. N. 1) обновление технологической базы создания мобильных устройств 2) появление на рынке новых усовершенствованных моделей мобильных телефонов 3) существенное снижение цен на использование стационарной телефонной связи 4) широкая пропаганда идей ограничения времени использования мобильных телефонов по медицинским показаниям 5) снижение доходов городского населения Ответ: 2,5 11.Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры,под которыми они указаны. 1) Социологи различают статус прирожденный и присвоенный. 2) В социологии социальным статусом называется ожидаемое в определенных обстоятельствах поведение личности. 3) Каждому социальному статусу соответствуют свои права и обязанности. 4) Статусная позиция «дочь» относится к прирожденному статусу. 5) Каждый человек обладает совокупностью статусов. Ответ:1,3,4,5 12.Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
■ Увеличение количества неполных семей ■ Плохие отношения между родителями Отсутствие у родителей необходимых знаний й Вмешательство родственников в воспитание детей Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры,под которыми они указаны. 1) Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи. 2) Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными. 3) Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины. 4) При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи. 5) Женщины в меньшей мере ощущают недостаток необходимых родителям знаний, чем мужчины. Ответ: 4,5 13. Выберите верные суждения о демократических выборах и запишите цифры,под которыми они указаны. 1) Компонентами избирательной системы выступают избирательное право и избирательный процесс. 2) Главное отличие демократических выборов от недемократических состоит в строгом следовании избирательным процедурам. 3) Началом избирательной кампании является агитация за кандидатов на выборные должности. 4) При многостепенных выборах избиратели непосредственно голосуют за кандидата в президенты страны. 5) Свободные демократические выборы являются высшим выражением власти народа. Ответ:1,3,4,5 14.
Установите соответствие между признаками избирательных систем и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ного лица (президента, губернатора)
В) установление непосредственных связей между кандидатом и избирателями Г) использование партиями списков кандидатов Д) наличие избирательного барьера Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
15.В стране Z спецслужбы осуществляют постоянный контроль за частной жизнью граждан. Найдите в приведенном ниже перечне дополнительные отличительные черты тоталитарного политического режима и запишите цифры,под которыми они указаны. 1) оппозиционная деятельность запрещена законом 2) СМИ находятся под полным контролем государства 3) власть опирается на традиционные институты — семью и церковь 4) государство обладает суверенитетом 5) государственный бюджет формирует правительство 8) существует аппарат государственного принуждения Ответ: 1,2,5,8 16.Россия имеет федеративное устройство. Что из перечисленного согласно Конституции РФ относится к субъектам Федерации? Выберите нужные позиции из списка и запишите цифры,под которыми они указаны. 1) республики 2) края 3) регионы 4) города с населением более миллиона человек 5) автономные области Ответ:1,2,4 17.Выберите верные суждения о гражданском судопроизводстве и запишите цифры,под которыми они указаны. 1) Суд возбуждает гражданские дела по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав. 2) Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются только коллегиально. 3) Мировой судья в качестве суда первой инстанции рассматривает дела, связанные с защитой авторских прав. 4) Права несовершеннолетних защищают в гражданском процессе их законные представители. 5) Стороны в гражданском судопроизводстве пользуются равными правами и несут равные обязанности. Ответ:1,4,5 18.Установите соответствие между определенными в законе обязанностями в сфере трудовых отношений и сторонами трудовых отношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОНЫ A) соблюдать правила трудового распорядка 1) работник Б) обеспечивать безопасные условия труда 2) работодатель B) соблюдать требования по охране труда Г) выполнять предписания государственной ин спекции Д) вести переговоры и заключать коллективный договор Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
19.У сотрудника научной организации возник конфликт с руководством данного учреждения. Он решил отстаивать свои права способом самозащиты. Найдите в приведенном ниже перечне законные способы самозащиты своих трудовых прав и запишите цифры,под которыми они указаны. 1)обращение в профсоюзную организацию за поддержкой 2)подача искового заявления в суд 3)отказ от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором 4)обращение в государственную инспекцию труда 5)отказ от выполнения работы, которая непосредственно угрожает здоровью 6)призывы к трудовому коллективу поддержать позицию сотрудника Ответ: 2,3,5 20.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Процессу(А) товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Одним из них является закон спроса, который гласит: чем выше(Б) товара, тем меньшее его количество будет куплено потребителями. Снижение количества покупок данного товара происходит также вследствие насыщения(В) людей. Другим законом рынка является закон предложения. От уровня рыночных цен на товары зависит (Г) и продавцов и фирм- производителей. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская (Д) по экономии(Е), изменению технологий, корректировке объема выпуска товаров». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (21-29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21,22 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво. Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. Действующая Конституция не ограничивается декларированием этого принципа, не довольствуется общим указанием на право каждого защищать законными средствами свои права и свободы. Часть 1 ст. 48 Конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной в случаях, установленных законом. В ч. 2 ст. 48 определяется момент вступления защитника в уголовный процесс. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ указывается, что суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными в настоящем кодексе средствами. Право обвиняемого на защиту представляет совокупность средств, используя которые он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем обвиняется; оспаривать участие в совершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; настаивать на изменении обвинения; представлять доказательства смягчения его ответственности. Появление защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств защиты последнего. Оно также означает появление в ходе уголовного судопроизводства нового субъекта. Конституцией провозглашен принцип состязательности судопроизводства при осуществлении правосудия. Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам разбирательство построено таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона (прокурор, потерпевший и др.), а функцию защиты — другая сторона (обвиняемый, подозреваемый, защитник, законный представитель подозреваемого и обвиняемого). Стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны. Функция разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду. Действие принципа состязательности состоит в таком построении судопроизводства, при котором функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо; суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или на стороне защиты, он создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставляемых прав. (В. Божьев ) 21.Чем обеспечивается право обвиняемого на защиту? Укажите не менее трех позиций. ОТВЕТ: Часть первая ст 48 конституции гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной в случаях установленных законом. В ч.2 ст.48 определяется момент вступления защитника в уголовный процесс. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разьясняют подозреваемому и обвиняемому из права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещёнными в настоящем кодексе средствами. 22.В тексте используется понятие «законные представители». Объясните его смысл. В чем выражается сущность принципа состязательности сторон? Как с учетом этого принципа строится судопроизводство? Ответ:Законный представитель, т.е. адвокат. Появление защитника на стороне подозреваемого означает не просто усиление средств защиты последнего. Оно так же означает появление в ходе уголовного судопроизводства нового субьекта. Сущность принципа состязательности сторон состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам разбирательство построенно таким образом, что функцию обвинения осуществляет одна сторона(прокурор, потерпевший и др.), а функцию защиты – другая сторона(обвиняемый,подозреваемый, защитник, законный представитель обвиняемого). Стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны.Функция разрешения дела(уголовного, гражданского) принадлежит суду. Судопроизводство строится таким образом, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо; 23.Какие участники уголовного процесса со стороны обвинения упомянуты в тексте? Назовите не менее трех участников. Опираясь на текст, используя обществоведческие знания и материалы СМИ, укажите и конкретизируйте две функции прокурора в уголовном преследовании в ходе уголовного судопроизводства. Ответ: потерпевший, прокурор и судья. Функция прокурора - обвинение 24.Существует мнение, что людям, обвиняемым в тяжких преступлениях, не следует бесплатно предоставлять юридические услуги, так как в этом случае преступные лица поддерживаются на деньги налогоплательщиков. Используя текст, опираясь на обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите три довода в опровержение этого мнения.
25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный бюджет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об источниках доходов государственного бюджета, и одно предложение, характеризующее порядок принятия и исполнения государственного бюджета. 26.Приведите три возможных критерия классификации политических партий и укажите типы партий, выделяемые в соответствии с каждой из этих классификаций. 27.Работница швейного комбината за трудовые достижения была отмечена почетной грамотой предприятия. При переходе на другую фабрику она увидела, что в ее трудовой книжке отметки о награждении нет. Администрация предприятия заверяла ее, что все необходимые в соответствии с законодательством записи в трудовой книжке сделаны. Кто прав в этом споре? Какая отрасль права регулирует права и обязанности работника и работодателя? Какие еще сведения в соответствии с законом должны быть отражены в трудовой книжке? (Назовите любые две позиции.) 28.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение личности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1 -29.5). 29.Выберите одноиз предложенных ниже высказываний и на его основе напишите минисочинение. Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте ее (их). При раскрытии -обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й), в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов. Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развернуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
ВАРИАНТ 2 Часть 1 Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. 1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ответ: ______________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|