Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Царские забавы



 Царские забавы

Так издревле на Руси называли псовую и соколиную охоты. Эти увлечения пришли к нам Востока. Но получили на Руси столько типично славянских черт, что теперь можно говорить о них, как о национальных.

"Псовая охота - лихая забава наших предков, еще и в настоящее время тешит сердца русских охотников дорожащих заветами старины", писал в своей книге "Першинская охота" Д. П. Вальцов.

Псовой охоте на Руси не одно столетие - в летописях ХII века есть упоминания о том, что еще при великом князе Владимире Мономахе "зверей травили псами", а на одной из фресок Софийского собора в Киеве (построен в ХI в.) изображена остроухая собака, гонящая оленя. Изначально в охоте использовались травильные собаки, отличавшиеся не столько быстротой, сколько силой и злобностью, но позже, на Руси была выведена уникальная порода быстрых охотничьих собак - русских борзых.

Слово" борзый" до ХV в. характеризовало исключительно резвость коней.

В XVII в. порода русских борзых формируется как национальная.

В 1600 г. Борис Годунов отправил в подарок иранскому шаху Аббасу пару борзых собак. И это был воистину царский дар, так как цена этих собак была баснословно высока, однако собаки шаха не заинтересовали.

Недаром псовую охоту причисляли к "царским забавам" - содержание псарни, тренировка собак и сами собаки стоили огромных денег и были по карману только состоятельной части населения, князьям, боярам и т.д. Заведующие охотой - ловчие, были наделены большими полномочиями и обладали немалой властью в обществе.

Поскольку псовая охота являлась уделом аристократов, за годы Советской Власти в стране практически перевилась русские борзые - собаки, с которыми традиционно охота и проводилась. Даже сейчас в России всего около 1,5 тысяч собак этой породы, и то в основном в "декоративном" виде. То есть собаки живут вне своры и не приспособлены к охоте, а служат только украшением дома для их хозяев. Для сравнения: в Германии популяция русских борзых насчитывает 15 тысяч особей, в США - 45 тысяч.

Для псовой охоты более всего подходили поля с островками леса или кустарника и глубокими оврагами - местами дневок зверей. Конные охотники с борзыми располагались в местах вероятного выхода зверей. В острова или овраги запускали стаю гончих. Поднятого зверя гончие выгоняли в открытые поля, где спущенные со свор борзые резким броском настигали и брали его.

В XVIII - XIX вв. в псовых охотах Ромадановских, Шереметевых, Разумовского, Орлова, Панина, Барятинского и других насчитывалось по 150 - 200 и даже по 300 собак, а в охоте Петра II в 1729 г. числилось 420 собак и десятки человек охотничьей прислуги - ловчих, доезжачих, борзятников, выжлятников, корытничих, конюхов, поваров. Охотились чаще всего на зайцев и лисиц, но особенно высоко ценились охоты на волков.

Однако охота служила не только развлечением для богатых - ее значимость была велика и с политической точки зрения. На охотах решались важные государственные вопросы и проблемы.

Нередко, охота устраивались и специально для иностранных послов и дипломатов - и от ее удачного проведения могла зависеть судьба государства.

Соколиная охота. "Россия - страна большая, до самого океана, и на этом океане у них несколько островов, где водятся сокола и кречеты", когда-то описывал нашу страну Марко Поло. И в русских песнях, сказках и былинах ясный сокол - частый гость, "птица благородная".Соколиная охота предшествовала на Руси псовой и была ей в последствии постепенно вытеснена. Возникла она примерно в VIII веке и достигла своего расцвета в XVII при царе Алексее Михайловиче. Однако к концу ХIХ века только немногие мелкопоместные дворяне продолжали охотиться с ловчими птицами, и после Революции многовековые охотничьи традиции были утрачены, а сама охота - забыта.

С соколом (кречетом, ястребом, беркутом) охотились на птиц (перепелов, тетеревов, цапель) и зверей (зайцев, лисиц).

Как и псовая, соколиная охота была привилегией знати, так как содержание птицы и уход за ней было делом весьма дорогостоящим. Соколиную охоту ценили, прежде всего, за красоту и аристократизм - знатоки наслаждались зрелищем птицы, атакующей свою добычу. Однако мода на это занятие превратила охоту из спорта в нечто среднее между обязательным ритуалом для вельмож и балами, где можно "на других посмотреть и себя показать".

По легенде одна из московских церквей посвящена покровителю всех сокольников св. Трифону и воздвиг ее сокольничий Ивана Грозного, в благодарность святому за то, что тот явился к нему во сне и подсказал, где находится пропавший белый кречет - любимец царя.

В настоящее время энтузиасты объединяются в клубы любителей соколиной охоты с целью возродить эту древнюю забаву.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.