Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пляски и танцы



Пляски и танцы

Нам сейчас трудно разглядеть и осознать корни современной славянской пляски, наблюдая ее по телевизору или на гуляниях и праздниках в исполнении фольклорных коллективов. А создавалась она совсем не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки славянских воинов, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки, выносливость развить ловкость и силу.

Гопак, трепак, "казачок", "барыня", матросское "яблочко" и другие пляски носят в себе остаточные элементы пешего боя и единоборства.

Например, суть известнейшего русского танца "Барыня" заключалась не просто в том, чтобы сплясать с женщиной. А в том, чтобы бороться за партнершу с другими плясунами, причем, бороться не силой, не грубостью, а плясовым мастерством!

Плясали с женщиной, стараясь не подпустить к ней соперника. Тот, в свою очередь стремился отбить плясунью, оттерев умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Поэтому настоящая "Барыня" очень трудна - требуется тщательный контроль над сложными боевыми переходами. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением. Получается, не танец, а поединок - но не бой, а искусство!

На Руси издревле проводились состязания плясунов. Плясали как в одиночку, так и в паре с соперником. Состязание чаще всего происходило на ярмарках. На плясунов "спорили" и делали ставки, а победители получали призы: подарки, деньги или вино.

Плясуны постоянно тренировались, выдумывали новые сочетания "коленцев", неизвестные соперникам и зрителям. До состязаний наработки держали в большом секрете. Это постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса. спорт игра русский национальный

Различали парный и одиночный перепляс. В первом случае один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Во втором - соревнующиеся попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов".

Один из вариантов боевого пляса "скобарь" (или как его еще называли - "ломание веселого") предусматривал непосредственный контакт с противником во время исполнения. "Исполняли" его под ритмичный и простой наигрыш на гармошке.

Бой-пляска проходила по разным уговорам, например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист (в более давние времена - гусляр), прекратив наигрыш.

Перед началом "ломания" плясун встряхивал головой, взъерошивая волосы. Эти действия, в купе с определенными возгласами и притопыванием относились к элементам древней народной магии. Совершая их, человек выходил из привычного бытового пространства, перебираясь в иной пласт бытия, где время текло иначе, а органы чувств работали по-другому.

Расслабленное тело скобаря реагировало не то что на действия соперника - а даже на дуновение ветерка. Подобное состояние аналогично трансу, в который вводили себя воины Востока.

Кроме воинских плясок существовали и многочисленные мирные танцы-игры, обрядового и просто развлекательного назначения. Самым "славянским" из которых является хоровод (коло, корогод, танок).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.