Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Измерение уровня верховенства права. Проект World Justice Project



4. Измерение уровня верховенства права. Проект World Justice Project

Проект World Justice ( ППЖ ) является международной организацией гражданского общества , с заявленной миссией «работой по продвижению верховенства во всем мире».

Международная независимая некоммерческая организация The World Justice Project (WJP) способствует развитию верховенства права - принципа, состоящего в признании приоритета права над государством и обеспечивающего подотчетность всех его лиц и институтов. Верховенство права обеспечивает для общества устойчивый экономический рост, содействует развитию подотчетности правительства всех стран мира, и поощряет уважение к фундаментальным правам человека.

WJP впервые опубликовал Индекс верховенства права в 2010 году. Индекс является уникальным исследованием, основывающимся на результатах социологических опросов и изучении экспертных источников в различных странах мира. Эксперты WJP исследуют правовую среду этих стран, характер взаимодействия общества и государства, наличие независимого и непредвзятого суда и т.д. В 2014 году в Индексе представлены 99 стран мира.

Индекс состоит из девяти агрегированных индикаторов (или факторов), которые далее раскладываются на 47 специфических индикаторов (или субфакторов).

Фактор 1: Ограничения государственной власти
Первый фактор измеряет меру, в которой находящиеся у власти лица ограничены законом. Он включает конституционные и институциональные инструменты, посредством которых власть, ее официальные лица и агенты ограничиваются и несут ответственность по закону. Он также включает негосударственные сдержки государственной власти, такие, как существование свободной и независимой прессы.

Издержки внутри государственной власти имеют множество проявлений. Они существуют не только в системе формального разделения властей, и совершенно не обязательно кодифицированы в законодательстве. Необходимо, тем не менее, чтобы власть была разделена, будь то формальными правилами или сложившимися конвенциями, таким образом, чтобы ни один из органов власти не обладал на практике неограниченной властью. В него входят институциональные сдержки, которые создают для исполнительной законодательная  и судебная власти, а также независимый орган, уполномоченный проводить аудит. Еще одним субфактором является способность СМИ и гражданского общества проводить внешний контроль. Кроме того, в него включается то, насколько должностные лица в реальности привлекаются к ответственности за злоупотребления должностным положением, а также то, насколько переход власти осуществляется в рамках, установленных законодательством.

Фактор 2: Отсутствие коррупции
Фактор измеряет отсутствие коррупции в ряде органов государственной власти. В нем учитывается три формы коррупционных проявлений: взяточничество, злоупотребление влиянием в интересах извлечения личной или коллективной выгоды и нецелевое использование публичных средств или иных ресурсов. Исследование показывает, насколько каждая из этих трех форм коррупции присуща государственным чиновникам в исполнительной власти, судьям, армии и полиции, а также представителям законодательной власти.

Фактор 3: Открытое правительство
Третий фактор нацелен на оценку того, насколько открыты в стране государственные органы. Это необходимо для осуществления общественного контроля. В частности, этот фактор измеряет, насколько законы в обществе четко сформулированы, доступны, публичны и стабильны; насколько административные процедуры открыты для участия общества; а также насколько официальная информация, в том числе законопроекты и проекты подзаконных актов доступны обществу. Первые два индикатора описывают четкость, доступность и стабильность, которые позволяют обществу знать, что содержится в законах, какие действия законны, а какие - нет. Остальные два индикатора описывают возможность граждан участвовать в процессах подготовки и изменения законодательства.

Фактор 4: Фундаментальные права
Четвертый фактор посвящен оценке защиты фундаментальных прав человека. Он исходит из того, что система позитивного права, которая эти базовые права, определенные на международном уровне, не уважает, в лучшем случае является системой «правления закона» и не заслуживает того, чтобы называться системой с верховенством права. Существует множество других индексов, которые описывают права человека, и в рамках этого исследования было бы невозможно оценить приверженность всему спектру прав. В силу этого обстоятельства данный фактор фокусируется на относительно узком наборе прав, точно определенных во Всеобщей Декларации и наиболее тесно связанных с вопросами верховенства закона. Точнее, в него входят следующие фундаментальные права: эффективное соблюдение законов, обеспечивающих равную защиту; право на жизнь и личную безопасность; надлежащее процессуальное право и права обвиняемых; право на собственное мнение и свободу его выражения; право выбора веры и религии; право на защиту частной жизни; право на свободу собраний и ассоциаций; кроме того, фундаментальные трудовые права, в том числе право на коллективный торг, запрет на принудительный и детский труд, запрет дискриминации.

Фактор 5: Порядок и безопасность
Пятый фактор (третий в предыдущих выпусках исследования) измеряет то, насколько хорошо общество гарантирует безопасность личности и частной собственности. Безопасность - это один из аспектов, выделяющих общество с верховенством закона, и одновременно - фундаментальная функция государства. Она также является необходимым условием для реализации прав и свобод, которые обеспечиваются верховенством закона. Этот фактор включает три измерения, охватывающих различные угрозы порядку и безопасности: уголовная преступность, прежде всего традиционная уголовная преступность; политическое насилие, включающее терроризм, вооруженные конфликты и политические беспорядки; а также насилие как социально приемлемое средство компенсировать персональные обиды (самосуд).

Фактор 6: Правоприменение
Шестой фактор измеряет то, насколько честно и эффективно нормативно-правовая база применяется на практике. Как устанавливаемые законами, так и описываемые административными процедурами правила, определяют поведение внутри и вне власти. Точное следование принципам верховенства закона требует, чтобы эти правила и процедуры применялись эффективно, и не могли подвергаться злоупотреблению со стороны публичных должностных лиц или частных интересов. В дополнение к этому, административные процедуры должны исполняться вовремя, без неоправданных задержек; соответствующие процедуры описывают соответствующие процессы; наконец, отсутствует экспроприация частной собственности без адекватной компенсации.

Этот фактор не оценивает, какие именно виды деятельности государство регулирует, равно как и не затрагивает вопрос оптимального уровня регулирования того или иного процесса. Он исследует, как применяются существующие правила. Чтобы упростить сравнение, в фактор включаются те сферы, которые в той или иной степени регулируются всеми государствами: здравоохранение, охрана труда, защита окружающей среды и коммерческая деятельность.

Фактор 7: Гражданское правосудие
Седьмой фактор отвечает на вопрос о том, могут ли обычные люди разрешить свои неурядицы мирно и эффективно посредством системы общегражданского правосудия. Существование эффективной системы гражданского правосудия предусматривает, что эта система доступна во всех смыслах этого слова, свободна от дискриминации и коррупции  и не подвержена незаконному влиянию со стороны должностных лиц. Кроме того, процедуры должны исполняться вовремя и без неоправданных задержек, а решения судов строго исполняются. Наконец, в ней должны существовать механизмы альтернативного разрешения споров и эффективного разрешения арбитражных споров.

Фактор 8: Уголовное правосудие
Восьмой фактор оценивает систему уголовного правосудия. Эффективная система уголовного правосудия - это ключевой аспект верховенства закона, поскольку она является традиционным механизмом реакции на нарушения и принятия мер против индивидов, совершивших антиобщественные деяния. Такая система способна вовремя и успешно расследовать и вынести судебное решение по уголовным преступлениям, не является избирательной в применении и дискриминационной. Она свободна от коррупции злоупотреблений со стороны власти, и надлежащим образом защищает права и жертв, и обвиняемых. Кроме того, эффективное криминальное правосудие включает в себя пенитенциарную систему, способствующую снижению уровня преступности. Соответственно, оценка этой системы должна учитывать всех задействованных в ней, включая правоохранительные органы, адвокатов, прокуроров, судей и сотрудников исправительных учреждений.

Фактор 9: Неформальное правосудие
Наконец, девятый фактор учитывает роль, которую во многих странах играет традиционная и «неформальная» система правосудия, включающая традиционные, племенные и религиозные суды, а также системы, где судьей выступает некое сообщество. Такие системы зачастую играют важную роль в культурах, в которых формальные правовые инструменты не могут предоставить эффективное средство защиты для больших групп населения, или же в случаях, когда формальные институты воспринимаются как далекие, коррумпированные или неэффективные. Этот фактор объединяет три концепции: выносят ли эти системы правосудия своевременные решения и являются ли они эффективными; могут ли они судить непредвзято и не подвергаться постороннему влиянию; в какой степени эти системы защищают фундаментальные права.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.