|
|||
Конспект НОДСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема: Содержание психолого-педагогической работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
1. Организация педагогического сопровождения познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. На современном этапе развития дошкольного образования выделяют традиционные и нетрадиционные формы методической работы. К традиционным К. Ю. Белая относит Совет педагогов, консультацию, семинар-практикум, тренинг, педагогическую гостиную, КВН, круглый стол, педагогический ринг, решение педагогических ситуаций, творческие группы; к нетрадиционным - деловую игру, выставки-ярмарки педагогических идей, банк идей, мастер-класс, творческий час, педагогическую мастерскую. К активным методам методической работы можно отнести коучинг-сессию, метод кейсов, кружок качества,метод модерации, мозговой штурм, методический театр, квик-настройку и др. Педагогические условия организации педагогического сопровождения воспитателей по познавательному развитию детей: использование инновационных форм методической работы с воспитателями (круглый стол, групповые дискуссии, мозговой штурм, семинар-практикум и пр.); создание творческой группы воспитателей по познавательному развитию детей дошкольного возраста; их консультирование по организации разнообразных форм совместной деятельности с воспитанниками по познавательному развитию в обновленной развивающей предметно-пространственной среде (опыты, экспериментирование, коллекционирование, рассматривание иллюстраций, поисково-исследовательские проекты и т. д.).
2. Психолого-педагогические условия познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. В области развития предметной деятельности и познавательной активности перед педагогами стоят следующие задачи: создавать условия для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями; стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование. Для решения поставленных задач педагоги должны организовывать развивающую предметно-пространственную среду, налаживать совместную деятельность с ребенком, создавать условия для самостоятельной деятельности с предметами, обеспечивать новыми впечатлениями. Для ознакомления детей с предметами окружающего мира и овладения предметными действиями в группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действий. Богатая и разнообразная предметно-пространственная развивающая среда стимулирует малыша к вариативным движениям и действиям, способствует обогащению его чувственного опыта и развитию. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в свободном доступе, по возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, чтобы был свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка. Важно, чтобы предметы и игрушки можно было использовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они, по возможности, были выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий. Так, в группе должны быть предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки, сачки, молоточки и колышки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревки, ленты для наматывания на бобину; крючки, пуговицы, молнии для застегивания и др.), конструкторы (кубики, модули, мозаики), игрушки, имитирующие бытовые предметы. Следует разумно сочетать совместную деятельность ребенка со взрослым и самостоятельную деятельность малыша. Воспитатель должен предлагать ребенку виды деятельности, соответствующие его умениям, выявлять «зону ближайшего развития», создавать условия для овладения более сложными действиями. Организуя совместную деятельность, прежде всего необходимо заинтересовать малыша, поддерживать его желание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизведению образца действий.
3. Организация педагогического сопровождения познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.
4. Психолого-педагогические условия познавательного развития детей среднего дошкольного возраста. Для эффективного осуществления деятельности воспитателям для развития познавательной мотивации у дошкольников необходимо соблюдать определенные условия: - обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов; - удовлетворение потребности дошкольника к познанию; - удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми; - развитие у родителей эмоционального принятия ребенка; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; - создание ситуаций успеха в рамках деятельности. Условия формирования познавательной мотивации - индивидуальный подход к детям - внимательное отношение к детским вопросам - использование таких фактов, сравнений, наглядных примеров, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску - умение воспитателя руководить деятельностью детей - также постоянная занятость ребенка посредством специально организуемых для всей группы занятий, коллективных игр, экскурсий, наблюдений и вне их. Рекомендации воспитателям по развитию познавательной мотивации у дошкольников: - использование в процессе НОД и в повседневной деятельности детей проблемные вопросы, ситуации, организовывать исследовательскую деятельность детей; - выстраивать содержательно – эмоциональное взаимодействие с ребенком; - производить выбор методических приемов, охватывающих различные виды познавательной деятельности, соответствующих возрастным особенностям и возможностям старших дошкольников; - создавать разные коммуникативные ситуации; - обучать родителей способам и методическим приемам взаимодействия с детьми, способствующим становлению познавательной мотивации в семье.
Задание самостоятельной работы: Подготовить 2 конспекта НОД по познавательно-исследовательской деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте. Название Опыт «Что прячется в пустом пакете?» Возраст детей 3-4 года Тип НОД Занятие по ознакомлению с природными явлениями Вид НОД интегрированное Интеграция областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Цель: Развивать познавательно-исследовательскую деятельность через игру и эксперименты. Программные задачи Образовательная • познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий); • формировать первичные представления о свойствах. развивающая • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; • развивать интересы детей, любознательности и познавательной мотивации; • закреплять умение следовать указаниям взрослого. Речевая - обогащать словарь детей: воздух, легкий, невидимый; Воспитательная - воспитывать внимательность и наблюдательность; Демонстрационный материал «Музыка ветра», вентилятор. раздаточный материал Полиэтиленовые пакеты, бумажные салфетки, шарики надувные. Подготовка к занятию •Планирование занятия: отбор программного содержания НОД, составление плана-конспекта, подготовка оборудования; • Оформление группы подвесными игрушками из салфеток, подвесками «музыка ветра». Предварительная работа Игры с ветряными игрушками во время прогулки. Методы и приемы Словесные: беседа по вопросам, объяснение, использование художественной литературы; Наглядные: показ приемов экспериментирования. Ход занятия: 1 часть. Организационный момент Дети проходят в помещение группы, оформленное для игр с воздухом, становятся возле стола, на котором лежат пустые полиэтиленовые пакеты Воспитатель: дети, когда мы входили в группу, в дверях звенели нежные, мелодичные колокольчики. Они называются «музыка ветра». Оказывается, ветер может петь! Ребята, а что такое ветер, вы знаете? Дети: нет! 2 часть, основная.Воспитатель: Ветер – это воздух. Он есть везде, он окружает нас. Давайте это проверим. Возьмите пакетики со стола, хорошенько посмотрите, есть ли там что-нибудь? Дети: Нет, там пусто. Воспитатель (отвернувшись от детей, набирает в один из пакетов воздух и закручивает его): А сейчас – есть что-нибудь в пакете? Дети: нет, он пустой. Воспитатель: как же так, ведь пакет чем-то наполнен? В нем есть воздух. Просто мы его не можем увидеть, он прозрачный и невидимый, поэтому кажется, что пакет пустой. А сейчас возьмите ваши пакеты и подуйте в них. (Дети дуют в пакеты, закручивают их.) Вы видите воздух? Дети: нет, не видим. Воспитатель: А что будет, если пакет подбросить вверх? Давайте попробуем! (Воспитатель с детьми подбрасывают пакеты вверх, пакеты медленно опускаются). Воспитатель: пакеты с воздухом так медленно опускаются, потому что воздух легкий. Еще воздух сильный. Он может передвигать предметы. Давайте проверим? (Воспитатель включает вентилятор, и подвешенные на нитках игрушки из бумаги начинают двигаться). Воспитатель: смотрите, бумажные игрушки движутся от ветра! Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч! Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Давайте немного отдохнем! Физкультминутка «Воздушный шар» Мы весело и дружно (дети маршируют) Надуем шар воздушный. (ребята делают глубокий вдох носом, при этом надувают живот, словно это воздушный шарик) Шарик красный, шарик синий (делается выдох ртом, при этом сдуть живот, втянув его в себя) Надуваем сильно-сильно. Вдох-выдох, выдох-вдох (делается глубокий вдох, короткий выдох, еще короткий выдох и опять вдох носом, Улетел наш шарик – «ОХ»! 3 часть,заключительная Воспитатель: Итак, мы узнали, что воздух невидимый и легкий. Ребятки, а давайте поиграем с надувными шариками! Возьмите себе каждый по шарику и давайте будем подбрасывать шарики вверх и ловить их! Воспитатель играет с детьми (3-5 минут) Конспект НОД
|
|||
|