Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»



 

Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«КРАСНОДАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»

 

 

Кафедра документоведения

и проектной деятельности

 

 

ДОКЛАД

«Ландшафтная арт-терапия и работа с найденными объектами»

 

 

Выполнила: студентка 2 курса ОФО Информационно-библиотечного факультета группы: ДОК/бак-18 Городнянская Светлана Владимировна  

 

Краснодар


           Ландшафтная Арт-терапия – это новейшее направление работы за рамками привычного кабинета: всем знакомая прогулка на открытом воздухе с терапевтическим поиск и использованием найденных предметов (шишек, веток и прочих материалов) для создания различных арт-объектов.

Данный подход помогает не только развить воображение, творческое мышление, интуицию и обогатиться эстетическим опытом.

    Ландшафтная арт-терапия:

· способствует укреплением чувства Я;

· развивает природную сензитивность и самопознание;

· снимает напряжение;

· совершенствует саморегуляцию;

· развивает коммуникативные навыки;

· повышает в целом социальную активность, сплачивает команды (в групповой терапии);

· развивает экологическое сознание;

· формирует чувство ответственности за окружающую среду.

Ещё одним из преимуществ ландшафтной арт-терапии является повышение самооценки за счёт придания уверенность в своих силах, а так же активизация игрового начала клиента. Так, привычная окружающая среда может быть по-новому воспринята клиентом, и даже стать источником ярких впечатлений и открытий: в ходе терапии клиент может на время увидеть мир глазами художника, творца. А прогулка под открытым небом развивает творческое мышление, креативность и побуждает к созданию своей собственной истории, сказки!

Ландшафтную арт-терапию можно использовать и в группой работе. Так, совместные прогулки группы людей, сопровождающиеся творческой деятельностью, могут способствовать сплачиванию и восстановлению их связи с природой.

Что примечательно, данное направление отлично работает с кризисными состояниями. Клиентам, переживающим стресс, прогулки на открытом воздухе помогают снять напряжение и ощутить целебное воздействие природной среды через эмоциональное пробуждение и развитие самопознания. Апатичные, погруженные от всего мира в свою защитную «скорлупу» пациенты, которые ранее были не способны почувствовать красоту и щедрость окружающего мира, начинают раскрываться и тянутся к взаимодействию с миром. А работая с найденными объектами, можно исследовать темы ущерба, травм и их преодоления.

Древние практики целительства и прогнозирования событий зачастую были основаны на наблюдениях человека за окружающей средой. Часто такие практики были связаны с постановкой человеком различных вопросов, которые он адресовал «тонкому» миру и природному окружению в надежде получить ответы. При этом человек стремился использовать для решения насущных вопросов дополнительные, внелогические механизмы нахождения ответов, расширить «поле» своего сознания и включить в него едва уловимые сигналы, приходящие как изнутри, так и из внешней среды. В этом процессе часто имело место взаимопроникновение реальности и фантазии, обыденного мира и мира мифологического, сказочного.

Природные объекты и материалы издавна применялись в ходе различных ритуалов, связанных с исцелением и психофизической интеграцией, сплачиванием человеческого сообщества, получением и передачей жизненно важной информации. В культуре североамериканских индейцев найденные в природе камни, растительные и животные элементы используются для создания такого важнейшего ритуального инструмента, как «медицинское колесо», и применяются в лечебных целях (Bennett, 1993). Наблюдения за жизнью животных и растений служили основой для многочисленных легенд об особых качествах, которые также могут «переходить» к человеку благодаря использованию тотемной символики и различных оберегов. «Призывая в качестве своего помощника то или иное животное, – пишут Дж. Сэмс и Д. Керсон, – человек пытается установить гармоничные отношения с теми качествами, носителями которых это животное является» (Sams, Carson, 1988, c. 13). Интересно, что знание важной роли тотемных животных в некоторых культурах помогло некоторым психотерапевтам в разработке оригинальных терапевтических приемов. «Личный тотемный столб» – психотерапевтический метод, предложенный трансперсональным психологом Э. Галлегос (Gallegos, 1990). Этот метод связан с изучением образов семи животных «тотемного столба», якобы находящихся внутри самого человека. Эти животные ассоциируются с семью чакрами, расположенными вдоль вертикальной оси человеческого тела.

Многие археологические находки, связанные с разными периодами в развитии человеческой культуры, растительные и животные символы, могут использоваться в качестве посредников для общения с миром природы. Специалист в области арт-терапии и юнгианской песочной терапии Л. Штейнхард (2001) обращает внимание на значительное сходство практики песочной терапии с древними ритуалами, связанными с использованием природных элементов и их символов. Так же, как шаман находит и использует определенные предметы, выступающие в роли «посредников» с природными энергиями, в ходе песочной терапии клиент выбирает из большого набора и использует затем для построения песочных композиций ряд предметов, обеспечивающих связь с внутренними процессами психики.

В качестве иного истока ландшафтной арт-терапии можно рассматривать феномен паломничества или священного, направленного на достижение определенной цели путешествия. Данный феномен представлен во многих мировых культурах. Паломничество обычно совершается как акт перехода человека в качественно новое состояние и предполагает глубокую внутреннюю концентрацию. В то же время паломничество представляется своеобразным творческим актом, позволяющим человеку выразить свои высшие, духовные устремления, реализовать внутренние потенциалы и наблюдать за тем, как окружающий мир на них «откликнется».

Наряду с различными формами духовной практики, методами целительства и предсказания событий ландшафтная арт-терапия имеет тесную связь с современным искусством, в частности, с такими его формами, как коллаж и ассамбляж, реди-мейд, инсталляция, лэнд-арт. Можно также обнаружить значительное сходство ландшафтной арт-терапии с определенными жанрами искусства фотографии и видеоарта.

Первые попытки представить найденные объекты в качестве произведений визуального искусства осуществил Марсель Дюшан. Наиболее скандально известными из его «готовых изделий» стали «Колесо от велосипеда» (1913), «Сушилка для бутылок» (1914), «Фонтан» (1917), представлявший собой обычный писсуар. С одной стороны, выставляя напоказ как произведения искусства найденные предметы, он эпатировал завсегдатаев художественных салонов начала века. С другой стороны, он по-своему реализовал традиционный для изобразительного искусства миметический принцип или принцип копирования и творческого преобразования реальности.

Предъявление готовых объектов как произведений искусства с тех пор стало обозначаться термином «реди-мейд». Нечто подобное также характерно для создаваемых модернистами (в особенности футуристами и дадаистами) коллажных композиций, нередко включавших готовые предметы. В дадаизме, например, объемные аппликации на дереве и картоне, представляющие собой композиции из обрывков тряпья, трамвайных билетов, пучков волос, обломков детских игрушек и дамских корсетов, создавали Ганс Арп и Курт Швиттерс. Позднее в зрелом модернизме «открытая» ранними модернистами художественная технология обрела программный статус у Роя Лихтенштейна.

Использование художниками найденных предметов ознаменовало наступление радикального переворота в искусстве, водораздел между культурой и посткультурой. Такие предметы вошли в качестве составных элементов в произведения почти всех направлений визуально-пластического искусства второй половины ХХ века, стали неотъемлемой частью инсталляций, ассамбляжей, перформансов, хэппенингов и других форм современного искусства.

Стилистика жанра «реди-мейд», будучи переосмысленной, в контексте постмодернистского искусства, легла в основу парадигмальной фигуры «украденного объекта» в постмодернизме. Жанр «реди-мейд» сыграл важную роль в утверждении в современном искусстве таких его фундаментальных признаков, как интертекстуальность, программная коллажность и ацентризм вербальных сред. Кроме того, этот жанр вполне согласуется с постмодернистской трактовкой художественного произведения или текста как конструкции.

Ландшафтная арт-терапия также может быть осмыслена в контексте такого явления современного искусства, как лэндарт. Термин «лэндарт» (буквально «искусство земли») был введен американским художником Робертом Смитсоном для обозначения нового художественного движения, возникшего в конце 1960-х годов в США. В искусстве лэндарта окружающая среда неразрывно связана с произведением визуально-пластического искусства. Произведение фактически включено в среду и из нее же создается художником, чаще всего на основе использования естественных природных материалов – земли, скал, камней, листьев, веток и т. д. Иногда подобные произведения могут включать материалы и объекты неприродного происхождения – бетон, металл и другие, а также минеральные пигменты. Чаще всего произведения лэндарта находятся под открытым небом, на большем или меньшем удалении от мест обитания человека.

Техники и формы реализации ландшафтной арт-терапии многообразны. Она может проводиться с детьми, подростками и взрослыми, в том числе людьми пожилого и преклонного возраста. Отдельные ландшафтные техники могут быть включены в программу индивидуальной, групповой или семейной арт-терапии, наряду с другими видами творческой работы. Возможна также реализация специальных программ ландшафтной арт-терапии, имеющих развивающую, профилактическую или лечебно-реабилитационную направленность.


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.