Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диагностические методики



 

Диагностика деятельности ДОО. Мониторинг.

           

“В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально – психологические изменения в группе, формирование отношений детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности”.
Щуркова Е.Н.

Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика.

Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня (например, воспитанности). В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой.

Диагностика (от греч. “диа” – прозрачный и “гнозис” – знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый)

Значение диагностики в области развития, в воспитательной системе аналогично значению хорошо поставленного “прояснения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.

Задачи диагностики:

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.
2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.
3. Установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий.
4. Определение перспектив развития свойства (качества).
5. Разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.
6. Выработка рекомендаций (для ребенка или группы детей).
7. Определение одаренности ребенка, его задатков, индивидуальных способностей с целью принятия своевременных мер по их развитию.
8. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.

Перечисленные задачи являются общими для педагогической диагностики.

Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет:

- кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности),

- при каких условиях (воспитательная ситуация),

- кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка),

- какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Виды диагностики по объемному показателю: полная и частичная.

По алгоритму последовательности:

· предварительная (вводная),

· промежуточная,

· итоговая (конечная).

Цель вводной: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

Цель промежуточной: оценка эффективности педагогических (воспитательных) воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

Цель итоговой: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

Как изучать учеников и класс как группу?

 Наука предлагает педагогу большой арсенал методов диагностики – простых, нетрудоемких, интересных для воспитанников и одновременно надежных. Формы педагогической диагностики очень разнообразны, наиболее часто используемые в современной диагностике системы воспитания:

· наблюдение,

· беседа,

· анкетирование,

· моделирование,

· социометрические и проективные методы,

· анализ документов и работ воспитанников,

· метод незаконченных предложений,

· рисование,

· метод столкновения взглядов, позиций,

· тестовые задания,

· ведение дневника наблюдений за ребенком,

· конкурсы,

· выставки творческих работ детей и т.д.

Правила проведения диагностики:

1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность.
2. Обследование проводится в течение 15–30 минут (в зависимости от возраста детей и задач исследования).
3. Испытываемые должны быть поставлены в одинаковые условия.
4. Следует принимать ребенка таким, какой он есть. Не оценивать его, не комментировать его ответы, не выражать недоумения, радости или порицания.
5. Результаты обследования должны обязательно фиксироваться.
6. Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит выстроить эффективную программу образовательного процесса.
7. В существующих многочисленных методиках диагностики качества обучения и воспитания школьников зачастую берутся критерии самой педагогической деятельности: ее содержание, направленность, качество исполнения, действенность влияния безотносительно к ребенку. Это непродуктивно: изучать ребенка и сам процесс его воспитания по разным показателям и разным методикам. Воспитанность школьника и есть основной показатель эффективности педагогической деятельности. Эта установка является отправной в теории современной педагогической диагностики. В сфере воспитания такая методика пока еще только намечается.
Таким образом; психолого-педагогическая диагностика – это оценочный процесс, направленный на изучение индивидуально-психологических особенностей детей и социально-психологических особенностей детского коллектива с целью оптимизации воспитательной деятельности.

Среди наиболее доступных и удобных в обработке диагностических методик выделяются анкеты, тесты, игры, методы «Неоконченных предложений», «Недописанных тезисов», «Альтернативных тезисов».

Учитывая особенности развития детского объединения, его традиции, уровень сформированности детского коллектива, тип взаимоотношений между членами д/о, старшие вожатые могут самостоятельно составлять диагностические методики, исходя из решаемых проблем.

Как составить анкету?

1. Содержание: - определить основную задачу-проблему; - расчленить ее на составляющие, предположив, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы.

 2. Типы вопросов: - вопросы могут быть открытыми (ответы «да», «нет»), закрытыми (предполагают свой ответ), полузакрытыми (предполагают выбор одного или нескольких предложенных вариантов); - в одной анкете желательно употреблять вопросы одного типа; - формулировка вопросов должна быть короткой, ясной, простой, однозначной.

3. Структура анкеты: - начинать нужно с простых вопросов, переходя к более сложным; - вопросы группируются по смыслу.

 4. Оформление анкеты. - Начало: обращение к участникам, инструкция по заполнению. - Собственно анкета. - Конец: слова благодарности за участие.

5. Варианты ответов на вопросы анкеты: - Да или Нет; - Да, Нет, Иногда, Не знаю; - Свои ответы; - Выбор предложенных вариантов.

 6. Способы предъявления анкеты: - аудиальный (на слух); - визуальный (печатный вариант).

 

 

Диагностические методики

Среди наиболее доступных и удобных в обработке диагностических методик выделяются анкеты, тесты, игры, методы «Неоконченных предложений», «Недописанных тезисов», «Альтернативных тезисов».

1). «Недописанный тезис», например: - Быть лидером – значит… - Чтобы быть лучшей д/о, надо… и т. д. Задание: дописать предложенный тезис.

2). «Альтернативный тезис», например: - Ответственность – это свобода - Ответственность – это неволя. и т. д. Задание: выбрать один из двух вариантов.

3). «Незаконченное предложение», например: - Если я поступил неправильно, то… - Когда я затрудняюсь в принятии решения, я обращаюсь к … и т. д. Задание: закончить предложение.

 Предлагаемые методики можно использовать в работе с д/о при изучении взаимоотношений, подведении итогов работы за определенный период, выборе актива д/о и др.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.