|
|||
Диагностические методикиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Диагностика деятельности ДОО. Мониторинг.
“В работе с детьми педагогу – практику необходимо уметь прослеживать социально – психологические изменения в группе, формирование отношений детей; ценностные приобретения и характерологические продвижения. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, он должен уметь регулярно производить анализ воспитательных результатов, как всякий деятельный субъект, сопоставляющий полученный продукт с целью деятельности”. Итак, рассмотрим, что стоит за понятием диагностика. Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня (например, воспитанности). В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. Диагностика – область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня развития, достигнутого индивидом или группой. Диагностика (от греч. “диа” – прозрачный и “гнозис” – знание) – Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. (И.П.Подласый) Значение диагностики в области развития, в воспитательной системе аналогично значению хорошо поставленного “прояснения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится к психологическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности. Задачи диагностики: 1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства. Перечисленные задачи являются общими для педагогической диагностики. Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей. Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: - кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), - при каких условиях (воспитательная ситуация), - кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), - какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания). Виды диагностики по объемному показателю: полная и частичная. По алгоритму последовательности: · предварительная (вводная), · промежуточная, · итоговая (конечная). Цель вводной: выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы. Цель промежуточной: оценка эффективности педагогических (воспитательных) воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы. Цель итоговой: выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности. Как изучать учеников и класс как группу? Наука предлагает педагогу большой арсенал методов диагностики – простых, нетрудоемких, интересных для воспитанников и одновременно надежных. Формы педагогической диагностики очень разнообразны, наиболее часто используемые в современной диагностике системы воспитания: · наблюдение, · беседа, · анкетирование, · моделирование, · социометрические и проективные методы, · анализ документов и работ воспитанников, · метод незаконченных предложений, · рисование, · метод столкновения взглядов, позиций, · тестовые задания, · ведение дневника наблюдений за ребенком, · конкурсы, · выставки творческих работ детей и т.д. Правила проведения диагностики: 1. Установление контакта между педагогом и ребенком. Доверительная атмосфера, доброжелательное отношение, внимание, подлинная заинтересованность. Среди наиболее доступных и удобных в обработке диагностических методик выделяются анкеты, тесты, игры, методы «Неоконченных предложений», «Недописанных тезисов», «Альтернативных тезисов». Учитывая особенности развития детского объединения, его традиции, уровень сформированности детского коллектива, тип взаимоотношений между членами д/о, старшие вожатые могут самостоятельно составлять диагностические методики, исходя из решаемых проблем. Как составить анкету? 1. Содержание: - определить основную задачу-проблему; - расчленить ее на составляющие, предположив, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. 2. Типы вопросов: - вопросы могут быть открытыми (ответы «да», «нет»), закрытыми (предполагают свой ответ), полузакрытыми (предполагают выбор одного или нескольких предложенных вариантов); - в одной анкете желательно употреблять вопросы одного типа; - формулировка вопросов должна быть короткой, ясной, простой, однозначной. 3. Структура анкеты: - начинать нужно с простых вопросов, переходя к более сложным; - вопросы группируются по смыслу. 4. Оформление анкеты. - Начало: обращение к участникам, инструкция по заполнению. - Собственно анкета. - Конец: слова благодарности за участие. 5. Варианты ответов на вопросы анкеты: - Да или Нет; - Да, Нет, Иногда, Не знаю; - Свои ответы; - Выбор предложенных вариантов. 6. Способы предъявления анкеты: - аудиальный (на слух); - визуальный (печатный вариант).
Диагностические методики Среди наиболее доступных и удобных в обработке диагностических методик выделяются анкеты, тесты, игры, методы «Неоконченных предложений», «Недописанных тезисов», «Альтернативных тезисов». 1). «Недописанный тезис», например: - Быть лидером – значит… - Чтобы быть лучшей д/о, надо… и т. д. Задание: дописать предложенный тезис. 2). «Альтернативный тезис», например: - Ответственность – это свобода - Ответственность – это неволя. и т. д. Задание: выбрать один из двух вариантов. 3). «Незаконченное предложение», например: - Если я поступил неправильно, то… - Когда я затрудняюсь в принятии решения, я обращаюсь к … и т. д. Задание: закончить предложение. Предлагаемые методики можно использовать в работе с д/о при изучении взаимоотношений, подведении итогов работы за определенный период, выборе актива д/о и др.
|
|||
|