|
|||
Белинский В.Г.. Разделение поэзии на роды и виды». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Белинский В.Г. «Разделение поэзии на роды и виды». Поэзия говорит не описаниями, а картинами и образами; поэзия не описывает и не списывает предмета, а создает его. (В. Г. Белинский) В.Белинский — русский критик, публицист, философ. Иван Тургенев говорил, что главной чертой его характера было «стремительное домогательство истины». Статьи Белинского для лучших журналов того времени — «Телескопа», «Отечественных записок», «Современника» — до сих пор считаются образцами критической литературы. Поэзия - высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое и есть звук, картина и определенное представление. Поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств. Поэзия представляет собою всю целость искусства, всю его организацию и, заключает в себе ясно и определенно все его различия. 1)Эпическая поэзия - осуществляет смысл идеи во внешнее организует духовный мир в совершенно определенных, пластических образах. Всё внутреннее глубоко уходит во внешнее, и обе эти стороны не видны отдельно друг от друга, но в непосредственной совокупности являют собой определенную, замкнутую в самой себе реальность - событие. Здесь не видно поэта, мир практически определенный, развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествованием того, что совершилось само собою. Здесь личность поэта является на первом плане.. С другой стороны, эти характеры не остаются в самих себе, но беспрерывно обнаруживаются и в практическом интересе открывают содержание внутренней стороны своего духа. В эпической поэзии выражается созерцание мира и жизни, как сущих по себе и пребывающих в совершенном равнодушии к самим себе и созерцающему их поэту или его читателю. «В лирической поэзии, - говорит Жан-Поль Рихтер, - живописец становится картиною, творец - своим творением». Эпическую поэзию можно сравнивать с образовательными искусствами - архитектурой, ваянием, живописью; лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой. · Эпическая поэзия употребляет образы и картины для выражения образов и картин, в природе находящихся. · Лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы. «Историческое в эпосе рассказывается; в драме предвидится или творится, в лире чувствуется или переживается», - говорит Рихтер. «Лирика есть жизнь и душа всякой поэзии». Без лиризма эпопея и драма были бы слишком прозаичны, холодны и равнодушны к своему содержанию. Драма же явилась как бы результатом эпоса и лиры. Несмотря на то, что в драме, как и в эпопее, есть событие, драма и эпопея диаметрально противоположны друг - другу по своей сущности. В эпопее господствует событие, в драме - человек. Герой эпоса - происшествие, герой драмы – человеческая личность. В эпопее событие представляет собою человека, заслоняет своим величием личность человеческую, отвлекает от нее наше внимание своим собственным интересом, разнообразием и множеством своих картин. В драме сила и важность события дает о себе знать, как «коллизия» или как то столкновение между естественным влечением сердца героя и его понятием о долге, которые не зависят от его воли, которых он не может ни произвести, ни предотвратить, но которых разрешение зависит не от события, но единственно от свободной воли героя. Власть события становит героя драмы на распутье и приводит его в необходимость избрать один из двух, совершенно противоположных друг другу путей для выхода из борьбы с самим собою. Пример эпического произведения, проникнутого драматическим элементом: повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Точно так же, как бывает драма в эпопее, бывает и эпопея в драме. У греков все роды поэзии, не исключая лирики, отличаются характером более или менее эпическим: ибо вся жизнь этого народа выразилась преимущественно в пластической содержательности. Трагедия греков особенно отличается эпическим характером, герой в трагедии не человек, а событие (Софокл «Антигона»). Была еще в старину так называемая описательнаяпоэзия. Целые огромные поэмы были посвящаемы описанию известных садов, местоположений, времен года и прочее. Была еще эпиграмматическаяпоэзия. В прошлом веке эпиграмма занимала почетное место в ряду других родов поэзии; поэты тогда только и писали, что эпиграммы. Теперь это - или шалость поэта, или его саркастический очерк. Во всяком случае, она относится не к искусству, а к беллетристике.
|
|||
|