Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Цезарь Кюи «Восточная мелодия»



Цезарь Кюи «Восточная мелодия»

 

1.  Цезарь Антонович Кюи (имя при рождении Цезарий-Вениамин Кюи; 6 [18] января 1835, Вильна — 26 марта 1918, Петроград) — русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки» и Беляевского кружка, заслуженный профессор фортификации, инженер-генерал (1906).

«Восточная мелодия» является оригинальным сочинением композитора для голоса в сопровождении фортепиано «Песни полные неги» на слова Н.Королькова. При адаптации нот для исполнения на инструментах были допущены изменения. В отличие от скрипичного исполнения, на домре заключительный мотив перед последним возвращением остинатной «ми», играется 1-2 октавах, когда на скрипке это исполняется октавой ниже.


  1. «Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” он вводит не только народные русские мелодии, но и арабские, персидские, турецкие, кавказские. Все эти восточные образы, созданные русскими композиторами в мировой музыке, часто так и называют - «Русский Восток».
    Характерными чертами для подобного жанра являются:
    - многочисленные распевы, убаюкивающие и завораживающие.
    - мелодический рисунок может быть волнистым, извилистым, напоминает тонкий узор, затейливый орнамент.
    - часто встречается мелодия плавная покачивающаяся, которая передает неторопливые, размеренные, женственные, мягкие и томные движения танцующих или же, наоборот, напоминает бурный восточный темперамент – с резкими акцентами на сильной доле, напоминают стремительные прыжки танцующих мужчин;– характерны темповые, динамические и регистровые контрасты, красочное звучание оркестра, близкое по тембру восточных народных инструментов.
    - гармонический минор

  2. Используется одна основная тема, которая переходит от солиста к концертмейстеру.

  3. Пьеса насыщена колоритными ритмическими особенностями: сочетание пунктирного ритма и ровных восьмых в приёме pizz. левой рукой; залигованные ноты; затактовое развитие мелодии и множество мелких, орнаментальных шестнадцатых, которые насыщают пьесу восточным колоритом. Так же есть имитация ударных инструментов у домры при помощи pizz.лев.р.

  4. Достаточно сложная ритмическая организация, множество маленьких пауз для дыхания, переливистые шестнадцатые в восточном стиле, пунктирный ритм и залигованные ноты.
    Всё это создаёт ощущение лёгкой, вьющейся мелодии, будто невесомой и не скованной жёсткими ритмическими рамками.

  5. Динамика сдержанная, не поднимается выше mf, если не считать коротких, акцентированных аккордов. Подвижное изменение звука при мелкой технике: динамика повторяет движение музыкальной нити.
    Темп Allegro ma non troppo (Не очень скоро), на протяжении пьесы выдерживается, есть небольшое замедление перед кодой, но достаточно быстро возвращается в a tempo.

  6. Данное произведение целесообразно использовать в педагогической практике. Подойдёт для учащихся выпускных классов, на ней можно закрепить мелкую технику на тремоло, охватить объём кантилены, игру пиццикато и освоить сложные ритмические рисунки.
    Так же «Восточная мелодия» Ц.Кюи учит ученика играть сложную музыку таким образом, чтобы она ощущалась лёгкой и не сбивать ритм, не смотря на замысловатый орнамент мелодии.

  7. Одной из главных трудностей для ученика будет являться потребность в мелком тремоло. Это необходимо развивать на гаммах и упражнениях, которые затрагивают мелкую технику и игру на тремоло, чтобы выработать выносливость рук необходимо играть их на f и ff.

    Следующей проблемой может оказаться ритм, необходимо пропевать с учеником мелодию; сыграть ему, чтобы у него был пример хорошего исполнения; найти достойную запись, чтобы он мог слушать дома; активно работать с метрономом.

    Так же проблемой может быть игра пиццикато, начинать надо аккуратно, чтобы не повредить пальцы и не получить мокрую мозоль. Выровнять звук пиццикато и игры медиатором. Выверить громкость акцентированных аккордов, чтобы они не торчали из общей фактуры.

    Самое важное и сложное в пьесе, это её лёгкость и невесомость, ученик должен успеть заранее освоить все технически сложные места и обыгрывать пьесу перед выходом на сцену, чтобы приобрести незатейливость и расслабление в звуке. Требуется определённая зрелость ученика.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.