Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прокофьева Александра 440 группа Александр Шалов Обработка русской народной песни «Играй, моя травушка»



Прокофьева Александра 440 группа Александр Шалов Обработка русской народной песни «Играй, моя травушка»

 

1. Александр Борисович Шалов (1927-2001) – исполнитель на балалайке, педагог, композитор. Создатель Ленинградской-Петербургской высшей профессиональной школы исполнительского мастерства на балалайке. Основатель класса балалайки в Ленинградской консерватории (1960), доцент (с 1970), профессор (с 1987), руководитель кафедры струнных народных инструментов (1981-95). Автор научно-методических работ и многочисленных обработок, переложений и сочинений для балалайки. Солист оркестра русских народных инструментов им. В. В. Андреева (1954-63). Участник Великой Отечественной войны, награжден медалью "За оборону Ленинграда". Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Лауреат Всероссийского конкурса композиторов (1989). Действительный член Петровской Академии наук и искусств (1997). Лауреат Золотой книги Санкт-Петербурга (1998).

Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.
Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. В некоторых древних и отчасти современных видах народной музыки она существует в синкретическом единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором.

Переложение для домры, в оригинале написана для хорового исполнения, возможен аккомпанемент под доступный, народный инструмент (гармоника, гусли, балалайка, домра, гудок и прочее)

 

2.Я не смогла найти текст к песне «Играй, моя травушка», но нашла схожую по мотиву народную песню «Трава, моя травушка», которая, возможно, являлась источником вдохновения данной обработки. Песня имеет ярко-выраженные танцевальные черты, задорный характер.


3.Вариационная форма

 

4.Не смотря на то, что изначально пьеса написана для балалайки, её удобно играть на домре. Требует от ученика большой выдержки. Залигованные ноты, чёткий ритм, сохранение плясового мотива.

 

5.Постоянная пульсация восьмых в басовой партии аккомпанемента. Фактура достаточно прозрачная, создаёт ритмическую основу для солиста. Часто встречается синкопированные элементы в партии концертмейстера. В партии солиста много мелкой техники, но, в основном, нет ритмических сложностей.

 

6.Темп оживлённый на протяжении всей пьесы, хотя есть небольшое rit. при возвращении основной темы, после второй части, музыка сразу возвращается в a tempo, после этого замедления.
Динамика подвижная, идёт постоянное изменение. Часто используется приём длительного cresc., а потом достаточно короткого dim., чтобы вновь начать наращивание звука. При помощи такого приёма музыка остаётся яркой, но громкий звук не утомляет ухо.
В средней части присутствуют маленькие вилочки, не идут больше двух тактов, создавая большую гибкость.

 

7.Данная пьеса на мелкую технику целесообразна для использования в педагогической практике, потому что она даёт возможность ученику старших классов музыкальной школы освоить игру мелкой техникой большими блоками, смену позиций и переход со струны на струну в оживлённом темпе. Так же в пьесе есть gliss. – данный приём может оказаться новым для ученика, в данной пьесе он достаточно удобно расположен, для освоения.

 

8.Трудности могут возникнуть в мелкой технике из-за большого массива шестнадцатых, для этого необходимо играть упражнения на выносливость. Для этого отлично подойдёт упражнения Шрадика; упрощённые упражнения Шрадика; гаммы с ритмическими группами на восьмые, триоль, квартоль, секстоль и октоль (начинать в медленных темпах, с простых групп на четверти, восьмые и триоли, постепенно усложняя задачу).
Так же необходимо заниматься укреплением правой руки, чтобы она не зажалась. Для этого можно добавить к гаммам игру тремоло по 4-8 четвертей на каждую ноту с акцентами, для уменьшения движения и обучения ребёнка расслаблять и напрягать руку во время игры, при необходимости.

Следующая проблема может возникнуть в средней части, когда после мелкой техники у нас возникает лирическая тема с залигованными восьмыми, на которых будет нужен штрих – короткое тремоло и удар вверх. Здесь важно не только сохранить ресурс правой, для красивого и короткого тремоло, но и чёткой ритмической организации, чтобы восьмые не превратились в пунктир.
Так же в средней части отчётливо заметна затактовая структура, которая вызывает проблемы у многих учеников, это надо будет пропевать, просчитывать и проигрывать отдельно.

Проблемой может стать и аккорд в конце произведения, который необходимо держать на тремоло около двух тактов. Игра по трём струнам требует отдельной отработки, чтобы медиатор полноценно затрагивал все струны. Можно дать ученику играть на тремоло тонический, субдоминантовый и доминантовый аккорды той гаммы, которую он проходит по программе.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.