Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сущность программности в начальном образовании. Задачи и функции программы. Принципы создания программы.



 

Грищенко Екатерина Владимировна

3 БППО ПСХ (ЗФО)

Практическое занятие 1
Тема: Процесс обучения младших школьников. Характеристика ведущих идей.

1. Исторические аспекты создания программ обучения в начальной школе.

Идея народного образования, общего для всех граждан, бесплатного и необходимого всех людей, стала лозунгом русской интеллигенции к началу XIX в., периоду, когда Россия испытывала острую необходимость в большом числе образованных людей. Система общего образования в России в начале XIX в. состояла из малых и главных училищ, созданных в 80-е годы XVIII в. 1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд. В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет.

В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния из советской школы убрали. Проводилась большая работа по согласованию содержания образования, единых учебных планов по предметам школьного курса, подготовке стабильных учебников. Создавались монографии, учебные пособия по проблемам обучения детей; исследованию, с целью совершенствования, была подвергнута методическая система преподавания различных предметов.

В конце 50-х и в 60-х гг. на первый план был выдвинут вопрос об ускорении развития, расширении познавательных возможностей детей под влиянием методов обучения и введения в процесс обучения нового, усложненного содержания. Переход к всеобщему среднему образованию (к. 70-х гг.) формально завершил длительный этап альтернативного и вариативного образования в стране. Установилась единая, строго регламентированная система школьного образования с невариативными содержанием и методами обучения, отраженными в единых учебных программах и планах. Трехлетняя начальная школа явилась ее первым звеном.

С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирование образования. С одной стороны, оно позволило открыть ряд новых, как общественных, так и частных школ, дало право государственным школам работать по индивидуальным и альтернативным программам; в определенной мере позволило освободить учителя от формальных моментов в работе и т.д. Восьмидесятые - девяностые годы стали для отечественной школы периодом постоянных преобразований, связанных с построением концепции новой школы. Получили развитие идеи личностного подхода к воспитанию; единства воспитания, обучения и развития, педагогики сотрудничества (В. Матвеев, В. Шаталов, Ш. Амонашвили, В. Ильин, С. Соловейчик). Был осуществлен эксперимент по обучению детей с шести лет. В условиях современного общества общеобразовательная школа претерпевает качественные изменения в связи с тем, что меняются приоритеты по отношению к развивающейся личности ребенка.

Сегодня ориентация не только на усвоение определенной суммы знаний, а главным образом на развитие общих учебных умений и компетенций младших школьников. Именно этой цели и позволяет достичь реализация одного из принципов развития об- разования — принципа вариативности.

С 1 сентября 2011 г. все образовательные учреждения России перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в котором установлен нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) — четыре года.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления; стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса; систему контроля и оценки уровня образования; систему финансирования; учебно-методическое обеспечение; систему воспитательной работы; учебный план и учебные программы; деятельность учащегося и преподавателя.

2. Сущность программности в начальном образовании. Задачи и функции программы. Принципы создания программы.

Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

1. формирование общей культуры, духовно­нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

2. обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

3. становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

4. обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

5. достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

6. обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

7. выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

8. организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности;

9. участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

10. использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

11. предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города).

Все программы базируются на основных принципах:

1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации. На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью. Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.