|
|||
Введение. Теоретическая частьВведение Целью данной курсовой работы по дисциплине «Проектирование в дизайне текстиля» является: разработать проекты жаккардовых тканей с ориентацией на заданный архитектурный объект общественного назначения. Для выполнения курсового задания надо решить следующие задачи: — произвести анализ отечественного и зарубежного обширного наследия текстильного дизайна, декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства; — изучить технологические особенности проектирования и производства жаккардовых тканей; — выполнить сбор материала по теме (с возможным включением фотоматериалов, адаптированных копий, тщательно проработанных графических зарисовок растительных, геометрических мотивов или тематических объектов в зависимости от выбранной темы курсовой работы); — проанализировать строение декоративных жаккардовых тканей и выполнить копии (утверждённые с руководителем) с образцов тканей, имеющих различные структуры и фактуры, передать разнообразными графическими средствами эффекты ткацких переплетений выбранных образцов рисунков; — разработать серию форэскизных предложений декоративных тканей для жилого интерьера, максимально раскрывающих дизайн-концепцию и образ проектируемого изделия; — в соответствии с утверждёнными форэскизами разработать предпроектные предложения, в которых необходимо найти композиционное, колористическое и стилистическое единство мотивов; произвести отбор художественно выразительных средств в соответствии с предполагаемой техникой выполнения проекта в материале; — на основе утверждённых предпроектных предложений выполнить два чистовых эскиза проекта декоративной ткани в натуральную величину, передать фактурные эффекты ткани, колористические разработки и возможные переплетения; — разработать форэскизы жилого интерьера с применением одной или нескольких декоративных жаккардовых тканей с соблюдением масштаба мотивов ткани (или тканей) по отношению к размерам пространства и предметам интерьера в нём; — выполнить один чистовой проект интерьера (в масштабе) с показом утверждённых проектов декоративных тканей.
Теоретическая часть Определение целевой аудитории Комплекс декоративных жаккардовых тканей «В саду с ангелами» предназначается для исторического интерьера помещения преимущественно в романском стиле: начиная от ресторана, заканчивая бывшим храмом, переделанным под отель. Мифы современности окрашивают эпоху средневековья в тяжелые и мрачные тона. Но стоит представить великолепные рыцарские турниры, величественные замки— воображение рисует образ удивительного периода развития культуры, подарившего миру романский стиль. Из-за своей массивной монументальности в современном интерьере он редко встречается в чистом виде. Но стилизованные варианты способны создать атмосферу доблестного рыцарства в ресторанах и клубах, в больших загородных домах и охотничьих домиках. Проект, разработанный автором, нацелен на сегмент людей среднего возраста (30-50 лет), имеющих стабильный средний или выше среднего доход, интересующихся культурой Средневекового периода. Представленный комплекс тканей предусматривается для оформления интерьера одной из спален отеля, который расположился в здании бывшей церкви Лондонской епархии. Анализ современных трендов Автором был произведен анализ современных трендов, проектных разработок и изделий в области текстильного дизайна или декоративно-прикладного искусства по данной теме. На выставке Heimtextil 2020, которая проводится в Европе с 1971 года, дизайнерами были представлены разнообразные направления интерьерных тканей от обивки для мебели и постельного белья, до ковров и ткацких полотен. Одной из ведущих тенденций на выставке была заявлена «Heritage Lux» Роскошь наследия. Обращение к прошлому. Именно с ориентировкой на эту тему в дальнейшем автор повел работу над проектом. Богатая отделка и палитра цветов, использование жаккардовых тканей. Современный человек неизменно обращается к истокам и тяготеет к ушедшим эпохам. В интерьерах царит любовь к великолепию, роскошной отделке и слегка перенасыщенному декору. Размышление о древней истории подводит к палитре с будуарным кроваво-красным, сапфировым и блестящим перламутром. [4] Учитывая тренды и собственные пожелания, а также опираясь на целевую аудиторию и заведение, для которого создавалась коллекция тканей, была начата работа над проектом.
Описание и характеристика текстильной техники проекта «Жаккардовыми называются ткани, выработанные на ткацком станке, оснащенном жаккардовой машиной. Их особенностью является раппорт, в строение которого может быть от 32 до 4000 различно переплетающихся нитей основы и утка. Это дает возможность выполнять ткани с рисунками различного масштаба и сложности, а также штучные изделия (картины, сумки, календари и т. д.). Жаккардовая машина дает возможность отдельно управлять каждой нитью основы или небольшими группами, благодаря чему есть возможность вырабатывать ткани со сложными рисунками вплоть до портретов и пейзажей. Техника жаккардового переплетения хранит в себе традиции ручного узорчатого ткачества, имеющие многовековую историю, начинающиеся в Древнем Китае, где более трех тысяч лет тому назад появился первый ткацкий станок. Постепенно шелковое ткачество распространялось на Ближний Восток, а с конца XVII в. и в Европу. В XVII в. первые попытки развития производства шелковых тканей были предприняты и в России. Выполнение тканей осуществлялось на ремизных станках вручную, что было трудоемким, дорогостоящим и длительным процессом. Такие ткани ценились очень высоко как за внешний вид, так и за сложность производства, а использовали их в основном для одежды царственных особ и церковного облачения. К началу XIX в. в России сложились три основных центра производства узорных тканей ручного ткачества — в Москве, Петербурге и Владимире, — и каждый из них обладал своим особенным стилем. Производимые на российских фабриках ткани не уступали по качеству изделиям всемирно известной Лионской мануфактуры. Изобретение в 1804 г. Жозефом-Мари Жаккаром (Жаккардом) машины для раздельного управления нитями основы ознаменовало начало новой эры в развитии узорного ткачества. До этого выработка узорчатых тканей была чрезвычайно сложной, так как подъем нитей основы, необходимых по рисунку, производился вручную. Благодаря изобретению Жаккара произошла модернизация выработки ткани, выраженная в автоматическом управлении каждой основной нитью или небольшой их группой. Это позволило вырабатывать ткани с узорами любой сложности, включая крупномасштабные рисунки, а также пейзажи и портреты, в раппорте которых количество различно переплетающихся нитей основы достигало 3–4 тысяч. К концу XIX столетия расцвет шелкового жаккардового ткачества охватил все европейские страны. Не менее значимым этапом усовершенствования выработки жаккардовых тканей стало относительно недавнее внедрение компьютерных технологий в работу станка на производстве. Новый метод художественного проектирования и программирования жаккардового рисунка с использованием компьютера позволил значительно сократить скорость таких технических процессов как создание раппорта рисунка, определение вида проборки аркатных шнуров в кассейную доску, расчет канвовой бумаги, выбор способа патронирования рисунка, составление полного технического расчета. Использование специальных графических программ позволяет облегчить и ускорить процесс от подготовки эскиза до выработки ткани. Преимуществом компьютерного проектирования является возможность создать большое количество вариантов рисунка на основе одного элемента или мотива — быстрее реализовать творческий замысел художника, чем при традиционном способе работы. Современные ткацкие предприятия оснащаются компьютерными технологиями для конструирования рисунков и дальнейшей выработки их в жаккардовых тканях. После создания художником рисунка в графической программе информация о каждом цвете и тоне в рисунке передается по специальному алгоритму на ткацкий станок, готовый к выработке текстильного полотна. Цветной дисплей позволяет увидеть рисунок в уменьшенном или увеличенном виде, откорректировать стыки раппортов, подобрать для каждого цвета соответствующее переплетение. Все это дает возможность художнику визуально представить будущую ткань и в значительно более короткие сроки, чем раньше, получить пробные метры ткани, выработанные на станке по его рисунку. Развитие новых технологий производства, появление новых текстильных материалов дает возможность разнообразить и расширить ассортимент жаккардовых тканей, благодаря этому быстро реагировать на смену тенденций моды и вырабатывать ткани на самом высоком художественном и техническом уровне». [1, c.7-9]
|
|||
|