Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Действующие в рамках данной модели органы судейского сообщества выполняют лишь отдельные функции органов, созданных по первой модели (Нидерланды, Канада, Германия, Австрия).



 

Семинар 20.05.2020

Цехановский Р.А.

1. Понятие, признаки и особенности судебной власти в зарубежных странах.

2. Черты англосаксонской и романо-германской судебных систем.

3. Конституционно-правовой статус судей в зарубежных странах.

4. Органы судейского сообщества в зарубежных странах.

1. Судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Осуществляется независимыми судами в соответствии с законом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная власть владеет признаками, которые отличают ее от других ветвей власти. Во-первых, она имеет конкретный (как правило, инцидентный) характер. По инициативе заявителя суд рассматривает и решает на основании норм права и от имени государства конкретные уголовные, гражданские, административные и другие споры, а также дела о конституционности и законности актов и действий государственных органов. Во-вторых, деятельность судебной власти происходит в границах строгой и тщательно регламентированной законом процедуры. В-третьих, судебная власть принадлежит судебным учреждениям, а осуществляется единолично судьей или судебной коллегией. Ее кадровый состав – судьи – создают особую профессиональную прослойку, так называемый судейский корпус, который имеет особый правовой статус (например, ст. 92 Основного закона ФРГ включает такое положение: "Судебная власть доверяется судьям"). Иначе говоря, судьи являются настоящими носителями судебной власти.

 

2. Англо-саксонская правовая система(семья), объединяет правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества Наций и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

Англосаксонская судебная система - эта система судов общей юрисдикции во главе с верховным судом, в работе которых широко используется судебный прецедент, несколько снижающий роль законодательства.
Здесь в судебном процессе судья пассивен, он только ведет заседание, а в уголовных делах, поскольку полномочия судьи и присяжных разделены, не решает вопроса виновности. Решение присяжных о виновности подсудимого принимается большинством или единогласно. В зависимости от вердикта присяжных судья назначает подсудимому наказание или оправдывает его.

Одновременно судья может и оспорить вердикт в вышестоящем суде.

Преобладает процессуальное право над вопросами материального права и отсутствует четкое отраслевое деление системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым).

 

В континентальной Европе наблюдается тенденция к полисистемности. Это значит, что в стране создается несколько независимых друг от друга систем судов со своими высшими органами. Поэтому лишь взятые в целом, они представляют собой «общие суды».

При этой системе судебный прецедент применяется очень редко. Здесь работа судов определяется кодифицированным законодательством; судья активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; «судьи из народа» или как их еще называют «непрофессиональные судьи» участвуют вместе с судьей в определении наказания; наряду с апелляцией используется кассационный и ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской системе.

Таким образом, к чертам романо-германской правовой системы можно отнести: доминирование НПА, как основного источника права и наличие чёткого отраслевого деления норм права, т.е. подразделяется на две подсистемы: частное и публичное.

 

3. К числу основополагающих принципов, которые составляют основу правового статуса судей, относятся: назначаемость, несменяемость и независимость судей, судейская несовместимость.

В конституциях и законодательных нормах о правовом статусе судей чаще всего не указывается, на какой срок производится назначение. В сочетании с принципом несменяемости такая формула понимается как бессрочное или пожизненное назначение. Однако "пожизненность" не следует понимать буквально. Как правило, устанавливается, что карьера судьи прекращается по достижении определенного возрастного предела. Ее может прервать физическое состояние судьи, не позволяющее нормально осуществлять судебную деятельность, а также совершение преступления или серьезного дисциплинарного проступка или грубое нарушение этических и моральных норм.

В соответствии с принципом несменяемости, подтвержденным всеми действующими конституциями, лицо, назначенное на судебную должность, нельзя без его согласия не только отстранить или уволить, но и перевести на другую должность, ни на более низкую, ни на более высокую. Этот принцип практически означает невозможность смещать, временно отстранять от должности, перемещать или заставлять судей раньше установленного срока уходить в отставку.

Независимость, пожалуй, самый широкий из всех конституционных принципов, определяющих правовой статус судей и тесно взаимосвязанных друг с другом. В той или иной форме — по большей части прямо — он провозглашен почти всеми конституциями. В сущности, и пожизненное назначение, и несменяемость подчинены задаче обеспечения независимости суда и высокого профессионального уровня судей.

Независимость судей означает, что при осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом и никто не вправе давать им какие-либо указания, а тем более оказывать прямое или косвенное давление. Судья не обязан давать кому-либо официальные разъяснения по существу рассмотренного им или находящегося в его производстве дела. Вмешательство в деятельность судьи при осуществлении им своих полномочий любых должностных лиц может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. Не могут издаваться законы и иные акты, умаляющие независимость судей.

Еще одним конституционным принципом, характеризующим правовой статус судьи, является принцип несовместимости. Это запрет судьям, а точнее, всем относимым к корпусу магистратов занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях и магистратуре содержат специальные разделы или группы статей, говорящие о несовместимости.

4. В Европе в настоящее время существуют "две основные модели организации органов судейского сообщества. Выделяются южноевропейская и североевропейская модели структурирования взаимоотношений между органами судейского сообщества и исполнительной властью, с одной стороны, и судами - с другой.

Южноевропейская модель отличается следующими чертами:

- правовой статус органа судейского сообщества регламентирован в Конституции,

- основной целью деятельности органа судейского сообщества является защита и усиление независимости судебной власти,

- компетенция сосредоточена в области отбора, назначения и карьерного роста судей.

Данная модель организации органов судейского сообщества существует во Франции, Италии, Испании и Португалии.

Североевропейская модель характеризуется:

- наделением органов судейского сообщества весьма обширными функциями по администрированию судебной системы (надзор за регистрацией поступающих дел, обеспечение единообразия судебной практики, контроль за качеством рассмотрения дел и т.п.),

- по управлению хозяйственной деятельностью судов, в также важными бюджетными функциями.

Данная модель представлена в настоящее время в Швеции, Ирландии, Дании и Норвегии.

Если страны Западной Европы достаточно четко следуют данной классификации, то другие страны мира при построении собственных систем органов судейского сообщества зачастую заимствовали черты обеих моделей в различном сочетании. Варианты данных моделей можно обнаружить в Восточной и Центральной Европе, Латинской Америке. Данная классификация не является всеобъемлющей и не позволяет выстроить всю систему органов, отвечающих за обеспечение надлежащего функционирования судебной власти.

В зависимости от того, как государства структурируют и распределяют осуществление следующих функций между указанными органами, возможно выделить несколько моделей организации органов судейского сообщества.

1. Существует один или несколько органов судейского сообщества, ответственных за выполнение функций главным образом в области выдвижения, назначения и карьерного роста судей, привлечения их к дисциплинарной ответственности, обучения и повышения их квалификации. При этом основные функции в области финансирования, администрирования и управления судебной системой осуществляет исполнительная власть, чаще всего министерство юстиции либо подотчетное ему ведомство (Франция, Италия, Испания, Португалия, Болгария, Польша, некоторые страны СНГ).

2. Действующие в рамках данной модели органы судейского сообщества выполняют лишь отдельные функции органов, созданных по первой модели (Нидерланды, Канада, Германия, Австрия).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.