|
|||
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ЖАНРУ ИНСТРУКЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕСтр 1 из 2Следующая ⇒
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ЖАНРУ ИНСТРУКЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ М. В. Костина
В обновленных образовательных стандартах, которые войдут в жизнь российского образования в 2022 году, отмечается необходимость обучения учащихся умению составлять тексты официально-делового стиля – расписке, инструкции, объявлению и др. Инструкция как жанр текста представляет собой один из распространенных видов коммуникации повседневной жизни современного общества, инструктирующий текст занимает важные позиции в социальной, научной, технической и бытовой сферах. Слово «инструкция» пришло из латинского языка (instruction), что означает наставление, производное от глагола instruere - наставлять, обучать. Инструкция – многозначное слово, под которым понимается в толковых словарях следующее: «1. Акт, регламентирующий выполнение какого-либо рода деятельности; 2. Указание о порядке выполнения какой-либо работы и т. д.» (Толковый словарь под ред. А.Е. Евгеньевой) [27, с. 483]; «1. Свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь. 2. Руководящее указание. Давать, получать инструкции». (Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)[32, с. 321]; «совокупность правил осуществления определенных видов деятельности проведения работ, служебного поведения, изложенных в специальных нормативных документах (инструкциях). Инструкции призваны, с одной стороны, конкретизировать, разъяснять, дополнять изданные в стране законодательные и нормативные акты, постановления и, с другой стороны, инструктировать исполнителей о том, как они должны действовать в тех или иных ситуациях (экономический словарь). Таким образом, под инструкцией понимается прежде всего документ, регламентирующий деятельность, свод правил, наставления, указания для реализации какой-либо цели, деятельности. С точки зрения речевой деятельности инструкция – это высказывание, призванное «выделить последовательность действий в пределах события, определить способ и правила» их осуществления. Жанр инструкции ассоциируется прежде всего с официально-деловым стилем речи, хотя возможности этого жанра более широкие, инструктивные тексты создаются в других стилях речи. Инструктивные тексты активно и широко используются в учебной литературе (задания в учебниках, дидактический материал, в которых определяется последовательность действий, памятки, образцы языковых разборов), в заданиях к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и другим предметам. Инструктивные тексты звучат в речи учителя и взрослых. Учащиеся интуитивно овладевают такими текстами, читая задания в учебниках или методических пособиях, слушая речь учителя, побуждающего к выполнению действий. Однако само знакомство учащихся как с термином и понятием, так и признаками речевого жанра, его лингвистическими чертами стало осуществлять в последнее время только в материалах одного учебника по русскому языку под ред. Н.М. Шанского (авторы:Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина и др.). Следует сказать, что с инструктивными текстами учащиеся встречаются значительно раньше, поэтому к 8 классу они готовы к восприятию текстов жанров инструкции и способны их создавать в своих высказываниях. Знакомство с данным жанром на уроках русского языка происходит в 8 классе после изучения темы «Неопределенно-личные предложения». При обучении жанру учащиеся овладевают односоставными предложениями, учатся их находить в тексте языковые - синтаксические – приметы типа текста-инструкции, а также составлять собственные тексты инструктивного характера на разные темы. В различных классификациях письменных работ по русскому языку выделяют несколько жанров один из которых инструкция. Следует отметить, что не все методисты выделяют ее. В свою очередь М.М. Бахтин речевой жанр инструкции относится к «вторичному», который создается заранее под определенные тематические рамки и имеют сложную форму коммуникации. Инструкция – это комплексный жанр, который можно разделить на ряд таких элементарных речевых жанров, как, например, сообщение, побуждение, предупреждение и т.д. [5, с. 58] Инструкция относится к официально-деловому тексту технического содержания и имеет стандартизированную форму. Это массово ориентированный жанр, поэтому большое количество руководств по эксплуатации широко употребляется в сфере обыденного общения. Такая дуальность, двунаправленность (официальность текста и неофициальность обстановки использования) во многом определила жанровую специфику данного вида текстов.Являясь жанром делового общения, инструкция для пользователей не имеет статуса служебного документа. В связи с этим ее составителям предоставлена большая свобода в организации текста. При анализе учебников и учебных пособий по русскому языку с точки зрения наличия в них инструктивных текстов и работы с ними можно отметить, что методисты при составлении программы не оставляют данный жанр незамеченным. Упражнения, связанные с темой инструкции содержаться не только в параграфе «Инструкция», но и во всем курсе изучения русского языка. Задания могут содержать различные формулировки, ответы могут быть как устными, так и письменными, а так же могут быть представлены в виде текста или плана, содержащего пункты. Выделяют разные типыинструкций: учебные тексты, должностные, ведомственные, потребительские инструкции, инструкции к товарам промышленного производства, памятки, рецепты и др. в учебниках Русского языка содержаться следующие упражнения по представленной теме: При работе непосредственно с тексом предоставляется определенная инструкция в виде плана анализа. Вот примерный план анализа текста любого типа речи: 1. Выразительное чтение текста. 2. Словарная работа. 3. Тема текста. 4. Идея текста. 5. Тип текста. 6. Стиль текста. 7. Выразительные средства речи и их роль. Работа с толковым словарём в 7 классе так же включает в себя определенную инструкцию, последовательность действий: 1.Найдите слово в словаре. 2.Определите, какое значение подходит. 3.Прочитайте это значение и перескажите его партнёру. 4.Составьте несколько предложений со словом в этом значении. 5.Так же проработайте остальные значения (кроме технических и специальных). 6.Проясните происхождение слова. Явной работой с жанром инструкции может служить следующее задание: составьте и запишите две инструкции по эксплуатации бытовой техники (микроволновой печи, мультиварки, посудомоечной машины, кондиционера, музыкального центра, цифровой видеокамеры…). В одной из инструкций используйте односоставные безличные предложения (можно…, нельзя…, нужно…), а в другой – определённо-личные предложения с глаголами в форме повелительного наклонения (не распыляйте…, не прикасайтесь…, выбрасывайте…, разрежьте…) Нами разработана методика обучения жанру инструкции на уроках русского языка. Для начала проводится работа с текстом, после которой проводится беседа, подводящая учащихся к ознакомлению с жанром инструкции, её характеристиками. В структуру урока, на этапе актуализации знаний можно составить памятку, в которой будут описаны языковые средства выражения жанра грамматические, лексические и структурные особенности жанра инструкции. На этапе первичного закрепления ведется работа с текстами. Ученики, опираясь на памятку, доказывают, что тот или иной текст относится к жанру инструкции. Предложена работа с инструктивными текстами на уроках русского языка по заданиям: доказать, что приведенный текст является инструкций или написать собственную инструкцию. Прочитайте предложения в упражнении №193. 1. (Не)подвергайте тел..визор воздействию очень высоких и очень ни..ких т..мператур. 2. (Не)прол..вайте на тел..визор какие(либо) жидкости. 3. Если тел..визор был повр..ждён (не)р..монтируйте его сам..стоятельно. 4. (Во)время грозы отсоедините тел..визор от электросети и от анте(н, нн)ого кабеля. -Что они собой представляют? Инструкцию- руководство к действию. -Определите тип односоставных предложений. Опред.-личные. -В какой форме употреблён глагол, которым выражен главный член? 2 л., мн.ч., наст.в. -Продолжите перечисление мер предосторожности при эксплуатации телевизора. Какого типа односоставные предложения вы употребите? Опред.-личные. Итоговым результатом может быть не только текст, но и план. В одном из разработанных нами заданий учащимся предлагается составить инструкцию-кластер при выборе написания гласной в чередующихся корнях. Интересным заданием может быть написание краткой памятки (5-7 пунктов) о том, как писать письма, но воспользоваться нужно текстом, который приведён в учебнике. Таким образом, из текста получится инструкция по написанию письма. Еще одним заданием для старшеклассников может быть сопоставление и сравнение планов-инструкций. Формулировка самого задания может звучать следующим образом: «Прочитайте отзыв повести «Сын полка» В. П. Катаева. Составьте план, по которому составлен представленный отзыв. Сопоставьте ваш план с приведенным ниже. Внесите, если это необходимо, уточнения в свой план». На уроках русского языка могут быть представлены различные задания и их формулировки по теме «Инструкция». Упражнения могут относится не только к русскому языку, но и к другим школьным предметам, а так же может быть задействовано внешкольное время ребенка, что бы задания были разнообразными и заинтересовали ребенка.
|
|||
|