|
|||
За дровами мы идем. Вместе пилим мы бревно,. Очень толстое оно.. Много надо напилить.. Чтоб дрова полезли в печку,. А теперь их соберём. После тяжкого труда ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 За дровами мы идем И пилу с собой несём(ходьба). Вместе пилим мы бревно, Очень толстое оно. Чтобы печку протопить, (делают движения, повторяющие движения пильщиков) Много надо напилить. Чтоб дрова полезли в печку, Их разрубим на дощечки, («колют дрова») А теперь их соберём И в сарайчик отнесём, (наклоны) После тяжкого труда Надо посидеть всегда (садятся на стульчики) Итак, печь обогревала дом. — А для чего еще нужна была печь? (Предположения детей.) — Попробуйте сами догадаться, для чего еще нужна была печь. (Предположения детей.) Вы правильно сказали, что в печи готовили еду, пекли хлеб. В печке есть одно большое отверстие, в которое ставят еду. Оно называется устье. — Что хозяйка ставит в устье печи? (Горшок с едой.) Да, это горшок, но он не глиняный, а из металла, чугуна. Поэтому его называют чугунок. — Чем чугунок отличается от кастрюли? (Унего нет ручек.) — А как же хозяйка ставит чугунок в печь, если у него нет ручек? (Ответы детей.) Для того, чтобы поставить горшок в печь, пользовались специальным приспособлением. Называетсяонухват, отсловахватать. Это длинная ручка, на конце которой находится металлическое полукольцо. Посмотрите, возле печки стоит несколько ухватов. — Как выдумаете, зачем хозяйке так много ухватов? (Для разных чугунков, потому что они все разных размеров.) Обратите внимание, хозяйка ставит ухват с чугунком на специальные колесики. — Как вы думаете, для чего? (На длинной ручке очень тяжело удержать чугунок, а колесики помогают поставить его в печь.) Некоторые из вас заметили старенького дедушку, который спит на печи. А почему на печке и около нее спали? (Потому что там было тепло.) — А для чего служит верхняя часть печки? Вы видите там различные мешки, корзину? (Там хранили крупу, сухие грибы, травы.) А еще в печи мылись и парились. — Как же мылись и парились в печи? (Предположения детей.) После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами вперед, чтобы не задохнуться и вовремя вылезти, и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Посмотрите на иллюстрацию. В боковой стене печи сделаны небольшие углубления. — Как вы думаете, для чего они нужны? (Предположения детей.) В них обычно сушили мокрые рукавицы, мелкие щепки — лучину, которой разжигали печь. Печь очень любили, относились к ней, как к живому существу. Говорили о ней только самые добрые слова. В русском языке много разных поговорок и пословиц о печи. — Как вы понимаете поговорку: «Печь нам, как мать родная!». (Рассуждения детей.) То есть, печь, как мама, давала людям тепло, мыла их и кормила. — Почему люди говорили: «На печи все красное лето»? (Потому что на печи всегда тепло, в любое время года, стоит только ее растопить.) — К печи относились, как родной матери. А как это? (Слюбовью, заботливо, уважительно, бережно.) К печке относились с уважением. Грехом считалось класть в печь что-нибудь грязное, плевать на печь и даже ругаться там, где стояла печь. На ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы у печи было, что есть и пить. Сегодня мы с вами узнали о самом главном и необходимом в доме в древней Руси. Что же это? (Печь.) — Какое место занимала печь в доме? (Почетное.) — Почему? — Вспомните, какие же профессии были у печки. (Ответы детей.) Да, печь обогревала дом, в печи готовили еду, пекли хлеб, на печи спали, на печи сушили разные травы, на печи можно было посушить мокрые вещи, в печке даже мылись. Вот сколько профессий было у печки. — Вспомните, как люди относились к печке? (Ответы детей.) — А кто запомнил, как называется посуда, в которой готовили в печи? (Чугунок.) А приспособление, с помощью которого чугунок задвигал в печь? (Ухват.) А сейчас нам пора возвращаться в нашу группу. Вот мы и вернулись, а теперь приготовите карандаши и нарисуйте русскую печь. Итог занятия: Выставка работ детей. Воспитатель. Какие замечательные печки вы нарисовали! Все молодцы!
Список литературы 1. Алешина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».Издательство: Перспектива» 2011. 2. Данилина Г.Н. « Дошкольнику – об истории и культуре России», М 2004. 3. Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. М. Просвещение 1987
|
|||
|