Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





За дровами мы идем. Вместе пилим мы бревно,. Очень толстое оно.. Много надо напилить.. Чтоб дрова полезли в печку,. А теперь их соберём. После тяжкого труда



За дровами мы идем

И пилу с собой несём(ходьба).

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить, (делают движения, повторяющие движения пильщиков)

Много надо напилить.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки, («колют дрова»)

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём, (наклоны)

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда (садятся на стульчики)

Итак, печь обогревала дом.

— А для чего еще нужна была печь? (Предположения детей.)

— Попробуйте сами догадаться, для чего еще нужна была печь. (Предположения детей.)

Вы правильно сказали, что в печи готовили еду, пекли хлеб. В печке есть одно большое отверстие, в которое ставят еду. Оно назы­вается устье.

— Что хозяйка ставит в устье печи? (Горшок с едой.)

Да, это горшок, но он не глиняный, а из металла, чугуна. Поэто­му его называют чугунок.

— Чем чугунок отличается от кастрюли? (Унего нет ручек.)

— А как же хозяйка ставит чугунок в печь, если у него нет ручек? (Ответы детей.)

Для того, чтобы поставить горшок в печь, пользовались специ­альным приспособлением. Называетсяонухват, отсловахватать. Это длинная ручка, на конце которой находится металлическое по­лукольцо. Посмотрите, возле печки стоит несколько ухватов.

— Как выдумаете, зачем хозяйке так много ухватов? (Для раз­ных чугунков, потому что они все разных размеров.)

Обратите внимание, хозяйка ставит ухват с чугунком на специальные колесики.

— Как вы думаете, для чего? (На длинной ручке очень тяжело удержать чугунок, а колесики помогают поставить его в печь.)

Некоторые из вас заметили старенького дедушку, который спит на печи. А почему на печке и около нее спали? (Потому что там было тепло.)

— А для чего служит верхняя часть печки? Вы видите там раз­личные мешки, корзину? (Там хранили крупу, сухие грибы, травы.)

А еще в печи мылись и парились.

— Как же мылись и парились в печи? (Предположения детей.)

После топки из печи удаляли угли, хорошенько подметали и на­стилали солому. Любитель попариться залезал в печь ногами впе­ред, чтобы не задохнуться и вовремя вылезти, и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если надо было поддать пару, прыска­ли водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березо­вым веником.

Посмотрите на иллюстрацию. В боковой стене печи сделаны не­большие углубления.

— Как вы думаете, для чего они нужны? (Предположения детей.)

В них обычно сушили мокрые рукавицы, мелкие щепки — лучи­ну, которой разжигали печь.

Печь очень любили, относились к ней, как к живому существу. Говорили о ней только самые добрые слова. В русском языке много разных поговорок и пословиц о печи.

— Как вы понимаете поговорку: «Печь нам, как мать родная!». (Рассуждения детей.)

То есть, печь, как мама, давала людям тепло, мыла их и кормила.

— Почему люди говорили: «На печи все красное лето»? (Потому что на печи всегда тепло, в любое время года, стоит только ее расто­пить.)

— К печи относились, как родной матери. А как это? (Слюбо­вью, заботливо, уважительно, бережно.)

К печке относились с уважением. Грехом считалось класть в печь что-нибудь грязное, плевать на печь и даже ругаться там, где стояла печь. На ночь в печи оставляли полено и горшок с водой, чтобы у печи было, что есть и пить.

Сегодня мы с вами узнали о самом главном и необходимом в доме в древней Руси. Что же это? (Печь.)

— Какое место занимала печь в доме? (Почетное.)

— Почему?

— Вспомните, какие же профессии были у печки. (Ответы детей.)

Да, печь обогревала дом, в печи готовили еду, пекли хлеб, на печи спали, на печи сушили разные травы, на печи можно было посу­шить мокрые вещи, в печке даже мылись. Вот сколько профессий было у печки.

— Вспомните, как люди относились к печке? (Ответы детей.)

— А кто запомнил, как называется посуда, в которой готовили в печи? (Чугунок.) А приспособление, с помощью которого чугунок задвигал в печь? (Ухват.)

А сейчас нам пора возвращаться в нашу группу. Вот мы и вернулись, а теперь приготовите карандаши и нарисуйте рус­скую печь.

Итог занятия: Выставка работ детей.

Воспитатель. Какие замечательные печки вы нарисовали! Все молодцы!

 

 

Список литературы

1. Алешина Н.В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».Издательство: Перспектива» 2011.

2. Данилина Г.Н. « Дошкольнику – об истории и культуре России», М 2004.

3. Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. М. Просвещение 1987



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.