|
|||
Практическое занятие 8. СловосочетаниеСтр 1 из 2Следующая ⇒ Практическое занятие 8. Словосочетание Выполнить все задания, выделенные красным. Цели: 1) закрепить и углубить понятие о словосочетании как единице синтаксиса, строительном материале языка; 2) учиться выделять главные и зависимые компоненты в словосочетании, ставить вопрос от главного к зави- симому, определять тип словосочетания по главному слову, тип связи ком- понентов словосочетания; 3) учиться отличать словосочетания от сочетаний слов, которые внешне похожи на словосочетания, но не являются ими.
Основные определения: грамматика, морфология, синтаксис, словосочетание, простые и сложные словосочетания, глагольные, именные, наречные, местоимѐнные словосочетания, согласование, управление, примыкание.
Монологический опрос: 1. Понятие словосочетания. 2. Классификация словосочетаний по характеру главного слова. 3. Типы связи слов в словосочетании. Повторение. (письменно) Подберите слова со структурой: 1. ᴖ ^ □. 2. ᴖ. 3. ᴖ ^ ^ □ ^. 4. ᴖ ^.
Задание 1.Выпишите из предложения все словосочетания, определите главное слово, задайте вопрос к зависимому. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни, убегая назад, увлекали спутанные водоросли или гра- вий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме (И.А. Бунин).
Задание 2.Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слово и укажите их части речи. Определите тип связи слов в словосочетании. Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таѐжный посѐлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
Задание 3.Будут ли относиться к словосочетаниям сочетания. В пятом классе, в двадцать пятом, более строгий, ни рыба ни мясо, бить баклуши, согласно расписанию.
Задание 4.Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово. 1. Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, буднич- ный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гу- манный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, да- ровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный. 2. Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снис- кать; обосновать, основать.
Задание 5.Выполните синтаксический разбор выделенных словосоче- таний (См. план и образцы в соответствующем разделе). Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное под- спорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его обще- ственной жизни и творческой деятельности (В.В. Виноградов).
|
|||
|