|
|||
Триумф первых сезонов. Сезон 1909 годаТриумф первых сезонов Сезон 1909 года Вернувшись в Петербург, Дягилев занялся подготовкой сезона 1909 года. На этот раз помимо оперы он решил организовать гастроли русского балета, и поначалу ничто не препятствовало его планам. При содействии балерины Матильды Кшесинской, которая была приближенной императорского двора и в 1890-х состояла в любовной связи с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим Николаем II, Дягилеву была обещана крупная субсидия в размере 25 000руб. и предоставлена возможность проводить репетиции в Эрмитаже. Вместе с единомышленниками – художниками Александром Бенуа и Леоном Бакстом, композитором Николаем Черепниным, князем Аргутинским – Долгоруковым, балетным критиком Валерианом Светловым и другими – Дягилев приступил к работе, задавшись целью создать совершенно иной тип русского балета. Новаторский подход Дягилева отличало стремление достичь «единства художественного исполнения». В обсуждении будущего спектакля участвовали все задействованные в проекте лица – хореографы, художники, композиторы и др. – и сообща разрабатывали сюжет, придумывали характер музыки и танца, костюмов и декораций. Получавшаяся в итоге постановка представляла собой гармоничный «синтез хореографии, музыки и живописи». В обсуждении будущего спектакля участвовали все задействованные в проекте лица – хореографы, художники, композиторы и др. – и сообща разрабатывали сюжет, придумывали характер музыки и танца, костюмов и декораций. Получившаяся в итоге постановкапредставляла собой гармоничный «синтез хореографии, музыки и живописи». Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Приглашение Дягилева приняли Анна Павлова, Михаила Фокина и его жена Вера Фокина, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, Александр Монахов, Матильда Кшесинская, солисты Большого театра Вера Каралли и Михаил Мордкин и другие. В разгар подготовки правительство неожиданно прекратило поддержку сезонов, отняло субсидию и запретило репетировать в Эрмитаже, отказавшись, в довершение всего, предоставить костюмы и декорации Мариинского театра. Причин тому было несколько. В феврале 1909 года умер покровитель Дягилева, князь Владимир Александрович. Затем за ним рассорилась Кшесинская, которая рассчитывала танцевать ведущие партии, в грядущих балетных сезонов и оскорбилась, получив предложение исполнить лишь незначительную роль в готовящемся балете «Павильон Армиды». Кроме того, ему всячески препятствовал директор императорских театров Теляковский. Едва избежав провала, антреприза Дягилева воплотилась в жизнь только благодаря его друзьям – князю Аргутинскому-Долгорукову, Мизии Серт и графине Греффюль, - которые помогли собрать необходимые для организации средства. В апреле 1909 года труппа Дягилева прибыла в Париж. Немедленно началась подготовка зарезервированного для сезонов театра Шатле – была увеличена сцена, на месте партера устроены ложи, обновлён интерьер. Одновременно с этим в напряженном режиме проходили последние репетиции. Репертуар состоял из пяти балетов, поставленных Михаилом Фокиным – в то время он начинал свою карьеру хореографа, 19 мая зрителю были представлены: «Павильон Армиды», «Половецкие пляски» и «Пир», а 2 июня – «Сильфиды» и «Клеопатра». Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Публика и критики восторженно отзывались о мастерстве русских танцовщиков (особенно отметив Нежинского, Павлову и Карсавину), об уникальных декорациях и костюмах работы Рериха, Бакста, о музыки Римского-Корсакова, Мусорского, Глинки, Аренского, Бородина и других композиторов, чьи произведения составили музыкальную основу балетов.
|
|||
|