Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рыночное равновесие.



3. Рыночное равновесие.

Взаимодействие предложения и спроса приводит к установлению равновесной (рыночной) цены, при которой уравновешиваются величины предложения и спроса. Эта цена наиболее приемлема как для производителей (продавцов), так и для потребителей.

Точка пересечения кривых спроса и предложения (Е) называется точкой равновесия (ТР), или точкой равновесной цены. В этой точке объем предложения равен объему спроса (т.е. количество товара будет равновесным). В точке равновесия устанавливается равновесная цена –такая цена, которая подходит и покупателям, и продавцам.

 

Если цена ниже равновесной, то избыток спроса будет вызывать повышение цены, а если цена выше равновесной, то избыток предложения будет приводить к снижению цены. Это означает, что только при данном уровне цены количество товара, которое хотят продать производители, равно тому количеству товара, которое потребители желают и в состоянии купить. Точке равновесной цены соответствует количество продукта, называемое равновесным количеством.

Равновесная цена устанавливается не сразу. Возможны периоды купли-продажи товара по другим, нерыночным ценам. Однако в этих случаях неизбежны избыток или дефицит товара и саморегулирующиеся изменения цен в сторону равновесной цены. Таким образом, расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменения цены, которые в конечном счете приводят к согласованию спроса и предложения и установлению рыночной (равновесной) цены. Следует, однако, учесть, что и сама рыночная цена не остается неизменной. Спрос и предложение товаров меняются, их кривые на графике смещаются, и, следовательно, точка равновесия тоже перемещается. Рынку приходится постоянно оперативно согласовывать предложение и спрос.

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Изменение этих факторов влечет соответствующее изменение спроса и предложения. С этим и связано понятие эластичности спроса или предложения — способности гибко изменяться (повышаться или понижаться) под влиянием определяющих их факторов. Поскольку главный из этих факторов — цена, то рассмотрим ценовую эластичность спроса и предложения.

Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то спрос эластичен. Если даже очень большое изменение цены лишь ненамного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен. Численно степень чувствительности спроса к изменениям цены выражается коэффициентом эластичности спроса (КЭС), определяемым по формуле:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.