|
|||
Тема занятия: «Понятие и функции рынка. Рыночное равновесие»Стр 1 из 4Следующая ⇒ Тема занятия: «Понятие и функции рынка. Рыночное равновесие» Тема включает в себя следующие вопросы: 1. Понятие и функции рынка. 2. Классификация рынков. 3. Рыночное равновесие.
1. Понятие и функции рынка. Настоящим экономистом может стать даже попугай, если научится говорить слова «спрос» и «предложение». Это, разумеется, шутка, но в каждой шутке есть доля правды. А в этой почти всё – правда. Именно действие законов спроса и предложения выступают в качестве «невидимой руки», которая регулирует развитие рыночной экономики. И спрос, и предложение возникают на рынке. Что же такое рынок? Давайте попробуем дать определение этому термину… Итак, что мы представляем, когда слышим слово «рынок»? Покупателей, продавцов, товар…. Кто-то свой товар (или не свой) продает, а кто-то его покупает. Под современным рынком понимают любую хозяйственную систему, позволяющую покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров, или способ организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов. Если же данное определение показалось вам слишком сложным для запоминания, давайте подберем попроще. Можно сказать и так: рынок – это место, где происходит свободная купля-продажа товаров и услуг. Иными словами, рынок – это не только то место, где есть вывеска «Рынок», но и магазины (там ведь тоже продают и покупают товары), биржа труда (центр занятости) – там товаром служит рабочая сила, и такой рынок называют рынком труда, биржи, где продают и покупают ценные бумаги, валюту и т.д. – все это рынки. Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций. 1.Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса, предложения, купли-продажи. 2.Ценообразующая функция возникает благодаря конкуренции при столкновении товарного спроса и предложения. В результате действия свободных рыночных сил складываются цены на товары и услуги. 3.Информирующая функция состоит в информировании бизнесменов о сложившихся ценах и состоянии экономики. 4.Регулирующая функция действует через механизм свободных цен, когда капиталы из менее прибыльных отраслей с пониженными ценам и (перепроизводство продукции) перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате этого в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет. 5.Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен (стимулируется эффективность экономики). 6.Оздоравливающая функция — довольно жесткая, но экономически она оправданна. Рынок как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Иными словами, тот, кто продает товар, не пользующийся спросом, рано или поздно обанкротится и, соответственно, перестанет быть участником рынка. Механизм рыночного саморегулирования включает в себя три главных взаимосвязанных фактора: - рыночные цены; - спрос и предложение; - конкуренция. Рыночные цены — это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Спрос — это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени. Предложение — это количество продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного времени. Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.
|
|||
|