|
|||
ЧАСТИЦЫ . Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ. А для еще могут служить частицы? ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 ЧАСТИЦЫ О чем только не говорят служебные слова в неслужебное время! - Если бы у меня было не две, а хотя бы три буквы, - говорит частица БЫ, - я бы такое сказала! - Ах, эта частица БЫ, какая она мечтательница! Вечно ей хочется того, чего нет! - Вряд ли, - возражает ей частица ЛИ, верная своей привычке во всем сомневаться. Да и нужна ли тебе лишняя буква? - Это же пустой разговор, - останавливает их частица ЖЕ, привыкшая реально смотреть на вещи. - Тебе же вполне хватает двух букв – больше тебе не положено! Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному: БЫ – мечтает, ЛИ – сомневается, ЖЕ – утверждает. И попробуйте ничего не утверждать. Попробуйте ни о чем не мечтать. Сможете прожить? Не сможете! -- А для еще могут служить частицы? 1. Для образования наклонений глагола (да, пусть, пускай, бы) 2. Для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый) 3. Для образования неопределенных местоимений (то, либо, нибудь) 4. Придают предложению или словам различные оттенки. 5. Для придания отрицательных значений словам или предложению в целом. --Какое значение вносят в предложение следующие частицы? ВОТ – (указательное), КА – (смягчение приказания), НИ – (отрицательное и усиливающее отрицание). -- Определить значение частиц в данных предложениях Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? (восклиц.) – риторический вопрос Что за прелесть эти сказки! (восклиц.) Текст. Побывал я однажды в стране, где исчезла частица НЕ Посмотрел я вокруг с доумением: что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, и во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки голубые цвели забудки. И погода стояла настная, и гуляла собака счастная, И, виляя хвостом, уклюже пробегала пролазные лужи. А навстречу без всякого страха шел умытый, причесанный ряха, А за ряхой по травке свежей шли суразный дотепа и вежа. И из школы, взявшись за ручки, чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне есть страна без частицы НЕ.
- Запишите слова, которые без НЕ не употребляются. Какой частью речи они являются? В состав какой морфемы входят?
--- Написание НЕ с разными частями речи требует применения правил. Выписать словосочетание или слово с НЕ. Определить часть речи. Объяснить написание
1. Над всем лежал холодный покров (не) освещенной солнцем росы. 2. Загорелся (не)виданный бой. 3. (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь. 4. Решение нужно было принимать срочно, а посоветоваться (не) с кем. 5. Трава здесь была сочная, зеленая, (ни) кем (не) помятая. 6. (Не) место красит человека, а человек место. 7. Поддержки ждать было (не) откуда. 8. Письмо до сих пор (не) отправлено. 9. Он рассказывал об этом вовсе (не) интересно. --- Служебные части речи очень важны. Без них не всегда понятен смысл высказывания. *Картины художники рассказывать мы прелесть русские дубравы поля бескрайние просторы высокое небо Родина (Составить предложение). Проверка*Картины художников рассказывают нам о прелести русских дубрав и полей, о бескрайних просторах и высоком небе Родины. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка». О чем она (ее тема)? (Природа и человек). Какова основная мысль картины? (Природа помогает нам понять душевное состояние героини) --- «Аленушка» В.М.Васнецова – одно из самых поэтических произведений русской живописи конца 19 века. Картина написана на сюжет русской народной сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Образ одинокой и нежной девушки с любящим сердцем и отзывчивой душой взят из народной поэзии. Художник придал образу необыкновенную нежность и проникновенность. В русском изобр…зительном искусстве (не) много произведений, где так поэтично показано слияние человека с пр…родой. Среди густого леса зам…р пру…, усыпа…ый золотыми листьями 4. В молчании застыли ело…ки, водя…ая гладь то(же) неподвижна. Грус…ная, задумчивая осень как будто сковывает природу. Тихая печаль разлита вокруг. Аленушка пр…бежала в лесную чащу, что (бы) выплакать свое горе, пр…села на камень, и вся природа то(же) грустит вместе с ней.
-- Найти и охарактеризовать служебные части речи.(устно) -- Выписать слова с орфограммами. --- Синтаксический разбор предложения. Повторить изученный материал о служебных частях речи. Словарная работа *Композиция – построение картины: строгая композиция, четкая, удачная. *Палитра –подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма: нежная палитра, богатая палитра *Колорит – соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета: яркий колорит, скромный, неяркий. Повторить служебные части речи
|
|||
|